Третье занятие. Африка, пустыня

Задачи: познакомить детей с растительным и животным миром пустыни и саванны, узнать новые понятия: саванна, сычь и т.д., развивать память, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка верблюд, «пластилиновая карта», сделанная на прошлом занятии, карточи-пазлы с изображением животных леса и Африки.

Ход занятия:

Воспитатель: Где наш прекрасный мир? Как много мы всего уже сделали. Но это еще не все! Мир гораздо разнообразней. И кроме нашей русской природы: лесов, полей и рек, в мире есть еще и другая природа, на других частях света. Помните, что на юге, где жарко, есть такая часть света (континент) – Африка. Какие стихи про Африку мы помним? (Ответы детей: «Айболит», «Бармалей»). Почти вся Африка – это одна большая пустыня. Помните, стихотворение про пустыню? Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Желтая сираница»:

Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.

Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.

Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.

Вот желтая страница -
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.

Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды -
Степные поезда.

Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.

Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.

А ветер носит тучи
Горячего песка.
Идет песок летучий
На приступ, как войска.

Давайте достанем наши драгоценные камешки и шкатулочку и будем вспоминать, какая она - пустыня. Дети кладут камешки, называя определения пустыни (Жаркая, сухая, колючая, желтая, горячая и т.д.)

Воспитатель: В пустыне очень суровая природа. Там очень сухо, очень мало воды, но бывают сильные ветры, так что иногда случаются песчаные бури. В пустыне живут верблюды и маленькие тушканчики, летают хищные ночные птицы – сычи, растут пальмы, кактусы и колючие кустарники. Всем этим животным и растениям необходимо совсем маленькое количество воды, чтобы жить и питаются они очень мало. Например, верблюд (воспитатель показывает детям верблюда) запасает жир в своем горбу, чтобы не голодать, а воды пьет сразу много, чтобы хватило на долгое время, как еще говорят, верблюд пьет воду впрок. А как вы думаете, зачем верблюду такая густая шерсть? Ведь в пустыне и так жарко? Шерсть нужна для того, чтобы не обжечься об песок, ведь песок в пустыне настолько горячий, что на него невозможно и наступить босой ногой.

Кстати сказать, что кожа у африканских людей темная, с такой кожей человеку не страшно жаркое африканское солнышко. Помните, мы, находясь на море летом, всегда мажемся в жару защитным кремом, чтобы не обгореть на солнышке, чтобы наша кожа не краснела и не болела, а у африканских людей кожа темная, уже приспособленная для жаркого солнышка и им мазаться кремом не надо. Помимо пустыни, на юге, в Африке протекают реки и озера, в которых водятся крокодилы и бегемоты. Также в Африке есть саванны. Они чем – то похожи на наши степные поля. Там - много травы, мало деревьев и по соседству живут добродушные слоны и жирафы, которые питаются травой, и хищные звери: львы и леопарды, от которых нам надо держаться подальше. Давайте постараемся вспомнить, каких африканских животных мы знаем? (Дети по очереди называют животных: носорог, слон, лев и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, вы многих зверей вспомнили! А теперь давайте поиграем в такую игру. (На столе воспитатель раскладывает части от пазлов с лесными животными и животными Африки). Вот, на столе я перемешала вместе лесных и африканских животных). Кто быстрее наведет порядок? Коля должен собрать всех лесных животных, а Ваня - африканских. По команде воспитателя дети наперегонки начинают выполнять каждый свое задание.

После небольшого перерыва воспитатель продолжает занятие по лепке.

Воспитатель: А сейчас берем нашу пластилиновую карту и будем лепить на ней животных и растения пустыни. Ваня лепит жирафа, слона, верблюда, попугая и темнокожего человека. Коля лепит крокодила, пальмы и зебру. Воспитатель помогает детям.

В конце занятия все вместе любуются работой и проговаривают, что уже сделано.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: