Занятие второе. Евразия Россия. Леса

Цикл занятий по ФКЦМ и лепке на тему: «Знакомимся с географией» в СДС «Деркачевы.

В ходе работы воспитателем семейного детского сада у меня сложился определенный опыт построения занятий с разновозрастной группой. Такие занятие стали в нашем семейном детском саду традицией. И это обусловлено несколькими причинами: во-первых, каждому ребенку всегда хочется включиться в занятие другого, ему кажется, что занятие его сестры(брата) непременно должно быть интереснее, во-вторых, занятие разновозрастной группы обогащает детей не только интеллектуально, но и нравственно: дети учатся снисхождению, взаимоподдержке, внимательному отношению друг к другу.

Основываясь на этом, наш семейный детский сад попробовал реализовать некие циклы занятий для разновозрастной группы. Каждый из них включает в себя 4-5 занятий и посвящен определенной теме. Ход таких занятий следующий: занятие по ФКЦМ плавно перетекает в лепку. Так у детей лучше усваивается новая тема. Между двумя занятиями делается маленький перерыв, в ходе которого дети отдыхают, а воспитатель готовится к следующему занятию.

Один и таких циклов –цикл занятий по ФКЦМ и лепке, предлагаю на рассмотрение. Называется он «Знакомимся с географией», рассчитан на детей в возрасте от 3 до 6 лет и состоит из четырех занятий. Время, отведенное на ФКЦМ и лепку, составляет примерно 40 - 50 минут (с перерывом 5-7 минут). Кратко расскажу о каждом занятии этого цикла. Цикл рассчитан на детей из второй младшей и старшей групп: Николая и Ивана.

Первое занятие. «Наш мир».

Цели, задачи: дать детям первоначальные представления о географии земного шара, о многообразии животного и растительного мира, рассказать о том, что земля круглая и вращается вокруг солнца, развивать логику, мышление, память и мелкую моторику, учиться вежливости и доброжелательности.

Материалы, оборудование: настольная лампа, разноцветный мячик, кукла Чевостик, географическая карта-пазл, лист бумаги А2, наборы пластилина разных цветов.

Ход занятия:

Воспитатель входит с куклой -Чевостиком на руке:

Чевостик: Ребята. Я хотел с вами поздороваться и забыл, какие слова надо говорить: доброе утро или добрый вечер? Или… Может, подскажете мне?

Дети: Доброе утро, потому что сейчас утро.

Воспитатель: Правильно, детки, сейчас утро. И я всем вам скажу: доброе утро! Но не везде. В далекой стране Америке сейчас вечер.

Дети и Чевостик: Как такое бывает?

Воспитатель: Вы знаете, наша земля – круглая, она имеет форму шара. Что у нас еще имеет форму шара? (Воспитатель выслушивает ответы детей). – Молодцы, вы много вспомнили! Давайте возьмем разноцветный мячик и посмотрим, какая у нас земля. Допустим (воспитатель указывает на разные стороны разноцветного мячика), - это будет нашей страной, которая называется…как? Правильно, Россия, а эта сторона мячика будет далекой Америкой. Еще наша земля умеет вращаться и вращается она вокруг солнца. Давайте посмотрим, как это происходит. Пусть нашим солнышком сегодня побудет настольная лампа. (Воспитатель берет мячик и вращает его вокруг включенной настольной лампы). Одна сторона освещается солнцем. Это наша Россия. У нас светит солнышко, у нас сейчас утро. А другая сторона осталась в темноте, это Америка, там вечер. А ну-ка, давайте, повернем мячик еще чуть-чуть. Теперь в России настал вечер, а в Америке? Молодцы, утро.

Чевостик: Так значит, скажем: доброе утро! Потому что солнышко у нас проснулось и светит на небе! А где она, эта далекая Америка? И как до нее добраться?

Воспитатель: Америка и вправду находится очень далеко и чтобы туда попасть, надо лететь 10 часов на самолете, а если ехать на поезде, то это займет несколько дней, почти целую неделю.

Чевостик: Какая наша земля огромная!!!

Воспитатель: Наша земля и вправду очень большая. Там много разных стран и городов. На разных частях нашей земли живут разные люди, разные животные, летают разные птицы, плавают разные рыбы и растут разные растения. Вот например, кто живет в лесу, дети? (Ответы: еж, белка, медведь, лиса и т.д.). А если взять другую часть света, где пустыня и жаркие страны, например, то там кто будет жить? (Ответы: слон, бегемот, носорог и т.д.). Правильно, молодцы! А на севере среди льдин кто живет? (Ответы: пингвин, морж, белый медведь). Верно!

- А теперь возьмем нашу карту (Воспитатель берет географическую карту-пазл) и посмотрим, где находятся эти части света.

Воспитатель показывает детям Евразию, где много лесов, Африку, где пустыни и Антарктиду, где север и льдины. Потом дает детям возможность самостоятельно пособирать пазл и рассказать, что где находится.

После небольшого перерыва продолжается занятие. (Лепка).

Воспитатель берет лист плотной бумаги А2 и говорит детям:

- Давайте представим, что это – наша земля, не вся, но та часть нашей земли, где находятся леса, пустыни и льдины. Давайте попробуем с помощью пластилина показать, где что находится на нашей земле. Выберем цвета. Какого цвета будут у нас леса? (Дети: Зеленого). Пустыня? (Желтого). А льдины (Белые). Между этими частями света у нас и синие моря и океаны.

Воспитатель распределяет, кто из детей, что будет делать и показывает, как работать с пластилином (размазывать пальцами по поверхности бумаги, стараясь не заезжать за начерченные воспитателем границы). Вторая младшая группа (Николай) делает пустыню, старшая группа (Иван) – льдины и леса. Воспитатель «прокладывает» между ними моря и океаны.

 

В конце занятия воспитатель хвалит детей за старание и все вместе любуются сделанной работой.

Последующие три занятия этого цикла будут посвящены отдельно лесам и животным и растениям, населяющим их, пустыне и ее животному и растительному миру, и северу и его обитателям. В ходе каждого занятия у детей будут индивидуальные задания по лепке (в зависимости от сложности и возраста ребенка). Все обитатели нашей земли будут помещены на свое место.

 

Занятие второе. Евразия Россия. Леса.

Задачи: Познакомить детей с многообразием природного мира наших широт, узнать новые понятия: континент, Евразия, развивать речь, память, воспитывать любознательность, патриотизм, развивать мелкую моторику.

Материалы, оборудование: Лист А3 – «земля», фланелеграф с домашними животными и животными леса, бумажные фигурки лесных зверей и птиц, пластилин, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, а вы помните, куда мы поставили нашу модель мира? (Дети показывают). Давайте посмотрим на мир. Какой он? Давайте поиграем с вами в игру. У меня есть один секрет – шкатулка с драгоценными камнями. Полюбуйтесь какая она красивая! Я сейчас достану из нее камушки. А вы будете их туда по очереди класть, но с каждым камушком вы будете мне говорить: какой мир. Вот так: я например беру камушек и говорю: наш мир красочный! (Дети продолжают играть в эту игру при помощи воспитателя, вспоминая прилагательные, которые можно отнести к слову мир).

Воспитатель: Вы помните, в какой стране мы живем? Правильно, в России! А наша страна находится на двух частях света: Европе и Азии или, как еще говорят, на континенте Евразия. Евразия – самый большой континент на земле. (Континент – это часть света на суше). Помните, мы летели на самолете над землей? И какой мы видели нашу землю с неба? (Ответы детей). Больше всего на ней было зеленого цвета. Потому что на нашей земле много зеленых лесов. Леса нам очень нужны, потому что благодаря деревьям, которые в них растут, мы дышим чистым, свежим воздухом. Кстати, какие деревья растут в лесу? (Воспитатель выслушивает ответы детей: ель, сосна, дуб, береза и т.д.). Также в лесу растете много грибов и ягод. Помните, каких? (Ответы детей: подосиновик, подберезовик, мухомор, малина, черника и т.д.) Вот послушайте замечательное стихотворение о лесе:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Мы должны очень бережно относиться к лесу и его обитателям, если хотим быть «своими» в лесу. А давайте вспомним, какие звери живут в лесу? (Воспитатель выслушивает ответы детей: волк, медведь, еж и т.д.). А птицы? (Ответы детей: дятел, кукушка, снегирь и т.д.) Воспитатель дополняет ответы детей.

- Молодцы, ребята. Теперь давайте с каждым из вас по отдельности поиграем в такую игру. Коля (вторая младшая группа), смотри. Воспитатель берет фланелеграф, на котором вперемешку находятся дикие (лесные) и домашние животные.

- Зверушки встретились вместе и так заигрались, что позабыли, кому куда иди домой. Помоги домашним животным прийти на ферму, домой, а лесных помести в лес.

Коле дается время на выполнение задания, Ваня при этом молча наблюдает.

- А ты, Ваня (старшая группа) наведи порядок в лесу. Воспитатель берет бумажные фигурки лесных зверей и птиц. - Осенью звери и птицы забыли, кому надо улетать, а кому оставаться, кому зимовать в берлоге, а кто зимы не боится. Напомни им об этом и расскажи всем нам.

После того, как дети справляются с заданием, воспитатель хвалит их и объявляет небольшой перерыв.

После перерыва начинается занятие по лепке.

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему миру. То, что мы обозначили зеленым цветом, - это наш континент Евразия, где находится наша Россия. Но, конечно, там не только леса, но еще поля, луга, реки озера. Давайте отломим немного синего пластилина и сделаем реку. А теперь, давайте заселять наш мир. Коля, давай с тобой слепим рыбок, зайчика, медведя и елочку, а под елочку грибочек. А Ваня пусть слепит русского человека, два дерева на свой вкус, ягодки, волка, лисичку и ежика и все это поместим на нашу Землю. Воспитатель работает вместе с детьми, помогая им, потом все вместе любуются работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: