Тема 1.1.
Философия (др.-греч. φιλοσοφία дословно - любовь к мудрости) - наука о наиболее общих принципах развития природы, общества и мышления, наука о всеобщем в отношении человека и мира.
Философия лежит в основе почти всех существующих гуманитарных наук, но не только их. Например, философия лежит в основе математики, логики и других естественных наук, определяя их смысл в целом.
Основными пробелами философии являются: познаваемость мира, вопросы об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.
Цель философии - заинтересовать человека ценностями мира, позволить ему выйти из его же «зоны комфорта», придать его жизни смысл.
Задача философии - развитие мировоззрения.
Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
К функциям философии относятся:
|
|
1. Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
3. Мыслительно-теоретическая - выражается в том, что философия учит мыслить и теоретизировать;
4. Гносеологическая - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;
5. Критическая - критиковать окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия;
6. Аксиологическая - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др;
7. Социальная – помогает понять общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;
8. Воспитательно-гуманитарная - состоит в том, чтобы привить каждому человеку и обществу в целом гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
9. Прогностическая – позволяет спрогнозировать тенденции развития, человека, природы и общества;
10. Человеко-творческая функция заключается в том, что философия осознает культурный смысл данной эпохи (категории культуры), осмысливает его, доводит до общества и тем способствует образованию и воспитанию людей. Философия развивает критическое мышление и вырабатывает определенное искусство жить.
|
|
|
|
|
|
11. Гедонистическая - философия и процесс философствования доставляет человеку удовольствие, радость.
Роль философии в обществе состоит в том, что философия необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Также она философия способствуют закреплению у человека норм марали и этики, характерных для общества ценностей, что в свою очередь позволяет людям жить в мире и гармонии друг с другом.
Структура современной философии:
1. Учение о бытие (онтология) — включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его главных принципах.
2. Учение о познании (гносеология) или теория познания — философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.
3. Учение о человеке (философская антропология) и учение о ценностях (аксиология) — это анализ проблем человека, его природы и сущности, образа его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.
4. Учение об обществе — социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом, она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.
5. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Логика учит правильно рассуждать.
6. Этика — философская дисциплина, предметом исследования
которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» и др.
7. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.