1) Собаки неустойчивого типа в резко выраженной форме, т. е. дающие резкие переходы от состояния возбужденности к состоянию глубокой заторможенности.
2) Собаки крайне-возбудимого типа, совершенно не поддающиеся выработке у них тормозов. Это лишает возможности работы с ними, и дрессировка становится бесцельной.
3) Собаки крайне-тормозимого типа, особенно при наличии преобладания оборонительного инстинкта (трусость), в пассивной форме.
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) собаки. Громадное значение для правильного отбора собак имеет тип ВНД собаки.
Отсутствие в настоящее время разработанной методики по определению типа ВНД в полевых условиях не позволяет установить тип высшей нервной деятельности собаки при ее отборе для дрессировки.
Тип высшей нервной деятельности у собак может быть определен лишь путем тщательного изучения собаки в процессе дрессировки и особенно в первоначальный период дрессировки.
Определение типа высшей нервной деятельности у собак должно производиться путем изучения выработки условных рефлексов на различные команды и жесты при дрессировке. При этом учитывается быстрота и стойкость образования как положительных, так и тормозных условных рефлексов, а также легкость и четкость выработки различных диференцировок. Для того чтобы изучить высшую нервную деятельность собаки в процессе дрессировки, следует каждому дрессировщику вести дневник дрессировки, в котором отмечать все особенности поведения собаки, проявляемые при дрессировке, а также податливость собаки к дрессировке.
Для того чтобы определить тип ВНД собаки, необходимо выяснить:
1. Двигательную активность собаки.
2. Быстроту и стойкость выработки условных рефлексов.
3. Особенности диференцировки.
4. Проявление основных реакций.
6. Дрессировка собак для служебных целей проводится специально подготовленными для этого лицами — дрессировщиками служебных собак.
Не каждый человек может отвечать тем требованиям, которые предъявляют к дрессировщику. Поэтому необходимо производить соответствующий подбор людей для этих целей.
Дрессировщик прежде всего должен любить свое дело, быть энергичным, решительным, требовательным, настойчивым и в то же время терпеливым. Он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку.
Приступая к дрессировке собаки, дрессировщик должен знать ее возраст, состояние здоровья, условия, в которых собака находилась до дрессировки, особенности ее нервной системы, преобладающие реакции и отношение ее к различным раздражителям.
Маленьких щенков начинают воспитывать в возрасте 3-4х месяцев.
Воспитание преследует цель постепенной подготовки организма молодой собаки к последующей дрессировке и работе. Подготовка организма ведется в двух направлениях:
физическая подготовка и психофизиологическое воспитание.
Физическая подготовка развивает крепость костяка, выносливость и способность к общей физической закалке организма.(уход, создание условий,) предупреждения рахита.)
Размещение щенят в естественных условиях играет чрезвычайно большую роль, способствуя закалке организма. Вот почему в летнее время рекомендуется помещать молодые пометы в особых двориках, выгулах с навесом, защищающим от солнца, дождя.
Психофизиологическое воспитание заключается в развитии и укреплении полезных служебных качеств, в установке характера молодой собаки.
с 3-месячного возраста щенка знакомят с факторами отвлечения путем регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам, в толпе у вокзалов, у ряда других мест, словом, всюду, где можно получать сильные и новые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному; сюда же относится приучение к выстрелам.
В возрасте 3 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м) без каких бы то ни было принудительных влияний, а также делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходимо начать воспитание любви к апорту и заинтересованности к процессу апортировки.
С 5-месячного возраста возможен переход на первоначальные упражнения по охране вещей, а также на работу по преследованию и задержанию, с целью усилить злобу, недоверчивость к чужим и хватку. В этих видах упражнений особенно важно воспитать у собаки уверенность в победе путем искусственно создаваемых положений. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В период 5—7 мес. начинается смена зубов; в этот период нужно осторожно подходить к развитию хватки.
План воспитания щенка
В план воспитания должно входить:
1) наблюдение за физическим состоянием щенка;
2) чистка щенка;
3) наблюдение за испражнениями;
4) обязательное присутствие при кормлении;
5) нахождение не менее 4—6 часов при щенке и ведение игр и упражнений, соответствующих возрасту и будущей работе;
б) наблюдение за взаимоотношениями щенков.
Элементы дрессировки
1.Интонация Значение интонации при дрессировке чрезвычайно велико, и это вполне понятно. Интонация слагается из интенсивности и тембра звуков. Теория дрессировки различает в общем три основных интонации: ласка, приказание, угроза. Необходимо предостеречь: интонации ни в коем случае не должны иметь искусственных ноток, ибо собака немедленно почувствует в силу остроты слуха фальшь и станет недоверчиво относиться к дрессировщику.
2. Команды. Команды при дрессировке должны быть: 1) кратки, 2) неизменяемы. Растянутые команды утомляют собаку — при них возможен преждевременный срыв ее с места; краткие команды всегда звучат резче.
3. Поощрения и запрещения
Чтобы показать собаке правильность выполненного ею приема, употребляют слово «хорошо», связывая его с ласковым поглаживанием или игрой с собакой, дачей лакомства (мяса) и с поощряющей ласковой интонацией.
Говоря о лакомстве как мере поощрения, нужно сказать, что, помимо непосредственного его действия как пищевого раздражителя, манеры дрессировщика, его мимика и движения должны придать особую «ценность» даваемому кусочку.
Кусочки лакомства должны быть небольшого размера: мясо или сухари в 1—2 см.
Вначале лакомство дается часто, по исполнении каждого приема, каждого верного действия.Затем, постепенно, дача лакомства оттягивается, заменяясь лаской, командой «хорошо».
4. Принуждение
Метод комбинированных сочетаний принуждения и поощрения достаточно проверен, он безошибочен. Мы встречаем его на каждом шагу. Мы оперируем им всегда, и результаты его безотказны.
Что такое отвлекающие раздражители.
Под отвлечениями мы понимаем результат действия тех раздражителей, которые действуют на собак сильнее, чем раздражители, даваемые дрессировщиком.
Развитие дисциплины у молодой собаки следует начинать в тихом, уединенном месте, без каких бы то ни было отвлечений «внешнего мира».
Когда общая дисциплина будет ею усвоена, и связь с дрессировщиком будет установлена, переходят к работе в присутствии людей и собак, при шуме поезда и т.