Наука – это, прежде всего исследование, и как человеческая деятельность характеризуется методом. Метод – это путь познания, способ, посредством которого формируется наука; это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно – проблема, «рамка» в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация и сам метод. К. Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются и гипотезы, и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.
Метод – это реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
|
|
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д., то есть имеет место редуцирование изучаемой реальности.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.
Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
|
|
При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы, которая выступает своеобразной «рамкой» исследовательского процесса.
Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.
Классификация методов психологического исследования
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Ели следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.
Выделяют пять уровней системного подхода:
1. Уровень методики
2. Уровень методического приема
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.)
4. Уровень организации исследования
5. Уровень методологического подхода
Приведенное уровневое деление способов близко к тому, которое
предложил Г.Д. Пирьов, разделив методы на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.) 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б. Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого- педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы.
Б.Г. Ананьев подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:
1. организационные
2. эмпирические
3. способы обработки данных
4. интерпретационые.
К организационным методам Б. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод. В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.)
Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно – методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:
|
|
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта.
3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представление объекта (графиками, таблицами, схемами).
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании автора, в его концепции. Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.
На сегодняшний день в психологии принято выделять следующие методы.
Основные
Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.
Житейские наблюдения - ограничиваются регистрацией фактов, носят
случайный, неорганизованный характер.
Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный - протекает в обычных условиях. Применяется при изучении, например, познавателных возможностей на различных возрастных этапах. Констатирующий -переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие – четкий план, фиксация результатов. Формирующий – моделирование некоторых сторон деятельности человека. Это обучающий. Воспитывающий эксперимент.
|
|
Вспомогательные методы:
- Анализ продуктов деятельности
- Близнецовый метод
- Биографический метод
- Социометрия
- Моделирование
- Анкетирование
- Тестирование: прогнозирующие, диагностирующие, развивающие.