Музыкальное воспитание и образование в эпоху Ренессанса

 

В эпоху Возрождения бурно развивается педагогическая мысль. В трактатах о воспитании подчеркивается воспитательная роль музыки, литературы, ораторского искусства. Гуманизм эпохи Ренессанса сыграл положительную роль в культурном развитии Европы, но он носил ярко выраженный классовый характер. Идеал гармонически развитого человека, получивший отражение и в педагогике, имел непосредственное отношение к «верхним» слоям общества, а «низшие» слои общества были лишены возможности всестороннего развития.

В XV веке происходит существенный перелом не только в музыкальной культуре, но и в музыкальном образовании. Подъем музыкальной культуры связан с началом нотопечатания, поэтому возникла необходимость в формировании музыканта нового типа. Характерная особенность музыкального обучения в этот период – музыка изучается не как наука, а как искусство, освобождается от влияния церкви, и становится самостоятельным видом искусства.

Музыка играет большую роль в общественной жизни городов Италии, Франции, Германии. Здесь в сотнях кружков занимались композицией или игрой на музыкальных инструментах. Знание музыки и умение играть музицировать становятся необходимым элементом светской культуры и образованности.

Музыкальное образование развивается параллельно с появлением новых форм музицирования. Передовые идеи вызревают и в области музыкального воспитания и образования. Они нашли отражение в требовании гуманистов, наряду с чтением и письмом, осваивать несколько языков, учить детей пению и игре на нескольких музыкальных инструментах.

Свидетельством новых педагогических установок является роман французского писателя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем описаны, наряду с другими занятиями, и занятия музыкой. Гаргантюа пел в 4-5 голосном ансамбле, играл на лютне, спинете (инструмент типа клавесина), афре, флейте, виоле и тромбоне. Затем он учился читать, красиво писать античные и римские буквы и цифры.

Основными формами инструментального музицирования становится церковное, салонное, школьное и домашнее музицирование. В этих формах по-разному сочетаются элементы церковного и светского искусства, но общим является то, что они отражают духовные потребности личности, осознавшей свою значимость.

В эпоху Возрождения музыкальное обучение было преимущественно индивидуальным. С ранних лет детей учили хоровому (церковному) пению, игре на музыкальном инструменте (преимущественно лютне). Узкой специализации не было, поэтому каждый музыкант должен быть и исполнителем, и импровизатором, и композитором. Сочинение музыки не считалось самостоятельной профессией.

Эпоха Возрождения изменила принципиальные установки и взгляды на процесс обучения детей: высказывались мысли о превращении учения из труда в игру, выдвигалось требование к учителю заботиться о детях, уметь вести с ними диалог. В XV веке в Италии под Падуей была организована экспериментальная школа «Веселый дом». В основу воспитания были положены идеи всесторонне развитой личности. Дети изучали произведения греческих поэтов и философов, занимались физическими упражнениями и музыкой. Организаторы школы признавали огромное воспитательное значение искусства и считали, что именно оно делает его «властелином вещей».

Всесторонняя образованность, гармоническое развитие были доступны лишь социальному меньшинству – дворянству и аристократии. Народ был практически исключен из музыкального образования. В странах Западной Европы формами массового приобщения народа к музыке оставалось пение в церковно-приходских школах, где наряду с духовной музыкой исполнялись и светские песни.

Высоко оценивая воспитательную роль пения, Мартин Лютер придавал музыке большое нравственно-эстетическое значение. Являясь автором духовных песен и хоралов, он требует от учителя обязательного умения петь. М. Лютер считает, что тот учитель, который не умел петь, не должен воспитывать детей.

В школах для народа, которая по-прежнему находилась под влиянием церкви, в программу обучения включаются вокальные произведения светской музыки и инструментальное музицированию. Оно ярко проявляется в воспитании и обучении бездомных детей и сирот в специальных приютах-консерваториях.

В Италии первоначально консерваториями назывались городские приюты для сирот и беспризорных. В приютах, создававшихся главным образом при церквах, детей обучали ремеслу и музыке, преимущественно пению с целью подготовки певчих для церковных хоров. Первый из приютов, названный «Санта-Мария ди Лорето», был основан в 1537 году в Неаполе. Позднее в этом же городе были открыты еще 3 приюта, в которых музыка постепенно становится обязательным занятием. Детей обучали пению, игре на инструментах, теории композиции и др. Постепенно итальянские консерватории превратились в специализированные школы-интернаты, готовящие композиторов и исполнителей из разных стран Европы.

В Венеции учебные заведения такого типа называли «оспедале», т. е. госпиталь, сиротский дом, приют для бедняков и больных. В XVI веке были известны такие учреждения как «Делла Пиета», «Деи Мендиканти» и приют для девочек «Санти-Джованни э Паоло». Позднее количество этих учреждений заведений сократилась, но из них образовались музыкальные колледжи и профессиональные музыкальные заведения.

В Риме в 1566 году Джованни Палестрина (ок. 1525-1594) основал общество музыкантов. Он является главой римской полифонической школы, возглавляет в качестве директором певческой школы при церкви Санта-Мария Маджоре, руководит хорами, занимается обучением певцов, пишет мессы, мотеты, мадригалы. Духовная музыка Палестрины осталась в истории музыки непревзойденным образцом полифонической музыки. В течение нескольких столетий его музыка становится образцом в практике обучения музыкантов искусству полифонии.

В крупных городах появляются школы музыкального мастерства, в которых готовят музыкантов-профессионалов. Эти школы не имеют общей программы: одни уделяют внимание исполнительскому мастерству, другие – теории и сочинению. Музыкальное образование также получают в школах при католических храмах (метризе), и в университетах.

Во Франции и Нидерландах метризами называли музыкальные школы, в которых обучали церковных певчих. Наибольшее распространение метризы получили в XV-XVIII веках. Здесь детей учили не только петь, играть на органе и других инструментах, постигать основы теории музыки, но и давали общее образование. В каждой метризе обучалось от 20 до 30 певчих под руководством хормейстера. Из числа учащихся вышли многие выдающиеся французские и нидерландские композиторы. В их числе Г. Дюфаи, Я. Обрехт и др.

Таким образом, философия, педагогика и музыка эпохи Возрождения обогащается творческими принципами художественной правды и гуманизма, красоты и гармонии. В отличие от средневековья, бурно развиваются музыкальные жанры и формы, происходит слияние форм светского и духовного воспитания и образования, определяются пути общего и профессионального музыкального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: