Практическое занятие 6. Причины и характер

Типичных ошибок в педагогических исследованиях.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этапы и виды педагогического эксперимента.

2. Программа опытно-экспериментальной работы по педагогике.

3. Этап обработки и интерпретации данных в педагогическом исследовании.

4. Оформление итогов научно-исследовательской работы.

Задания для выполнения:

Задание 1. Проанализируйте следующий фрагмент. Как вы думаете, можно ли контролировать «эффект Пигмалиона»?

Если «да», то как?

«Схема эксперимента, если рассматривать его как деятельность экспериментатора, соответствует модели необихевиоризма: стимул – промежуточные переменные – реакция. Экспериментатор дает испытуемому задания, испытуемый (промежуточная переменная) их выполняет.

Если исследователь заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, то он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретации данных, добиваясь, чтобы испытуемый «работал под гипотезу», создавая привилегированные условия лишь для экспериментальной группы. Такие действия экспериментатора – источник артефактов. Американский

 психолог Розенталь назвал это явление «эффектом Пигмалиона» в честь персонажа греческого мифа.

Исследователь, заинтересованный в подтверждении теории, действует непроизвольно так, чтобы она была подтверждена».

*Скульптор Пигмалион изваял статую прекрасной девушки Галатеи. Она была так хороша, что Пигмалион влюбился в Галатею и стал умолять богов оживить статую. Боги отозвались на его просьбы.

Задание 2. Тема вашего исследования: «Формирование ценностных ориентаций подростков». Позволяет ли такая формулировка темы спланировать экспериментальную работу? Какую формулировку вы бы предложили в качестве альтернативной? Обоснуйте свою позицию.

Задание 3. В исследовании ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, проведенном В. М. Утенковым и В. И. Овсянниковым отмечается:

«Что же касается конкретизации цели жизни, то здесь на первое место (39 %) вышло «стремление полностью реализовать себя», затем «сделать счастливым любимого человека» (21 %), «достичь высокого уровня материального благосостояния» (10,5 %), «воспитать ребенка» (6 %), «достичь полной свободы, независимости» (4,8 %), «найти хорошего мужа (жену)» (3,1 %). Вместе с тем весьма невелика доля (2,2 %) тех, кто в качестве цели жизни ставит стремление стать хорошим специалистом в избранной сфере деятельности, и только 4,3 % хотят

овладеть накопленными человечеством духовными ценностями.

Таким образом, такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т. п., заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом, это, видимо, позитивная тенденция, однако известно, что снижение авторитета надличностных ценностей ведет к примитивизации духовных начал».

Проанализируйте данный фрагмент интерпретации результатов исследования и ответьте на вопросы:

1. В какой форме можно представить те же данные?

2. Какая форма, на ваш взгляд, была бы самой

убедительной? Почему?

3. Интерпретация данных, представленная авторами исследования является единственной, или возможны иные трактовки тех же данных?

4. Насколько в целом корректна интерпретация,

приведенная в данном фрагменте?

Практическое занятие 7. Защита и оценка

Квалификационной работы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Процедура защиты квалификационной работы.

2. Требования к написанию доклада.

Задания для выполнения:

Задание 1. Подготовьте доклад по содержанию курсовой работы.

Задание 2. Подготовьте презентацию по содержанию доклада к курсовой работе.

Задание 3. Подготовьте перечень вопросов по содержанию курсовой работы.

Практическое занятие 8. Этические нормы в

Педагогическом исследовании.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этические основания методологии научного поиска.

2. Нормы научной этики.

3. Этические проблемы в известных педагогических и психологических экспериментах.

Задания для выполнения:

Задание 1. Разработайте методические рекомендации для начинающего исследователя с учетом деонтологического компонента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: