Запоминание с опорой на связи слов, или Неизвестное к известному

ПАМЯТЬ ИСТОРИКА

Чтобы эффективно учиться, прежде всего нужно обладать хорошей памятью! Хорошая память нужна всем!

Как часто мы слышим от вас на уроках: "Ну, не могу я это запомнить! Сложные слова!" или "Это запомнить невозможно!" Если вы, действительно, считаете, что невозможно запомнить года правления всех князей, царей, императоров, президентов, начиная от Рюрика и заканчивая Путиным, то можете дальше не читать! Этот материал для тех, кто знает, что нет ничего невозможного!
 

За годы изучения истории у меня накопилось много способов запоминания дат и имен. А в 2001 году мне в руки попала книга В.В.Шаповала и К.Г.Митрофанова "Как быстро и надолго запомнить материал по истории: Пособие для старшеклассников и студентов", Москва, Издательский дом "Новый учебник", 2001. - С.31. Некоторыми материалами этой книги и собственными наблюдениями мы поделимся с вами на этой страничке.

 

 

 


Секреты запоминания, примеры «запоминалок» и задачи на запоминание по истории

Если природа не одарила вас феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания - МНЕМОНИКА (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности.

Когда-то искусство запоминания было составной частью классической риторики – искусства сочинять и произносить речи. Но среди пяти разделов риторики мнемонике как-то не повезло. Ей во всех пособиях уделялось меньше внимания, чем прочим. Причина, видимо, в том, что приемы запоминания – это как бы «техническая» сторона риторики, да еще и сугубо индивидуальная. Секреты запоминания долгое время были предметом заботы самих студентов, семинаристов, гимназистов. В воспоминаниях бывших учащихся приемам запоминания посвящено немало теплых страниц. Ну как же не благодарить науку, благодаря которой ты сдал экзамен, поступил в высшее учебное заведение и т.д. Так и повелось - техническая сторона мнемоники, секреты мнемотехники, передавались устно.
С приемами запоминания мало познакомиться, надо еще и попробовать придумывать «запоминалки» самому. Тогда вам станет ясно, что у вас работает, а что – не ваше. Без индивидуального подхода нет и эффекта. У одних сильнее зрительная память. Им удобнее запоминать картинку. У других сильнее слуховая память. Им лучше учить вслух. Но и тем и другим нужны приемы.

Прежде чем обратиться к приемам запоминания, остановимся на истории. Культура запоминания – это великая культура. Наш современник мало знаком с этим видом интеллектуального спорта. Но не так было в прошлом. Интеллигентный человек до революции не только знал, но и помнил. Сравните дореволюционные издания хотя бы Чехова с переизданиями наших дней. Изменилась не только орфография, изменился адресат. Ориентируясь на своего гимназически образованного современника, авторы прошлого оставляли без перевода французские, латинские и прочие цитаты. Почему? Потому что в прошлом веке считалось нормальным не только знать, но и помнить? Потому что запоминали не для урока, не для экзамена, а на всю жизнь.

Знание наизусть классических текстов было не элементом формального образования, а знбком принадлежности к умным людям вообще. И нам не помешает взять на вооружение кое-что из традиций дореволюционного образования. Тем более – то, что всегда пригодится.

Кем бы вы не стали в будущем, умение запоминать ценится везде, - в работе юриста и экономиста, менеджера по продажам и РН-менеджера, врача и учителя, а особенно топ-менеджера, то бишь начальника. Ведь каким авторитетом он будет пользоваться, каких успехов добьется, если будет помнить имена и дни рождения своих сотрудников! В общем, пора начинать! Знакомимся с приемами запоминания.

 

Структура каждого раздела такова:

1. описание приема,

2. примеры его использования,

3. задачи для самостоятельного применения приема,

4. ответы.

А на уроках мы ждем от вас активного применения тех или иных приемов.

 




Приемы для запоминания трудных слов

Успех вашей речи прямо зависит от свободного владения ключевыми словами. Можно прекрасное знать материал, но если спартанцев вы будете упорно называть «спартаковцами», а ваш историк болеет за «Локомотив», проблем не избежать. (Вообще на нашем поезде "Локомотив" должен для всех стать любимой командой!) Как тут быть? Строится «запоминалка». (Если использовать серьезные официальные слова, то «мнемонема» или «мнемотехническая формула».)

 

Например, отправляясь на урок, вы поете: «Хорошие люди спартанцы

Любили военные танцы».

Будьте уверены, с современными спортсменами они уже не перепутаются. Но вы понимаете, что без труда не бывает хорошего результата. Обратное не верно. Иногда можно долго зубрить что-то, а результата нет. Так что наши рекомендации призваны научить вас правильно использовать свои силы.

 

 

Запоминание с опорой на связи слов, или Неизвестное к известному

Главный принцип запоминания слов – поиск связей. Он вытекает из важнейшего свойства словаря. Наш словарь – это система. А не куча дров. Ваш собственный словарь – это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его "привязать" к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем спокойнее.

Понять связи термина, его состав – это уже почти запомнить его. Например, если вы хотите и не можете запомнить, что революционеры печатали листовки на гектографе (он у вас превращается в гидрограф), достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров – это максимум. Всё. Представьте, греки перед серьезным мероприятием возносили жертву богам – гекатомбу, 100 быков. А гимназисты с одной ванночки гектографа получали 100 листочков: «Долой самодержавие! И т.д.» Одни пошли листочки расклеивать. А другие убедились, что мясо быков ужарилось, боги достаточно нанюхались дымка. И… что делать! Не пропадать же добру…

Так что главное – «приклеить этикеточку». А именно: рассказать себе или лучше соседу, что вот там гектограф – 100 листовок, а там греки и 100 туш, гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гекато -. Так постепенно всё и уложится.

Тренинг

 

№ 1. Приготовьте объяснение для товарищей по поводу смысловой связи между терминами олиг-арх-ия (власть немногих) и олиг-о-френ-ия (недостаточность умственного развития).

 

 

№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузию) за золотым руном на корабле «Арго». Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (космо - мир, вселенная, астро - звезда).

 

 

№ 3. Струг – это название речного судна, популярного, например, во времена Стеньки Разина. Свяжите это название со способом изготовления такого судна из одного большого дерева.

 

 

№ 4. В 17 веке в России появились стрельцы, а во Франции мушкетеры. С прогрессом в каком виде вооружений связаны названия тех и других?

 

 

№ 5. Почемубумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Ивановна разорвала публично 25 февраля 1730 года, назывались кондиции?

 

 

№ 6. Не только логические, но и словесные связи, смысловые подобия разного рода, могут лежать в основе рядов для удобного запоминания. Наполеон в Париже был Корсиканцем. Но на Корсике его семья считалась выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь был когда-то греческой колонией. У него очень оригинальное название: неа – новая, полис – город (в греч. женск. рода). Поищите еще людей, фамилии которых значат «выходец из нового города».

 

 



1.1.2. Запоминание с опорой на «свободные ассоциации», или Похожее к похожему.

 

Не стесняйтесь своих причудливых ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: