Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план состоит из меморандума о конфиденциальности, аннотации, резюме, основных разделов и приложений.

В меморандуме о конфиденциальности все участники проекта дают подписку о неразглашении той его части, которая составляет коммерческую тайну.

Аннотация содержит краткое описание основных положений бизнес-плана и обоснование его назначения.

В резюме указываются суть и эффективность проекта, обеспечение и механизм реализации, источники финансирования, сроки возврата займа и гарантии, цель, задачи и миссия проекта. Приводятся основные данные о руководителях будущего предприятия (общее и бизнес-образование, опыт работы, изобретения и т. д.).

Резюме предназначено для предварительного ознакомления с бизнес-проектом потенциального инвестора, который должен оценить идею и основные прогнозируемые результаты проекта.

Основная часть бизнес-плана делится на разделы.

Раздел 1. Описание предприятия (при реконструкции) и отрасли. Дается характеристика текущего состояния, организационной структуры, указываются учредители, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры, а также возможности конкурентов и методы борьбы с ними. Потребуется изучить сегмент рынка, на который вы хотите войти. Необходимо проанализировать экономические показатели, количество аналогичных предприятий в вашем регионе или городе, долю бизнеса, его перспективы. Очень хорошо помогает понять, как движется отрасль, если анализировать ее долю на рынке в течение нескольких лет. Анализ конкурентов осуществляется по некоторым факторам. Прежде всего, необходимо рассмотреть прямых конкурентов для вашего бизнеса, то есть проанализировать деятельность компаний, расположенных в локации непосредственно рядом с вами. Далее рассматриваются конкуренты второго уровня, то есть те фирмы, которые не создают вам прямую конкуренцию, но занимаются аналогичной с вами деятельностью. Выделите сразу их положительные и отрицательные характеристики, а также позаботьтесь об определении качеств, благодаря которым клиент отдаст предпочтение именно вам.

Раздел 2. Описание продукции (услуг). Описываются назначение, технические характеристики, конкурентоспособность, патентоспособность, наличие сертификата, условия гарантии и обслуживания. Данный раздел документа должен включать в себя описание всех видов товаров, которые вы планируете продавать или производить, и услуг, которые будут предложены вашим потенциальным клиентам. В бизнес-плане прописываются основные аспекты и методы технического достижения задач. Если вы открываете производство, вы должны будете указать информацию о выпускаемой продукции с описанием ключевых характеристик и достоинств, которые получит клиент. Если у вас есть авторские права, патенты, инновационные технологии, особенное оборудование – любые факторы, которые делают вашу концепцию уникальной, необходимо представить информацию о них. Также, в данной части бизнес-плана рекомендуется указать информацию о возможных перспективах роста и развития компании.

Раздел 3. Маркетинг и сбыт продукции. Рассматриваются требования потребителей к продукции, рынки сбыта, конкуренция, системы каналов сбыта, ценовая политика, стратегии и программы продвижения товара на рынок. Описывается маркетинговая стратегия и возможная рекламная кампания для бизнеса. Рекомендуется также прописать финансовое обеспечение рекламной кампании. Рекомендуется сразу описать инструменты продвижения, цели, также пути достижения. В этом помогут следующие составляющие:

- анализ целевой аудитории. Данный инструмент помогает увидеть портрет конечного покупателя. Вы будете знать, на каких именно людей стоит ориентироваться, и сможете воздействовать непосредственно на них при рекламе.

- анализ конкурентных преимуществ. Об этом речь шла в разделе выше. Обязательно выделите сильные стороны вашего бизнеса и поймите, как именно вы будете их применять.

- разработка ценовой политики компании. Заранее стоит подумать о стоимости товаров и услуг. Это осуществляется после анализа предложения конкурентов. Грамотная ценовая политика может стать основным фактором привлечения потенциального потребителя.

- разработка рекламной кампании. Анализируются и описываются инструменты, которые будут использоваться для продвижения товаров/услуг. Уделите внимание поиску наиболее эффективных инструментов конкретно для вашей отрасли бизнеса. Заранее указывается бюджет на рекламу.

Всё это дает вам максимально точно понимание, как именно продукт, услуга и бренд будут позиционироваться на рынке.

Раздел 4. Производственный план. Данный раздел документа необходим для того, чтобы понять этапы открытия вашего бизнеса. В тот момент, когда ваш проект только готовится к открытию, в производственном плане указывается информация обо всём, что потребуется для запуска предприятия:

- локация;

- поиск помещения;

- работы по ремонту и перепланировке;

- разработка интерьера и фирменного стиля;

- разработка концепции компании;

- подбор оборудования;

- формирование инженерных коммуникаций;

- подбор персонала;

- разработка линейки ассортимента товаров или услуг;

- основные этапы и технология производства продукции;

- материалы, комплектующие;

- поставщики.

Производственный план – очень важный этап документа, благодаря которому вы сможете по пунктам выполнить все необходимые задачи для открытия организации.

Раздел 5. Организационный план. Организационный план определяет структуру предприятия, кадровую политику фирмы, а также ее правовое обеспечение. Прописываются все необходимые документы и разрешения от инстанции, которые потребуется получить для работы. Рекомендуется указать календарный график реализации проекта, а также основные особенности работы компании. В данном разделе прописываются основные моменты по государственной регистрации бизнеса. Необходимо обоснование выбора организационно-правовой формы компании и налоговой системы. Прописывается распределение обязанностей между персоналом, трудовые ресурсы, информация о руководящем составе, партнеры по реализации проекта.

Раздел 6. Финансовый план. В данном разделе расписывается детальный план расходов и их обоснование, а также прогноз доходов. Нужно не забывать о стратегии финансирования компании, о прогнозах рентабельности. Приводятся расчеты объемов реализации, постоянных и переменных издержек, себестоимости продукции, поток наличности, смета доходов и расходов, прогнозный баланс, потребность и источники финансирования.

Раздел 7. Эффективность проекта. Рассчитываются показатели эффективности проекта: срок окупаемости, чистый приведенный доход (NPV) с учетом дисконтирования поступлений и выплат, индекс прибыльности — соотношение дисконтированных поступлений и дисконтированных расходов и т. д.

Раздел 8. Риски и гарантии. Показываются предпринимательские риски проекта и возможные форс-мажорные обстоятельства его реализации. Несмотря на то, что данный тип анализа относится к финансовому разделу, лучше вынести и рассмотреть его отдельно. Это один из самых важных разделов бизнес-плана. Риски – это любые негативные ситуации, которые с большой вероятностью могут произойти с вашим бизнесом. Проанализировать их нужно для того, чтобы заранее знать, как именно действовать в случае возникновения этих ситуаций. Составление данного прогноза позволяет провести профилактику рисков, уменьшив их вероятность или нивелируя негативное воздействие. Чем серьезнее и крупнее ваш бизнес-проект, тем более конкретный прогноз рисков необходим. Условно можно разделить риски на две категории: Внешние - это тип рисков, на который вы не сможете повлиять, но можете к ним подготовиться. К данной категории можно отнести экономические и политические факторы, изменения законодательства, природные явления и стихийные бедствия. Внутренние - к данной категории рисков относятся те, которые вы можете предупредить. Сюда можно отнести проблемы с производством, персоналом, поставщиками. Заранее зная, с какой проблемой вы можете столкнуться, вы сможете не допустить ее. Аналитика рисков подтвердит ваш серьезный подход. Кроме того, этот раздел станет инструкцией и поможет вам сохранить ясный ум, когда неприятность всё же произойдет.

Приложения. Также рекомендуется дополнить бизнес-план приложениями, справочной документацией. Сюда могут входить копии лицензий, разрешений, регистрационных документов, если они получены, копии страховых документов, документы, подтверждающие финансовую состоятельность будущего предпринимателя, патенты и прочее. Включают отчет о маркетинговых исследованиях, стратегический план маркетинга, а также документы, подтверждающие и дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане (фотографии опытных образцов, макетов предлагаемого для разработки нового изделия, схемы технологического процесса, имеющиеся сертификаты качества, копии различного рода заключенных договоров, протоколов о намерениях и т. д.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: