Народная, национальная, элитарная и массовая культуры

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятие № 2

Группа            Дата                                                                                                                           

Специальность 34.02.01 Сестринское дело                                                                                                       

Раздел: ОГСЭ. 06. История Отечественной культуры

Тема занятия: Исторические типы культур

Вид занятия: Лекция 

Цели занятия

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний; освоение общих компетенций.

Развивающая: формирование навыков самообразования; самореализации личности.

Воспитательная: формирование у студентов целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, общечеловеческих ценностей.

Формируемые ОК

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4)

- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8)

- Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные культурные и религиозные различия. (ОК 10)

- Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. (ПК 1.1.)

- Овладение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путем ее достижения.(ДК. 1)

- Способность использовать навыки публичной речи, ведение дискуссии и полемики. (ДК 4)

Результаты  

- Общие сведения по эпохе Древнего Востока и эпохи античности

 

- Исторические типы культур

Должны знать

Показатели оценки результата

- фронтальный опрос

Внутрипредметные связи:

Теории происхождения культуры

Межпредметные связи. Обеспечивающие дисциплины:

ОГСЭ.02 История

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

№ этапа Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Временная регламентация этапа
1 Организационный этап: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка посещаемости; - сообщение темы. 1-2 мин
2 Мотивационный момент: - обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплин и модулей; - вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия 3-5 мин
3 Изучение нового материала:

65 -70мин

3.1 Лекция: 1. Возникновение и характерные черты восточной и западной культуры. 2. Особенности понимания природы в восточной и западной культуре. Особенности формирования российской культуры, ее характерные черты и основные этапы формирования.
3.2 Оснащение занятия: дидактический раздаточный материал  
4 4.1. Подведение итогов занятия: Задание для самостоятельной работы: - Общие сведения по эпохе Древнего Востока и эпохи античности. Взаимоотношения России со странами Востока и Запада. 2-3 мин
4.2.  Рефлексия - самооценка полученных знаний; планирование саморазвития 3-5 мин
5 Домашнее задание: конспект лекции 2 мин

 Преподаватель            ___________                                           _____________________

                                                                                                                                                                  (И.О. Фамилия)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Возникновение и характерные черты восточной и западной культуры. Проблема типологии культур

Чтобы разобраться в многообразии культур, необходимо их феноменологическое описание, т.е. описание конкретных культур как социально-исторических феноменов, со всеми их особенностями (Древний Египет, Древняя Греция).

Тип – это абстрактная конструкция, которая выражает некие существенные (типичные) признаки культур. 

Любая типология носит условный характер, поскольку:

- каждая реальная культура уникальна, и отнести её к тому или иному типу можно с определенными оговорками;

- типологии культуры могут различаться в зависимости от того, по какому критерию мы выделяем типы культур.

Критерий – основной принцип, на основании которого классифицируется что-либо. Таким принципом может быть географический, хронологический, особенности языка, религии, экономики и т.д.

Виды:

  1. Традиционный и инновационный.
  2. Распространенность культуры в географическом и общественном пространстве-2 типа:

- Общечеловеческая, мировая культура – культура всего населения планеты Земля;

- Локальная культура – культура конкретного, исторического определенного общества (российская культура). Каждая локальная культура:

- существует в определенном географическом пространстве (Сибирь);

- в конкретную эпоху или в течение ряда эпох;

- имеет распространенность среди определенного народа;

- обладает своими специфическими особенностями.

2. Доминирующая культура, субкультура и контркультура

По критерию распространенности культуры среди разных слоев населения выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Любое общество обладает доминирующей культурой – совокупностью ценностей, верований и традиций, которыми руководствуются большинство членов общества.

Поскольку общество неоднородно, в нем существуют субкультуры – тех или иных слоев населения, воплощавшее в себе отличие их образа жизни, мышления и поведения от образа жизни, мышления и поведения других слоев.

Виды субкультур:

1. Возрастные субкультуры: детская и молодежная, субкультура зрелого возраста.

2. Этнические субкультуры – субкультуры различных народностей.

3. Субкультуры города и деревни.

4. Корпоративные субкультуры.

5. Религиозные субкультуры.

Иногда отход субкультуры от доминирующей культуры оказывается столь значительным, что приверженцы её вступают в конфликт с существующими в обществе традициями и правилами жизни, субкультура превращается в контркультуру.

Установки контркультуры всегда противостоят основным принципам доминирующей культуры.

Иногда контркультура вытесняет господствующую культуру и становится на её место. Доминирующая культура может вбирать в себя отдельные черты, свойственные контркультурам: хиппи, в 1960-х гг.

Отличия между суб- и контркультурами:

1. Субкультуры существуют в рамках национальной культуры, контркультуры противостоят доминирующей культуре и субкультурам.

2. Субкультура не претендует на то, чтобы превратиться в официальную доктрину, контркультура открыто противопоставляет себя господствующей культуре и притязает на лидирующее положение.

Народная, национальная, элитарная и массовая культуры

По 2-м критериям: распространенности культуры среди привилегированных слоев населения и по степени традиционности – выделяют народную (этническую), национальную, элитарную и массовую культуры.

Народная (этническая) культура

Народ – общность людей, которую объединяют происхождение, место проживания, язык, культура, общий исторический путь, единое самосознание и единая культура.

Народная культура (этническая культура) – это культура, основанная на устной традиции и передаваемая из поколение в поколение в процессе непосредственных взаимодействий (совместных трудовых, обрядовых и т.п. действий).

Черты народной культуры:

  1. Обычно она складывается как устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы (песни);
  2. И создателем, и потребителем произведений народной культуры является народ.
  3. В народной культуре выражается вековой опыт жизни рационального ведения хозяйства в определенных природных условиях. Поскольку в наше такой опыт главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в основном в деревне.
  4. Народная культура демократична и понятна всем, в её распространении могут принять участие все желающие, она не носит коммерческого характера.
  5. Консерватизм, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты народной культуры.
  6. Она анонимна – это продукт творчества множества людей. При этом по своему исполнению элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды сказителем) или коллективными (карнавальное шествие).
  7. Народная культура имеет четкую географическую привязку к той или иной местности, её особенности в значительной мере обусловлены природной средой. У народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается общего в культуре (так, культуры горцев Альп и Кавказа во многом похожи как с материальной, так и с духовной точки зрения).
  8. Некоторые элементы н к являются символами самобытности народа и патриотической привязанностями к его истории: сарафан и самовар – у русских.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: