Тема 2. Классификация методов психологического исследования (4ч)

План:

1. Основные подходы к классификации методов психологического исследования.

2. Описание основных методов психологического исследования.

Основные подходы к классификации методов психологического исследования. В настоящее время в психологии не существует единого мнения по поводу классификации применяемых методов.

Рубинштейн С.Л. в качестве основных психологических методов рассматривал наблюдение (внешнее и внутреннее) и эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), а также изучение продуктов деятельности, беседу и анкетирование.

Пирьов Г.Д. выделял наблюдение (объективное и субъективное; непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.).

Ананьев Б.Г. разделил все методы на организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный), эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, биографический метод.

Дэвид Мартин делит методы на две большие группы: количественные и неколичественные. К количественным он относит экспериментальный метод, корреляционное исследование, опрос и архивное исследование (в отечественной психологии этот метод чаще всего называют методом анализа продуктов деятельности. К неколичественным методам он причисляет этнографическое исследование, наблюдение в естественных условиях и анализ единичного случая. Критерием для разделения на такие группы является возможность выразить результаты в количественном, числовом варианте.

Описание основных методов психологического исследования. Несмотря на различия в классификации методов, большинством психологов в качестве основных рассматриваются эксперимент, наблюдение и беседа.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану, разработанному исследователем. Исследователь определяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, которые имеют непосредственное отношение к его научному исследованию.

Наблюдение делится на непосредственное и опосредованное. Непосредственное проводится без использования специальных приборов, а опосредованное производится с помощью наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

С позиции экспериментальной психологии наблюдение имеет такое достоинство, как изучение поведения людей или животных в естественных условиях, что обеспечивает высокий уровень соответствия между ситуацией исследования и реальной жизненной ситуацией. Недостатками же такого метода являются высокая зависимость результатов от личности исследователя, а также малая возможность контроля ситуации для исследователя. Также к недостаткам, с точки зрения классической науки, можно отнести затруднения в количественном выражении результатов, полученных в ходе исследования.

Термин «архивный метод» используется чаще американскими учеными, в то время как отечественные психологи чаще используют термин «анализ продуктов деятельности». Такие названия приняты для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. к достоинствам данного метода можно отнести тот факт, что при анализе продуктов деятельности можно получить более обширные данные, чем при организованном эксперименте. В некоторых случаях выбор такого метода может обеспечить получение данных, которые при ином методе получить невозможно. Основным недостатком такого метода с позиции экспериментальной психологии является то, что его использование не позволяет установить причинно-следственных связей.

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях. При проведении эксперимента исследователь старается изменить внешние условия таким образом, чтобы повлиять на изучаемый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается причиной, а изменение состояния (поведения) объекта – следствием. Экспериментом может быть признано только такое исследование, в котором исследователь не просто регистрирует изменения в поведении испытуемого, но активно (соответственно плану) воздействует на это поведение.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные подходы к классификации методов психологического исследования?

2. В чем специфика метода наблюдения в психологии?

3. Какова специфика архивного метода?

4. В чем особенность применения экспериментального метода?

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: