Бизнес-идея и способы ее генерации

Глава 1. Бизнес-план: основные понятия, виды, структура

 

Бизнес-план — это основа будущей организации.

Бизнес-план — это документ, в котором описываются все аспекты желаемого предприятия, осуществляется аналитика возможных проблем для будущего проекта, а также способы их решения. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения.

На основании бизнес-плана принимается решение о реализации новых проектов в области развития бизнеса предприятия.

Бизнес-план должен быть четким, логичным и аккуратным, в нем должны быть исключительно факты, а не домыслы и желания.

Виды бизнес-планов:

- бизнес-план для создания нового предприятия;

- бизнес-план для проведения реконструкции существующего предприятия;

- бизнес-план для решения стратегических задач развития бизнеса существующего предприятия (покупка чужого бизнеса, слияние с другой компанией, развитие сбыта и т.д.);

- бизнес-план как инструмент внутрифирменного системно-целевого управления текущей деятельностью компании (в пределах годового планирования);

- бизнес-план для отдельного подразделения компании (центра прибыли);

- бизнес-план приобретения нового оборудования (например, замена линии по производству мебели на более современную);

- бизнес-план для проекта НИОКР;

- бизнес-план для получения кредита в банке или для любого инвестора, к которому может обратиться предприниматель за финансовой помощью;

- бизнес-план для получения гранта.

Структура бизнес-плана может отличаться в зависимости от целей, которые ставятся предпринимателем. Следует иметь в виду, что при обращении в банк или к инвестору последние всегда рассматривают альтернативы и выбирают наиболее выгодные варианты с точки зрения рентабельности инвестиций и рисков. Одно из основных требований к бизнес-плану — его реальность. Излишний оптимизм отдельных его положений, необоснованность приводимых данных и поверхностное
изложение разделов отрицательно воспринимаются инвесторами. В частности, важно, чтобы бизнес-план имел реальные доказательства того, каким образом предприниматель будет реализовывать продукцию, и что есть потребители, готовые платить за нее деньги.

Бизнес-план составляется на следующие периоды времени:

- до срока погашения (возврата) кредита;

- до срока окончания аренды помещения, в котором будет размещаться создаваемое предприятие;

- до срока амортизации (физического износа) оборудования;

- до срока достижения установленных экономических показателей деятельности фирмы (в том числе до получения запланированного объема прибыли);

- на любой другой период в соответствии с потребностями фирмы.

Рекомендуемый объем бизнес-плана составляет от 20 до 60 страниц в зависимости от сложности и стоимости бизнес-проекта.

Бизнес-план согласно стандарту Worldskills[1] должен содержать как минимум следующие основные разделы:

· команда* и бизнес-идея

· целевая группа

· планирование рабочего процесса

· маркетинговое планирование

· устойчивое развитие

· технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые инструменты и показатели

· продвижение фирмы/проекта

 

*Согласно Стандарту Worldskills, соревнования по компетенции R11 «Предпринимательство» проводятся в формате команд, состоящих из двух участников, разрабатывающих единый бизнес-план.

 

 


Бизнес-идея и способы ее генерации

 

Перед составлением бизнес-плана необходимо определиться с бизнес-идеей – чем конкретно вы хотите заниматься.

Бизнес-идея должна отвечать следующим основным требованиям:

- приносить доход;

- приносить моральное удовлетворение предпринимателю;

- удовлетворять потребности потребителей.

Для осуществления выбора бизнес-идеи необходимо, чтобы идей было много, чтобы было из чего выбирать!

При выборе бизнес-идеи важно учитывать:

Уникальность. Это не обязательно использование новой идеи. Это, скорее, умение вовремя и в нужном месте применить интересную идею. Она может быть не новая для рынка в целом, но в данной рыночной нише являться оригинальной.

Стоимость реализации. Оцените ваши финансовые возможности на начальный момент реализации бизнес-идеи, стоимость и возможность привлечения заемного капитала, способы и сроки его возврата кредиторам. Здесь же учитывайте имеющиеся или необходимые ресурсы: помещения, оборудование, рабочая сила.

Свою компетентность. Ваши сильные стороны должны помогать бизнесу, а слабые – не мешать ему. Заниматься лучше тем, в чем вы хорошо разбираетесь, что вы умеете и что вам интересно. В этом случае вас труднее обмануть, меньше затрат на консультации и дополнительный персонал.

Рыночные потребности и возможности. Необходимо понять, что конкретно нужно потребителям и насколько ваши товары/услуги их удовлетворят. Подумайте, что хотят потребители, но не могут приобрести из-за высокой цены или из-за отсутствия предложений на рынке. Узнайте, сколько зарабатывает ваш клиент, его предпочтения и фобии. Оцените емкость рынка и перспективы развития.

Конкурентов. Важно учитывать сильные и слабые стороны прямых и косвенных конкурентов, желательно не копировать их идей, а стараться внедрить что-то новое. Демпинг – не лучший выход (разве что у вас есть уникальная технология, оптимизирующая затраты). Думайте шире, модифицируйте готовые идеи.

Источники идей для бизнеса:

· сам придумал;

· увидел/услышал;

· подсказали/предложили.

 

 

Существует много методов генерирования идей. Наиболее распространенными являются[2]:

1. Мозговой штурм

 Первый в мире и уже ставший классикой метод. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества. Мозговой штурм позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.

2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:

o принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;

o идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.

3. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

2. Шесть шляп мышления

 Продвинутая версия классического мозгового штурма. Автором этого метода является Эдвард де Боно. Он имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Как это делается?

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.

2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.

3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.

4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.

5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.

6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

 

3. Ментальные карты

 Этот метод разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память.

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики. Создание такой «карты» помогает придумывать новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.

Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

 

4. Метод синектики

Автор метода — Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. Здесь допускается критика.

Как это делается?

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.

2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.

3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».

4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

5. Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Как это делается?

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.

2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.

3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.

4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.

5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.

6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.

7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

 

6. Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Как это делается?

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

7. Метод фокальных объектов

В методе Чарльза Вайтинга объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Как это делается?

1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).

2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).

3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);

4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

8. Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Предложен Фрицем Цвики. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Как это делается?

1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.

2. Разбейте его на ключевые элементы.

3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.

4. Запишите все это в матричную таблицу.

5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

9. Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.

2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути,  возможности реализации которых уверены.

3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

10.  Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Как это делается?

1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.

2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.

3. Ждите озарения.

4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.

5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

11.  Метод Дельфи

Метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивания, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности. Смысл же метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения.

 

12.  Непрямые стратегии

Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.

 

13.  Расшифровка

Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.

 

14.  Ловушка для идей

В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.

 

15. Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Как это делается?

1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).

2. Каждый день выполняйте свой план.

3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.

4. Со временем повышайте планку.

Применяя любой метод генерации идей, для работы надо выбрать все-таки одну, наиболее удачную именно для вас. Если вам кажется, что выпечка и продажа оригинальных тортов - хороший бизнес, но вы совершенно не умеете их готовить, вряд ли для вас эта идея удачна. Так же, если вы не умеете танцевать или рисовать, то какой бы ни привлекательной была идея создания танцевальной или художественной школы, вряд ли именно для вас она будет удачной.

Способы оценки бизнес-идеи:

Продажа» идеи друзьям и знакомым: «правило 10/8/5». Расскажите идею 10 друзьям или знакомым. Если 8 из них поддержат ее, то идея стоящая и ее надо развивать. Если вашу идею поддержали менее 5 человек, о ней лучше забыть. От 5 до 8 человек поддержали – дорабатывайте и снова тестируйте.

Это правило можно модифицировать в проценты «100%/80%/50%» по аналогии критериев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow