Классификации педагогических исследований

Тема 1. Методологические основы педагогического исследования

План

1.Суть понятий «методология», «методика», «педагогические исследования».

2.Классификации педагогических исследований.

3. Результаты исследования и способы их описания.

4.Основные принципы педагогических исследований.

Цель занятия -ознакомление студентов с методологической основой, классификацией и основными принципами педагогических исследований, формирование методологического сознания.

 

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

1.Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.

2.Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.

3.Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Педагогическое исследование – это совокупность методов, средств, технологий, приемов и принципов, необходимых для организации и реализации научно-исследовательской работы, направленной на изучение педагогических явлений, выявление и решение научных проблем в воспитательно-образовательном процессе.

Из курса философии известно, что методологияэто наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Важно далее уточнить, что следует понимать под методологией, каковы ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

В широком смысле слова методологияэто совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком

В.В. Краевский в работе «Методология педагогического исследования»[1] приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однажды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, и движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также как теория для создания соответствующих педагогических концепций. По мнению Р. Барроу, существует специальная философия, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.

Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

· — во-первых, определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность;

· — во-вторых, направляет и предопределяют основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель;

· - в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении;

· — в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики;

· — в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке;

в-шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия «методология», определяющие се функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики — это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;

— в-третьих, рассмотрение исследуемых проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д.;

— в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчинснность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

-в-пятых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов-исследователей на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.

Обобщая сказанное выше, приведем классическое определение методологии педагогики, данное одним из ведущих отечественных специалистов в этой области В.В. Краевским: «Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы» [2].

. Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики — дескриптивной, т.с. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной — нормативной, создающей ориентиры для работы педаго-га-исследователя.

Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии на две группы — теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:

— определение методологии;

— общая характеристика методологии науки, ее уровней;

- методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в областях педагогики;

— объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

— научное познание в науке среди других форм духовного освоения мира;

- определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятийно-категориального аппарата;

— типология педагогических исследований;

— характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

— логика педагогического исследования и т.д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии соответствующей науки и методологической рефлексии педагога-исследователя.

2. Методы теоретического исследования.

1.В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

2.Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

Классификации педагогических исследований

В настоящее время научные работы разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные работы освещают теоретические закономерности педагогики, ее методологию. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, они связывают теорию с практикой. Разработки непосредственно обслуживают практику, сюда относятся учебные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы. В любой психолого-педагогической дисциплине могут быть и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки.

К фундаментальным относятся исследования, нацеленные на поиск новых идей, путей и методов познания и объяснения. Фундаментальные исследования характеризуются следующими отличительными признаками: исторический подход к изучению объективной действительности; критический анализ существующих научных концепций, выявление перспектив движения, противоречий, ведущих тенденций; богатство фактического материала, использованного для иллюстрации исследования.

Прикладные исследования и разработки направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий. При оценке прикладных исследований в первую очередь учитывается практическая значимость работы. Актуальность работы характеризуется ее практической необходимостью, значимость - широтой и направленностью исследования.

Работы разделяют также на теоретические и экспериментальные в соответствии с основным методом исследования. Например, в истории педагогики основной метод – теоретический, опытная работа здесь подчас невозможна.

Важнейшей характеристикой психолого-педагогического исследования является его результатсовокупность новых идей, практических и теоретических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Ценность любого исследования определяется именно полученным результатом. Результат исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.

Результатом завершенных психолого-педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.

Можно выделить следующие основные результаты психолого-педагогических исследований.

Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.

Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации.

Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа).

 

1. Классификация по типу связи науки и практики

Различают такие виды педагогических исследований как фундаментальные, прикладные, разработки.

Виды педагогических исследованийпо типу связи науки и практики

1. Фундаментальные открывают законы и закономерности педагогического процесса, общетеоретические концепции, методологию, историю педагогической науки. Эти исследования – база для прикладных исследований и разработок.
2. Прикладные решают отдельные теоретические и практические вопросы (содержание обучения, методы обучения и воспитания, подготовка учителей и т.п.) направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики. Эти исследования являются промежуточным звеном между наукой и практикой, фундаментальными исследованиями и разработками.
3. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения, прямо обслуживают практику: это программы, учебники, учебные пособия, инструктивно-методические рекомендации и т.п.

2 Классификация в зависимости от применения в них эксперимента

Выделяют теоретические и экспериментальные исследования(С.И. Брызгалова)

Виды педагогических исследований в зависимости от применения в них эксперимента

1) теоретические исследования эксперимент либо вообще не используется, либо используется ограниченно. В самом деле, возможен ли эксперимент, скажем, в исследовании по истории педагогики?
2) экспериментальные исследования основываются на эмпирических методах (наблюдение, эксперимент, опыт и др.), проводится эксперимент.
3) теоретико - экспериментальные включают теоретическую и экспериментальную часть. В большинстве исследований теоретический и экспериментальный компоненты переплетаются: в фундаментальных исследованиях эксперимент бывает необходим для проверки теоретических положений, вэкспериментальных – полученные факты и явления нуждаются в теоретическом обосновании.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: