Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными.
Педагогические наблюдения проводились с целью подбора средств и форм занятий на развитие ловкости в процессе тренировки девушек 16-17 возраста. Определение физической нагрузки в отдельных комплексах по развитию силы и взрывной силы, отношение испытуемых к тем или иным средствам и формам занятий, а также к качеству выполнения ими физических упражнений.
Педагогический эксперимент
Для того чтобы выяснить, действительно ли разработанный комплекс может повлиять на развитие координации девушек 16-17 лет был проведен педагогический эксперимент, который заключался в создании и использовании разработанного нами комплекса физических упражнений направленного на развитие координации. Для этого были созданы две испытуемые группы, одна группа является контрольной, другая - экспериментальной.
|
|
Суть педагогического исследования такова, что девушки двух испытуемых групп, занимающиеся в секции волейбола, пройдут тестирование, при котором будут выявлены их показатели физического развития.
Педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ №993 г. Москвы. Участниками эксперимента стали учащиеся средней школы, занимающиеся волейболом. Программа, разработанная нами, была включена в тренировочный процесс экспериментальной группы и выполнялась два раза в неделю, в подготовительной части тренировки. Контрольная группа занималась тренировалась в рамках общепринятой программы.
Методы математической статистики
Средняя арифметическая - это самая часто используемая средняя величина, которая получается, если подставить в общую формулу m=1. Средняя арифметическая простая имеет следующий вид:
Хар.прост = ∑Х
N
где X - значения величин, для которых необходимо рассчитать среднее значение; n - общее количество значений X (число единиц в изучаемой совокупности).
Cреднее квадратическое отклонение
Формула средней квадратической, применяется для оценки вариации путем расчета среднего квадратического отклонения, обозначаемое малой греческой буквой сигма (δ):
δ = √∑n-Х/n
Организация исследования
Исследования проводились с ноября 2017 по май 2018 года на базе ГБОУ № 933 г. Москвы. Они осуществились в два этапа:
|
|
1 этап – посвящен анализу и синтезу литературных источников;
2 этап – посвящен тестированию занимающихся, разработке и внедрению в тренировочный процесс волейболистов новой методики развития координации, а также наблюдению развития этих способностей у девушек 16-17 лет.
Для комплексной оценки двигательного развития и двигательной подготовленности были включены следующие тесты:
· Подача мяча в зону 5
· Челночный бег 3x10
· Прием подачи в зоне 1
· Защитные действия в зоне 6
· Нападающий удар в зону 1 из зоны 2 с удаленных от сетки передач
Подача мяча в зону 5
Позволяет оценить координационные способности учащихся. Проводится по общепринятой методике на спортивной площадке. Выполняется 30 подач на сторону «противника», где в зоне 5 располагаются квалифицированные волейболисты, являющиеся в данном случае помощниками в эксперименте; разметка площадки «противника» и расположение на ней других помощников в эксперименте (квалифицированный связующий и нападающие) такие же, как в тесте «Прием мяча с подачи в зоне 6».
Челночный бег 3x10
Позволяет оценить координацию учащихся. Проводится по общепринятой методике в спортивном зале или на открытом воздухе. Стандартные условия выполнения действий: выполняется на ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчены две параллельные линии. Участники, не наступают на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде участники бегут до линии, касаются ее рукой, возвращаются к линии «старта», касаются и преодолевают последний отрезок линии «финиш» рукой.
Прием подачи в зоне 1
Позволяет оценить ловкость учащихся. Проводится по общепринятой методике в спортивном зале или на спортивной площадке Стандартные условия выполнения двигательных действий: испытуемый (либеро) поочередно принимает по 10 подач в каждой из этих защитных зоне 1 выполняемых на него квалифицированными волейболистками (помощники в эксперименте); передняя зона разделена чертой, параллельной средней линии на расстоянии от нее в 1,5 м, зону нападения ближе к сетке, связующий (квалифицированная волейболистка – помощница в эксперименте), находясь в привычном для себя месте, выполняет вторые передачи для нападающего удар
Защитные действия в зоне 6
Позволяет оценить координацию учащихся. Проводится по общепринятой методике в спортивном зале или на спортивной площадке. Стандартные условия двигательных действий: испытуемый (либеро) пытается принять по 10 мячей в зону, пробиваемых нападающим ударом квалифицированными нападающими со второй зоны нападения, которая так же, как в предшествующем тесте разделена на две части; всего испытуемый делает 10 попыток принять мячи, пробитые со стороны «противника».
Нападающий удар в зону 1 из зоны 2 с удаленных от сетки передач
Позволяет оценить координацию учащихся. Проводится по общепринятой методике в спортивном зале или на спортивной площадке. Стандартные условия выполнения действий: на половине площадки, откуда выполняются нападающие удары, зона нападения параллельной средней линии чертой ближе к сетке, испытуемые (квалифицированные нападающие) атакуют из зоны 2 тестирование начинается с первой передачи из зоны 1. Испытуемый выполняет нападающие удары, меняя по своему усмотрению направления атаки, волейболисты, находящиеся в зоне 1 на стороне «противника» стараются как можно точнее принять мяч, летящий в их зону от нападающего удара.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа построение тренировочного процесса, направленного на развитее координационных способностей у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом
.