Раздел 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

Темы, выносящиеся на обсуждение:

Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия. Формы социального взаимодействия

На обсуждение выносится следующие примеры:

а). Ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную цель. В процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность создать наиболее социальные условия для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других… В каком случае мы имеем социальное действие, а в каком - его отсутствие.

б). В дождь пешеходы на улице дружно открывают зонтики. Является ли это действие социальным?

в). Какую роль в социальном взаимодействии играют культурные традиции? Проанализируйте пример Ю. М. Лотмана описавшего древнерусскую традицию: «В наиболее ранних вариантах древнерусского законодательства («Русская правда») характер возмещения («виры»), которое нападающий должен был заплатить пострадавшему, пропорционален материальному ущербу (характеру и размеру раны), им понесенному. Однако в дальнейшем юридические нормы развиваются, казалось бы, в неожиданном направлении: рана, даже тяжелая, если она нанесена острой частью меча, влечет за собой меньшую виру, чем не столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру, или «телесной» (тыльной) стороной кулака.

Как объяснить этот, с нашей точки зрения, парадокс?» [1, с. 7].

 

Социальный контроль и девиация

а). Кейс-задание. Проанализируйте замечание Ю. М. Лотмана, который отмечает, что непоколебимая решительность А. В. Суворова-полководца сменяет бросающаяся в глаза инфантильность в личной жизни. «Уже всемирно известным полководцем, после перехода через Альпы, на балах в его честь в Праге, Суворов участвовал в танцах с молодыми офицерами и дамами, но при этом постоянно нарочито сбивал направление движения пар, так что все сталкивались и валились кучами. Однако нигде его инфантильность не проявлялась с такой силой, как в отношениях с женщинами. Здесь он был робок» [1, с. 277]. Можно ли назвать поведение А. В. Суворова в данном случае девиантным?

б). Студентам предлагается дискуссия (круглый стол) «Методы борьбы с наркотиками»

Литература для подготовки к дискуссии:

1. Перед лицом наркоагрессии. [Сб. материалов, посвящ. проблеме борьбы с наркотиками / [Междунар. ком. по борьбе с наркотиками и др.; Редкол.: А. И. Безуглов (отв. ред.) и др.]. - М.: Граница, 2002. - 231 с..

2. О борьбе с наркотиками // Клуб и закон. 2014, № 5.

3. Жук О. А. "Тихие обольстители" или "необузданные демоны". Наркотики: история, общество, культура /Ольга Жук. - Санкт-Петербург: Красный матрос, 2007. - 21 см

4. Соломзес Д. А. Наркотики и общество /Проф. Джон А. Соломзес, проф. Вэлд Чебурсон, док. Георгий Соколовский. - М.: ООО "Иллойн", 1998. - 192 с.: ил.; 28 см

5. Как бросить наркотики /[авт.-сост. Казарян Н.Р. и др.]. - Москва: Эксмо, 2007. - 256 с.; 20 см. - (STOP: бросить - легко!)

6.Наркотики наркозависимость: история, предпосылки, последствия /Мэрия г. Ярославля, Гор. науч.-метод. центр социал. политики; [Марина Александровна Кобута]. - Ярославль: Городской научно-методический центр социальной политики, 2007. - 55 с.; 21 см. - Библиогр.: с. 54-55 (11 назв.) и в подстроч. прим.

7. Смерть при жизни. Легал. и нелегал. наркотики /[Авт.-сост.: Г.Н. Носачев, Г.М. Тютина]. - Самара: Самар. кн. изд-во, 1998. - 111, [1] c.: ил.; 29 см. - Библиогр.: с. 111

8. Романова Л. И. Наркотики. Преступления. Ответственность /Л.И. Романова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. - 278,[1] с.; 20 см

 

Массовое сознание и массовые действия

а). Студентам предлагается обсуждение (круглый стол) «Основные характеристики «человека массы» в книге Х. Ортеги-И-Гассета «Восстание масс».

Литература для подготовки к дискуссии:

1. Ортега-И-Гассет Х. Восстание масс. [Сб. Пер. с исп.] / Ортега-И-Гассет. - М.: АСТ Ермак, 2003. - 269,[1] с.; 17 см. - (Философия. Психология.: ФП; Вып. 10)

б). Студентам предлагается дискуссия (круглый стол). На обсуждение выносится вопрос: «Является ли мода в одежде регулятором поведения и возможно ли современное цивилизованное общество без этих модных тенденций?»

Литература для подготовки к дискуссии:

1. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды. [история костюма со времен Французской революции до наших дней] /М.Б. Романовская. - Санкт-Петербург: Алетейя Историческая книга, 2010. - 442 с., [8] л. цв. ил.: ил., портр.; 22 см. - (Гендерные исследования = Gender studies / ред. совет:... Ирина Жеребкина, пред. [и др.]). - Библиогр. в примеч.: с. 424-429 (126 назв.). - Библиогр.: с. 439-442 (94 назв.)

2. Говорова А. А. Мода /А.А. Говорова. - Санкт-Петербург: Астерион, 2010. - 187 с.: портр.; 20 см. - Библиогр.: с. 122-151, 179 (21 назв.) и в тексте

3. Гофман А. Б. Мода и люди. новая теория моды и модного поведения /А. Б. Гофман. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: КДУ, 2010. - 227 с.: ил., табл.; 20 см. - Библиогр. в подстроч. прим.

 

 

Раздел 3. Общество: типология обществ и социальные институты

Темы, выносящиеся на обсуждение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: