4. Восточная и западная культуры
Древние мира на Восток и Запад условно и осуществляется не по географическому критерию. Это философско-культурологические понятия, которые фиксирует 2 принципиально различных мировоззрения и пути культурного развития.
Восточный тип цивилизации и культуры возник с появлением первых цивилизаций. Западный тип начал формироваться в античности и окончательно сложился в эпоху Нового времени.
Ряд культур занимает промежуточное положение между Западом и Востоком, обладая чертами обоих цивилизационно-культурных типов (Россия, Турция). Такие культуры называют «серединными».
Восточная культура | Западная культура | |
Страны | Азия, Африка | Европа, Северная Америка, Австралия |
Характер культуры | Интровертная – направлена «внутрь», на духовное совершенствование человека. | Экстравертная – направлена «во вне», на познание и изменение окружающего мира. |
Межкультурные контакты | Замкнутость отдельных культур, слабость взаимообмена между ними. | Постоянное взаимодействие культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его. |
Характер мировоззрения | Иррациональность, мистичность. Вера, чувства и эмоции преобладают над разумом. Наука отстает от западной (исключение в ряде отраслей науки – Япония). | В античные времена рационализм и мистицизм сосуществовали, в Средние века преобладал иррационализм. Начиная с Нового времени культура и мировоззрение характеризуются рациональностью, стремлением искать всему разумное объяснение. Наука играет в обществе и культуре значительную роль. |
Характер искусства | Не всегда реалистичное, символичное. Ему присущи яркость, декоративность. Существует целый ряд канонов, следование которым обязательно. | Вплоть до вт. пол. 19 в. отличается реалистичностью и большой строгостью, нежели восточное. В античности и Средневековье существовали каноны, начиная с эпохи Возрождения их роль постепенно уменьшались в 20-21 вв. она очень невелика. |
Отношение к традициям | Традиционная консервативная культура – велика роль традиций и обычаев, передающихся из поколение в поколение. Человек неукоснительно следует общепринятым образцам поведениям. Характерны подражание предкам и послушание, почитание авторитетов. Перемены пугают людей. | Античность и Ср вв. – традиционная культура. Новое и Новейшее время – инновационная культура: прогресс, быстрое изменение условий жизни, активность, поощрение творчества, временами – отход от общепринятых правил и ном, развенчание авторитетов. Перемены скорее радуют чем пугают, с ним часто связывают надежды на лучшее будущее. |
Отношение к религии | Велика роль религии в духовной, политической и повседневной жизни. Наиболее распространенные религии – буддизм и ислам. Большинство обществ не отличаются терпимостью к представителям иных конфессий и атеистам. | В античности роль религии значительна, но не чрезмерна, в Средние века – огромна. Начиная с эпохи Возрождения культура постепенно приобретает светский характер. Наиболее распространенная религия – христианство. Античное язычество было веротерпимо для Ср вв. и раннего Нов вр характерны религиозные преследования и даже войны. С 18 в. до настоящего времени веротерпимость возрастает. Современное западное общество достаточно толерантно к представителям различных конфессий. |
Отношение к природе | Человек согласовывает свою деятельность с ритмами природы, максимально приближаясь к окружающей среде. Несмотря ни на что остается частью природы. | Человек относится к природы потребительски, преобразуя природу по своему усмотрению – и не считается с последствиями этого для природы. От природы человек себя отделает и даже противопоставляет себя ей. |
Отношение к человеку | Преобладание коллективного начала над индивидуальным. Интересы человека подчинены интересам семьи, общества и государства. Отсутствуют понятие личной свободы и прав человека (даже если они декларируются в конституциях). Общественное мнение имеет огромную силу. | В античности – гармоничное сочетание коллективного и индивидуальных начал. В Ср вв. коллективизм преобладал. В Нов и в Новейш вр развивается индивидуализм появляется понятия свободы личности и прав человека. Общественное мнение не является для человека решающим при планировании своей жизни и выборе образцов поведения. |
Структура общества | Общество делится на устойчивые социальные слои, существующие веками. Человек всю жизнь принадлежит к тому сословию, касте и т.д., в котором появился на свет. Перейти из одного социального слоя в другой либо невозможно, либо очень трудно. Нелегко также поменять место жительства и род занятий. | В античности и Ср вв поменять социальный статус, место жительства и род занятий было сложно, существовала устойчивая социальная структура. В Нов. и Новейш вр соц слои быстро возникают и исчезают, человек из одного из соц слоя может перейти другой (получив образование), нетрудно поменять МЖ и род занятий. |
Политическая система | Восточная деспотия – неограниченная и освященная религией власть главы государства, который является для подданных непререкаемым авторитетом и предметом поклонения. | В античные времена в большинстве полисов существовала республиканская форма правления, появилось понятие демократии. В средние века и Новое время – в основном монархии (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные). С конца 18 – нач. 19 в. в результате революцией абсолютные монархии сменяются республиками и конституционными монархиями. Для современного Запада характерны правовое государство и демократия. |
Система производства | Преобладающая отрасль – сельское хозяйство, большинство населения проживает в сельской местности. Хозяйство носит экстенсивный характер, т.е. развивается «вширь» - за счет увеличения посевных площадей, постройки гигантских предприятий и т.д. при сохранении прежнего уровня технологического развития. | В античность и Ср вв преобладающая отрасль – с/х, большинство проживает в сельской местности. В Нов вр промышленность постепенно становится ведущей отраслью, большинство населения концентрируются в городах. В 20 в. большую роль в экономике начинает играть сфера услуг. Хозяйство первоначально носило экстенсивный характер, но начиная с 19 в. постепенно преобразуется в интенсивное – т.е. развивается в основном за счет новых технологий при прежних размерах производства. |
Модель развития | Устойчивая, стабильная, и неизменная, м.б. изображена в виде спирали. Культурные, экономические, социальные и политические отношения не меняются веками тысячелетиями. | Неустойчивая, изменчивая подвижная. Развитие поступательное и прогрессивное, от более простых форм к сложным и передовым. Оно может быть изображено в виде лестницы. Культурные, экономические, политические и социальные отношения в античные времена и Ср вв. менялись медленно, в Нов вр темпы развития ускоряются, и в 19-20 вв. все вышеперечисленное меняется в течение жизни одного поколения (иногда не по одному разу) |
Существуют определенное сходство культурного развития Востока и Запада.
|
|
|
|
|
|
1. Совпадение ряда художественных какнонов в восточ и запад искусстве (в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и тех же пропорциях: размах рук равен росту, лицо равно длине кисте).
2. И Восток, и Запад шли от язычества к созданию сложных религий, охватывающих многие многие страны и этносы.
3. Сходство в развитии философских идей, в содержании художественных произведений – это можно объяснить тем, что любого человека волнуют извечные вопросы человека волнуют «вечные» вопросы: что такое добро и зло, в чем смысл человеческой жизни, как люди должны относится друг к другу.