Методы исследования в методике обучения русскому языку

В своей профессиональной деятельности учитель не всегда заимствует готовые шаблоны, чаще всего ему при решении проблем обучения приходится заниматься исследовательской деятельностью. Для решения той или иной педагогической задачи (например, построение модели образовательного процесса, оценка эффективности учебного процесса при реализации па практике данной модели обучения) учитель начальных должен овладеть методами педагогического исследования.

Под методом (от греч. путь исследования, теория, учение) научного познания следует понимать совокупность способов получения нового знания, практического или теоретического познания действительности.

Методика обучения русскому языку как наука обладает собственным арсеналом методов исследования, с помощью которых добывается информация, осуществляется ее анализ, обобщение, классификация и т.д. Результатом становится обнаружение существующих в педагогике закономерностей процесса обучения, развития и воспитания школьников. Учет этих закономерностей позволяет повысить качество образования.

Методы исследования во многом определяются характером решаемой педагогической проблемы, что позволяет выделить среди них практические и теоретические.

 

Перечислим практические (эмпирические) методы исследования:

а) методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

б) методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование)*;

в) методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

г) методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг);

д) методы внедрения результатов педагогического исследования (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение).

Наблюдение, несомненно, является одним из самых старейших исследовательских методов. Наблюдение как метод сбора эмпирических данных есть целенаправленное, комплексное (в поле зрения находятся все существенные стороны наблюдаемого) и систематическое изучение тех или иных сторон учебного процесса, а также всего процесса в целом в естественных условиях. Наблюдение предполагает: определение задач, объектов наблюдения; фиксацию результатов, накопление научного материала; обработку полученных данных, их анализ, сравнение, обобщение, классификацию и т.д. Наблюдение завершается формулировкой выводов, что позволяет осуществить модернизацию учебного процесса — его изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

По временной организации наблюдение может быть непрерывным и дискретным (проводится в отдельные промежутки времени). По частоте применения — постоянным, повторным, однократным и многократным.

 

Наряду со многими достоинствами, такими как доступность, распространенность, наблюдение как метод исследования имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение требует больших затрат сил и времени; не позволяет активно вмешиваться в учебный процесс; при наблюдении возникает опасность получения недостоверных данных; оценка результатов наблюдения нередко зависит от субъективной позиции наблюдателя, от которого могут оказаться скрытыми некоторые явления и процессы, и др.

 

Отметим, что наблюдение является пассивным методом педагогических исследований, не требует от исследователя вмешательства в поведение изучаемого объекта.

 

Более активным методом педагогических исследований выступает беседа, которая проводится по заранее подготовленному плану, включает вопросы, которые требуют пояснения. Беседа позволяет выявить, сравнить различные точки зрения участников педагогического процесса, их отношение к изучаемым психолого-педагогическим фактам и явлениям, предоставляя возможность глубже проникнуть в их сущность. Данные, полученные с помощью беседы, являются достаточно объективными.

 

Для массового изучения тех или иных вопросов педагогического характера используется метод анкетирования, при котором применяются специально разработанные опросники, или анкеты, различного типа. Среди них:

1) открытые (они требуют самостоятельного формулирования ответов на вопросы или ответов к заданиям);

2) закрытые (в них необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных вариантов);

3) полузакрытые (в них к готовым вариантам ответов можно добавлять собственные ответы);

4) именные с указанием фамилии испытуемого и анонимные.

 

Достоинством тестирования является его целенаправленность — исследуется определенный объект, например качество знаний учащихся по той или иной теме учебного предмета и др. При этом тестирование проводится в строго контролируемых условиях, все испытуемые находятся в одинаковом положении. Во время тестирования используется тест (от англ. lest -испытание, исследование), который представляет собой стандартизированную процедуру измерения, должен удовлетворять таким требованиям, как надежность (устойчивость результатов), валидность (соответствие целям испытания).

Изучение школьной документации (учебных планов и программ, рабочих планов, классных журналов, протоколов различных собраний, контрольных работ учащихся, их тетрадей и дневниковых записей и др.) позволяет сделать выводы о содержании обучения, его методах и организационных формах, о полученных результатах и т.д.

 

Шкалирование как метод контроля и измерений позволяет превратить полученные качественные показатели в количественные. Так, шкалирование позволяет оценить по пятибалльной шкале степень активности учащихся, которую они проявляют при выполнении задания.

Шкалирование, направленное на оценивание качества личности с помощью экспертов (людей компетентных в данной области), получило название рейтинга.

 

В настоящее время получение количественных показателей связано с широким использованием математических методов обработки данных, накопленных при наблюдениях, анкетировании, тестировании, педагогическом эксперименте и т.д. Обработка этих данных при помощи математических методов позволяет в наглядной форме отобразить выявленные зависимости в виде таблиц, графиков, диаграмм.

 

Применение статистических методов исследования связано с использованием подходов статистики. Под статистикой понимается получение, анализ и обнародование информации, характеризующей количественные закономерности изучаемого объекта. Статистика позволяет получить информацию о различных тенденциях, например об увеличении (уменьшении) числа детей, усвоивших учебное содержание по русскому языку.

 

Одним из наиболее распространенных методов внедрения результатов педагогического исследования является педагогический эксперимент. Этот метод служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории, установлению и уточнению фактов. Эксперимент требует сознательного вмешательства исследователя в поведение изучаемого объекта, создания специальных условий, позволяющих более четко видеть особенности изучаемого объекта, зависимость его поведения от различных факторов. Педагогический эксперимент трактуется как наблюдение, проводимое в специальных условиях. В процессе эксперимента осуществляется опытная проверка выдвинутых предположений относительно эффективности применяемых в одних и тех же условиях методов, приемов, средств и форм обучения. Критерием экспериментальной деятельности является наличие: цели эксперимента, гипотезы (предположительного знания, теории, не получившей еще своего подтверждения), специально созданных условий эксперимента, способов диагностики и воздействия на предмет экспериментирования, нового педагогического знания (по Е. С. Комракову и А. С. Сиденко) [См.: Комраков Е. С, Сиденко А. С. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! М., 1996.].

Педагогический эксперимент включает несколько этапов. На подготовительном этапе имеют место: диагностика (построение "картины" состояния исследуемого объекта), прогнозирование (разработка программы эксперимента), организация (подготовка материальной базы эксперимента, распределение управленческих функций, планирование места, времени и др.). На практическом этапе реализуется исполнительская функция эксперимента. Обобщающий этап осуществляет аналитическую функцию (анализ результатов эксперимента, их соотнесение с поставленными целями).

В зависимости от характера поставленных задач эксперимент может быть констатирующим и формирующим. Если констатирующий эксперимент направлен на выявление состояния процесса обучения, то формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) предусматривает преобразование процесса обучения.

 

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, которые могут применяться в рамках структурного метода, а также метода моделирования.

 

Основой структурного метода является движение мысли от бедных содержанием общих и неясных форм к установлению точных связей и отношений элементов структуры изучаемого объекта. Под структурой объекта понимается совокупность внутренних устойчивых связей и отношений элементов объекта, которые обеспечивают его целостность.

Что может влиять на эффективность обучения русскому языку? Отвечая на данный вопрос, исследователь в структуре учебного процесса должен вылепит, следующие существенные элементы: содержание учебных книг, характер дидактической деятельности учителя, характер учебно-познавательной деятельности учащихся. Заметим, что наряду с выделенными элементами исследователь может обнаружить и другие. Далее начинается работа по установлению связей и отношений между элементами.

Содержание учебных книг, как правило, учителю предлагается в готовом виде. Однако педагог вынужден корректировать данное содержание с учетом различных обстоятельств (индивидуальных и возрастных особенностей учащихся), новых требований, предъявляемых к организации учебного процесса на уроках русского языка и т.д. Поэтому дидактическая деятельность учителя связана с корректировкой учебного содержания по русскому языку, изменением характера деятельности учащихся, что существенно влияет па повышение эффективности учебного процесса. От дидактической деятельности учителя, рационального выбора методов обучения зависит характер учебно-познавательной деятельности учащихся.

Структурный метод предполагает теоретический анализ и синтез, конкретизацию и абстрагирование.

При анализе (от греч. analysis — разложение) осуществляется мысленное или реальное расчленение целого на элементы, а также установление связей между элементами. Анализ неразрывно связан с синтезом, например анализ позволяет в целом курсе русского языка выделить его разделы, разработать структуру каждого раздела и т.д.

Синтез (от греч. synthesis — соединение) позволяет мысленно или реально соединить элементы объекта, связи и отношения между ними в единое целое, представить их как систему. Синтез неразрывно связан с анализом. К примеру, при синтезе возможно соединение материалов различных разделов курса "Русский язык", чтобы определить необходимый и достаточный объем знаний учащихся, привести эти знания в систему.

 

Конкретизация есть действие по приданию чему-либо (например, уроку русского языка) конкретного выражения. Конкретное понимается как реально существующее, предметно определенное, четко обозначенное. В научном плане конкретное (от лат. concretus — уплотненный) является философской категорией, которая выражает целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений. Конкретизация позволяет выявить и установить существенные связи элементов структуры объекта. При этом теоретическое познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному.

 

Конкретному противостоит абстрактное — полученное путем абстракции. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) есть форма познания, которая основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных, его свойств и связей. Основными типами абстракции являются изолирующая и обобщающая абстракция, идеализация. При использовании изолирующей абстракции исследователь вычленяет исследуемое явление из некоторой целостности; при использовании обобщающей абстракции создается обобщенная картина явления (целого). При идеализации имеет место замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, моделью. Примером идеализации (схемы, модели) является учебный план, конспект учебного занятия и др.

 

В современных научных подходах использование структурного метода базируется на идее моделирования, что связано с исследованием педагогических процессов путем построения и изучения различных его моделей.

 

В педагогических исследованиях в настоящее время под моделью (от лат. modelium — мера, образ, способ и др.) процесса обучения понимается специально созданная структура объекта для воспроизведения в упрощенной и наглядной форме характеристик подлинного объекта, который исследуется.

 

Модели могут выполнять две основные функции: теоретическую (в этом случае они выступают в качестве специфического образа действительности, в котором содержатся элементы абстрактного и конкретного, общего и единичного) и практическую (в таком случае они выступают в качестве орудия и средства научного эксперимента).

 

Кроме того, по справедливому замечанию Ю. К. Бабанского [ См.: Бабанский Ю. К. Избранные педагогические груды. М.: Педагогика, 1989.],  разработанная модель помогает систематизировать знания об изучаемом процессе и определить путь целостного описания. Модель четко определяет компоненты, составляющие систему, достаточно схематично и точно выявляет связи внутри моделируемого объекта; она генерирует, порождает вопросы, становится инструментом для сравнительного изучения различных областей явления, открывает возможности для создания целостных классификаций.

 

В целом можно сделать следующие выводы.

1. Модель позволяет не только описать, объяснить существующее положение дел, но и осуществить достаточно точный научный прогноз на основе выявления и реализации объективно существующих закономерностей процесса обучения.

2. Моделирование позволяет изучать педагогический объект (процесс обучения) поэлементно, при определении основных (существенных) его компонентов.

3. Выполняя синтезирующую функцию, моделирование позволяет объединять разрозненные данные в единое целое на основе выявленных закономерностей и логического рассуждения. Моделирование позволяет привести систему частных знаний в систему педагогических знаний.

4. Моделирование позволяет уточнять и комментировать знания о педагогическом объекте (конкретизация).

5. Моделирование позволяет создавать обобщенную, абстрактную модель педагогической действительности или ее фрагмента (абстрагирование).

6. Моделирование позволяет создавать идеальную модель педагогической действительности или ее фрагмента (идеализация).

7. Моделирование предусматривает логический анализ на моделях, расчеты, проведение опытов, наблюдения и др.

8. Модель позволяет судить о явлениях педагогической действительности, делать выводы относительно тех или иных изменений в педагогической системе.

 

Построение модели (моделирование) требует: определения основных (существенных) компонентов, установления относительно устойчивой совокупности внутренних связей и отношений между компонентами, выявления целостной структуры изучаемого объекта. Принято считать, что первые три года молодой учитель набирается опыта, в дальнейшем он стремится к педагогическому мастерству, в нем рождается исследователь. Творческая деятельность учителя требует овладения методами педагогического исследования для разработки новых идей и подходов, для реализации их на практике.

 

 

 

 

*Шкала – это средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.

 

Шкалирование (в педагогике) — это операция, направленная на упорядочивание конкретных исходных эмпирических данных посредством перевода их в шкальные оценки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: