Формационный и цивилизационный подход к историческому процессу

История есть процесс. С этим сейчас согласно большинство историков, специалистов по социальной философии, социологов. Но трактуют они этот процесс далеко не одинаково. Первый подход: Процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории. Второй подход: человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Если к первому подходу можно отнести всю совокупность взглядов европейских мыслителей, начиная с периода средневековья и заканчивая немецкой классической философией. Не смотря на различия в концепциях этих мыслителей, различие эпох, в которых они творили, тем не менее существует общая тенденция в их взглядах: понимание истории человечества как общемирового и прогрессивного процесса. К данному подходу относится формационная теория исторического процесса, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Согласно взгляду К. Маркса, в истории человечества сменилось пять основных способов производства, а тем самым и пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная (первобытно-коммунистическая), античная (рабовладельческая), феодальная и капиталистическая и коммунистическая.

Что касается второго подхода, то характерной чертой является отрицание единой линии развития человечества. Однолинейности сторонники данного подхода противопоставили многолинейность, смене стадий развития в масштабе человечества чередование исторических единиц (культурно-исторических типов, культур, цивилизаций и т.п.), их возникновение, расцвет и гибель. К ним в частности относятся вышеизложенные концепции цивилизационного подхода к обществу.

 

 

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

 

Земля, как местообитание человечества, представляет собой уникальную точку Вселенной, она характеризуется наличием жизни. И только на планете Земля есть жизнь из всех доступных человеческому познанию частей Вселенной. Каково же взаимодействие сознательной составляющей мироздание (человечества) и Вселенной, в частности нашей планеты?

Работами Ж. Бюффона, Ж. Ламарка, а также Э. Зюсса [17], предложившего в 1875 году термин «биосфера», В.И. Вернадского [18] и многих других было доказано, что живые организмы постоянно взаимодействуют и оказывают определенное влияние на геологические процессы. Особенно велика роль В.И. Вернадского в исследовании биосферных явлений. Он писал, что биосфера, обнимающая весь земной шар, состоит из живых веществ и неживых (косных) тел, которые находятся в состоянии постоянного обмена. Он отмечал, что биосфера эволюционирует и на настоящем этапе она переходит в новое состояние – в ноосферу – «перерабатывается научной мыслью социального человечества».

В живом веществе наблюдаются резкие изменения. Оно постоянно приспосабливается, меняется в зависимости от внешних и внутренних (самого организма) условий. Постоянный и непрерывный эволюционный процесс природы в конечном итоге привел к возникновению человека и человечества. С этого момента начинается ноосфера, то есть сфера разума, когда в мироздании центральное место занял антропос (человек). Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социогенеза (происхождения общества) представляют единый процесс. Иначе говоря, человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд (собственно говоря, без труда не было бы и человека), но и с изменением и совершенствованием его биологической организации.

Общество есть качественно новое образование, имеющее свои законы и имманентную логику. Поэтому при его исследовании необходимо исходить именно из этого качественного отличия.

Общество коренным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать его к природным процессам и феноменам. Главное и сущетсвенной отличие общества от природы в том, что общество есть созданное человеком образование. Но было бы также неверно игнорировать влияние природы на формирование общественных отношений. Природа и общество – две стороны единой медали, и потому изучение общества без анализа природных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функционирование социума (общества) немыслимо, ибо хотя человечество в процессе своего развития как бы постоянно отдаляется от природы, тем не менее оно всегда должно помнить, что в основании его лежат природные факторы. Поэтому правомерно было бы говорить о социоестественной истории, то есть о такой истории, которая включает в себя не только чисто социальные, но и природные факторы.

На формирование общественных отношений огромное влияние оказывали (и оказывают) природные условия. Люди селились в местах, пригодных для жизни, их хозяйственная деятельность во многом определялась географической средой. Итак, природа является естественным фактором развития человечества, и ее законы всегда будут проявляться в той или иной форме в собственно социальной организации людей. Но вместе с тем, как уже отмечалось, переход к социуму есть качественный скачок к иной форме движения – к социальной форме, несводимой к низшим формам движения материи.

Законы общества и законы природы отличаются друг от друга как по характеру действий, так и по диапазону. Во-первых, законы природы более долговечны, чем законы общества. Во-вторых, законы природы есть законы стихийных сил, тогда как законы общества есть законы сознательной деятельности людей. Специфика их состоит в том, что они проявляются как законы-тенденции, пробивают себе дорогу через множество случайностей и массовых явлений.

Отношение людей к природе проявляется по крайней мере в четырех формах: в форме производственного освоения природных ресурсов, медицинского, морального и эстетического наслаждения. Производственное отношение к природе является главным отношением, так как именно в процессе производства создаются материальные ценности, имеющие решающее значение для жизнедеятельности человека. Это отношение всегда будет играть важнейшую роль в функционировании любого общества. Оно способствует постоянному совершенствованию и развитию социума по восходящей линии. Оно есть средство производства и воспроизводства всей общественной жизни. Его невозможно прервать, потому что прервется и жизнь самого общества.

Медицинское отношение к природе, то есть отношение с точки зрения здоровья человека, проявляется прежде всего в том, что именно климатические условия обеспечивают нормальное биологическое функционирование человека, являющегося частью самой природы. Природа укрепляет здоровье людей, сохраняет их трудоспособность и продлевает жизнь.

Моральное отношение к природе проявляется в том, что постоянное общение, скажем, с животными делает нас более добрыми, гуманными, что в конечном итоге сказывается и на взаимоотношениях людей. Мы должны понимать, что наши меньшие братья нуждаются в нашей защите, что их бездумное уничтожение может привести к одичанию Земли и в конце концов и самих людей. И тогда исчезнет ноосфера и социальная форма материи.

Что касается эстетического отношения, то оно прежде всего проявляется в том, что красота природы придает нам необходимые силы, удовлетворяет наши духовные потребности, что в конечном итоге делает нас лучше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: