Нация – общность людей, объединенных общими культурой, языком, самосознанием, исторической памятью.
Для национального самосознания важно, к какой нации причисляет себя человек, а не к какому народу он принадлежит по крови. Особенно это характерно многонациональных государств.
Национальная культура – это культура нации, формирующаяся на основе письменной традиции, которую признают своей представители данной нации независимо от своего происхождения и места проживания (Эмиграция).
Характерные черты нац культуры:
- Средоточием её является не столько деревня, сколько город (библиотеки, музеи, учреждения культуры).
- Её произведения всегда имеет авторов.
- Произведения этой культуры обладают большой ценностью и уникальностью, их значение не пропадает со временем.
- На основе подобных произведений осуществляется приобщение человека к родной культуре, его образование и воспитание.
- Для приобщения к ценностям нац культуры требуются серьезные интеллектуальные усилия.
- В национальной культуре существует ряд традиций, но она постоянно развивается за счет привнесения в неё каждым поколением творцов чего-то нового, а также за счет контрактов с культурами других наций.
- Нац к не носит коммерческого характера.
Элитарная культура
Элита – это социальная группа, играющая главную роль в духовной, политической и экономической жизни общества.
Элитарная культура – это культура элиты, создаваемая любо представителями самой элиты, либо по её заказу профессиональными творцами. Таким образом, создатель и потребитель культуры может как совпадать, так и не совпадать.
Черты элитарной культуры:
1. Элитарная культура всегда создается на основе письменности и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества.
2. Её средоточием является город с театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями.
3. Личное авторство её произведений.
4. Автор стремится прежде всего не к неизвестности или коммерческому успеху (эти цели могут быть, но они вторичны), а к творческому самовыражению.
5. В рамках элитарной культуры создаются уникальные и неповторимые произведения.
6. Инновации здесь имеют большое значение, нежели традиции.
7. Элитарная культура опережает средний культурный уровень своего времени, а поэтому она не всегда понятна всем и каждому.
Массовая культура
Масса – это специфическая общность людей, которой свойственны усредненность духовных потребностей и управляемость.
Массовая культура – совокупность явлений культуры 20-21 вв., а также некоторые особенности производства культурных ценностям в современную эпоху.
Условия её проявления:
1. Развитие механизированного и автоматизированного крупного промышленного производства, участие в котором обрекает отдельного человека на роль «винтика в машине», а коллектив работников превращает в безликую массу.
2. Приобретение культурой коммерческого характера.
3. Развитие СМИ, облегчающих тиражирование культурной продукции.
Черты массовой культуры:
- Культурная продукция рассчитана на массовое тиражирование и потребление культурной продукции.
- Произведения нечасто обладают художественной ценностью, зато носят развлекательный характер, предельно упрощены, а потому понятны для любого человека.
- Произведения не уникальны, а стандартны.
- Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, на её продукцию существует мода, которая быстро меняется.