Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе

 

Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия (каждому уголку можно дать образное название, обозначить его картинкой-символом) Виды и содержание деятельности детей

«Игротека»:

уголок развивающих, настольно-печатных, дидактических игр и игрушек, центр познания, сенсорики   

¾ Самообучающие или автодидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей). ¾ Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат, треугольник). ¾ Лото, домино, наборы разрезных картинок (2 – 4 части), паззлы крупные. ¾ Кубики с предметными картинками (2 – 4 кубика). ¾ Парные картинки(мяч большой – мяч маленький; лопата красная – лопата зеленая; ведерки – красное и желтое и пр.). ¾ Мелкая и крупная мозаика. ¾ Матрешки трех- и четырехсоставные. ¾ Настольные пирамидки разных видов, напольная пирамида (из 6–7 элементов). ¾ Сборно-разборные игрушки. ¾ Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии и т.п.). ¾ Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур, рамки-вкладыши с различными формами и фигурами, объемные вкладыши из нескольких элементов разного размера (миски, конусы, цилиндры).  ¾ Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов). ¾ Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, юла, клюющие курочки, заводные игрушки, русские народные игрушки-забавы, игрушки-каталки).   ¾ Набор для забивания: молоточек с втулочками, шарики с молоточком.   ¾ Набор шумовых коробочек. ¾ «Чудесный мешочек» с набором предметов. ¾ Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания, игры для развития сенсорики. ¾ Объекты (предметы, игрушки) со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), отличающиеся и сходные по цвету, форме, размеру.    ¾ «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, телефон). ¾ Материалы для развития тактильных ощущений (тактильные дорожки, карточки, доски и др. пособия), пособия на липучках. ¾ Бизиборд, лабиринт с катящимися шариками.    1) Недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см. 2) Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание. 3) Размер предметов должен быть удобен для манипулирования. 4) Необходим максимальный уровень размещения оборудования. 5) Свободный доступ. 6) Необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, вида. 7) Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения. 8) Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, о навыках самообслуживания. 9) Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. 10) Игры и игрушки необходимо располагать в поле зрения детей.   ¾ Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов. ¾ Игры-занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине, дидактические игры по сенсорному воспитанию. ¾ Познавательно-отобразительная деятельность – освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач. ¾ Процессуальная игра для развития у ребенка символической функции мышления – деятельность с предметами-заместителями, неоформленным материалом. ¾ Деятельность по ознакомлению и расширению представлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений. ¾ Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением. ¾ Дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. ¾ Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений, на сенсорное развитие.   ¾ Дидактические игры на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.  

Центр «Песок – вода»:

центр экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности 

¾ Стол «Песок – вода» с 2 съемными емкостями (тазами) для песка и воды, вода, песок (прокаленный).  ¾ Набор для экспериментирования с водой: емкости 2–3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, лейки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т. д.), различные формочки; игрушки - рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки, кораблики – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). ¾ Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, ведерки и другие емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, грабли, сита, кисти и т.п.; мелкие игрушки. ¾ Природный и бросовый (неоформленный) материал. 1) Соответствующая росту детей высота размещения оборудования. 2) Располагается в непосредственной близости от «Центра природы», но подальше от игровых зон.   3) Песок и вода должны регулярно меняться, песок должен прокаливаться. 4) Игрушки и другое оборудование должны быть безопасны, регулярно подвергаться санитарной обработке. 5) Свободный доступ, деятельность осуществляется под руководством воспитателя. 6) Необходимо ввести простые, понятные детям правила игр с песком и водой. 7) Оборудование должно располагаться так, чтобы можно было легко проводить уборку, и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. ¾ Игры-экспериментирования, опыты с водой и разными предметами, материалами: наливание и переливание воды, проверка плавучести предметов, изучение свойств воды и т.п.   ¾ Игры-экспериментирования, опыты с песком и разными предметами, материалами: насыпание и пересыпание сухого песка, лепка из сырого песка, поиск спрятанных в песке игрушек, предметов, рисование на песке, отпечатки на песке, изучение свойств сырого и сухого песка и т.п.       

Уголок природы:

ознакомление с миром природы  

¾ Дидактическая кукла с набором одежды по временам года. ¾ Макеты: «У бабушки в деревне», «В лесу». ¾ Коллекции камней, ракушек, семян, шишек и др. природного материала. ¾ Игры по ознакомлению с природой (настольные, дидактические). ¾ Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония. ¾ Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин. ¾ Инвентарь для организации трудовой деятельности в природе (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки). ¾ Фигурки диких и домашних животных, птиц.  ¾ Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко и др.). ¾ Календарь погоды / природы (сюжетно оформленный).    ¾ Огород на окне (с февраля / марта). ¾ Иллюстрации и картинки: § растений (деревья, цветы, овощи, фрукты); § животных (домашних и диких), птиц (воробей, ворона, синичка, снегирь, голубь), некоторых насекомых и земноводных (бабочка, стрекоза, майский жук, божья коровка, лягушка); § времен года (сюжетные картинки). 1) Свободный доступ к объектам и материалам. 2) Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования. 3) Комнатных растений не должно быть слишком много, не должно быть ядовитых и колючих растений. 4) Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. 5) Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного забытым материалам. 6) Необходимы возможности для создания ситуаций активного поиска.  ¾ Дидактические и настольные игры по ознакомлению с природой ¾ Игровые ситуации, игры с макетами ¾ Экологические беседы, ситуативные разговоры о природе и ее объектах  ¾ Наблюдения (за комнатными растениями, за трудом взрослых в природе, за сезонными изменениями в природе, за ростом растений и др.) ¾ Работа с календарем природы / погоды ¾ Рассматривание природного материала, природоведческих картинок и иллюстраций, овощей и фруктов, фигурок животных и т.п. ¾ Чтение литературных и фольклорных произведений природоведческого характера    

Центр конструирования: уголок строительных игр

 

¾ Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева или пластмассы).   ¾ Мягкие (поролоновые) крупные модули. ¾ Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева, цветной). ¾ Конструктор типа «Лего» (крупный). ¾ Игрушки для обыгрывания: § крупные и мелкие транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д.; § сюжетные фигурки людей и животных, маленькие матрешки, наборы типа «Зоопарк», «Ферма», «Птичий двор»; § атрибуты для оформления построек: деревья, дорожки, «речка» или «пруд», «полянки с цветами», фонари и пр.; § сюжетные образные и орудийные игрушки, элементы костюмов для игр (куклы, руль, бинокль, игрушки бытовой тематики, шапочка водителя или моряка и т.п.). ¾ Природный и неоформленный (бросовый) материал, полифункциональный материал: шишки, камешки, отрезки ткани, бруски и пластины и др. ¾ Схемы построек (для воспитателя).    1) Определить свободное пространство для сооружений из крупного «строителя». 2) Располагать вблизи уголка сюжетно-ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх. 3) Материалы для обыгрывания компоновать в коробки / контейнеры по видам: машины, фигурки людей, фигурки животных, деревья и т.п. 4) Крупный строительный материал лучше разложить на низких стеллажах по цветам, рядом с ковром, под стеллажами / на них или рядом с ними расставить машины. 5) Мелкий строительный материал хранить в коробках или контейнерах, разложить по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. 6) Конструктор типа «Лего» лучше разместить в выдвижных ящиках под стеллажами для строителя. 7) Обеспечить свободный доступ к строительным материалам и конструкторам.   ¾ Обучающие игровые ситуации: обучение приемам конструирования – индивидуальная или подгрупповая работа с детьми ¾ Игровые занятия по конструированию, игры-ситуации ¾ Игры со строительным материалом: § постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи); § постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги); § постройка транспортных средств (машины, автобусы, корабли, самолеты); § постройка мебели (стол, стул, кровать, диван и пр.). ¾ Обыгрывание построек - основные игровые действия:
  • строить мост / дорогу – возить грузы;
  • строить самолет / корабль / автобус – «лететь» / «плыть» / ехать на нем;
  • строить домики для матрешек – ходить в гости;
  • строить стол и стул – кормить кукол;
  • строить кровать – укладывать кукол спать и т.п.  

Уголок «Моя семья и детский сад»:

центр по нравственно-патриотическому воспитанию, по формированию гендерной и семейной принадлежности, по социально-эмоциональному развитию

¾ Макет «Кукольный дом» с набором кукольной мебели небольшого размера, маленькой кукольной посуды, кукольной семьи (мама, папа, ребенок, бабушка, дедушка). ¾ Семейные фотографии (фотоальбом или стенд): фото детей и родителей в разных ситуациях (проявление заботы родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей друг к другу, интересные семейные события). ¾ Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь детского сада. ¾ Кукла-мальчик (рубашка, штанишки), кукла-девочка (платье или кофточка и юбочка). ¾ Иллюстрации с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость), зеркало (настенное).   ¾ Атрибуты и маркеры игрового пространства для сюжетно-ролевой игры «Семья», куклы разных размеров, «пола» и «возраста».     ¾ Сюжетные картинки, иллюстрации, изображающие: § жизнь и деятельность детей и родителей дома (мама купает дочку, папа чинит машину, семья на прогулке и т.п.); § взрослых людей и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, заботятся); § жизнь и деятельность детей в детском саду (девочка рисует, мальчик играет с машинкой, дети делают зарядку, спят, умываются и пр.); § профессиональную деятельность взрослых, в том числе в детском саду (работа врача, повара, прачки, шофера, дворника и т.п.). 1) Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них. 2) Атрибуты для с/р игры можно хранить в эстетично оформленной коробке или контейнере, либо они могут находиться в центре сюжетно-ролевых игр.   3) Обеспечение свободного доступа к материалам. 4) Обеспечение сменяемость материалов, пособий и фотографий: все имеющиеся пособия нежелательно держать в уголке одновременно, лучше вносить их постепенно, по очереди.  ¾ Деятельность по формированию представлений о себе, своей семье, детском саде: § игры-ситуации, игры-инсценировки; § обучающие игры с дидактическими куклами (мальчик / девочка); § дидактические игры; § совместные с педагогом и самостоятельные игры с макетом «Кукольный дом»; § совместная с педагогом и самостоятельная сюжетно-ролевая игра «Семья» - отображение простых игровых действий (кормление куклы, укладывание спать, кукла заболела и т.п.); § рассматривание фотографий, иллюстраций и картинок; § беседы, ситуативные разговоры о ребенке и его семье, о детском саде, о правилах поведения в детском саду и пр.; § чтение художественной литературы и фольклора о детях и взрослых, о семье; § разучивание пальчиковых игр, связанных с семьей, домом, детским садам.

Физкультурный уголок:

центр двигательной активности

¾ Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: дорожки массажные, ребристые (для профилактики плоскостопия); «речные камешки», бруски для перешагивания.   ¾ Оборудование для прыжков: куб деревянный малый; обручи средние; шнуры короткие, плетеные; веревки. ¾ Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые или мягкие (диаметр 10–15 см); мяч-шар надувной (диаметр 40 см); воротики или дуги (для прокатывания мячей); набивные мешочки для бросания.   ¾ Оборудование для ползания, лазанья, подлезания: воротики или дуги разного размера; лесенка-балансир. ¾ Оборудование для общеразвивающих упражнений: мячи массажные (диаметр 6–8 см); мячи резиновые; ленты с колечками; кубики маленькие; флажки; погремушки; платочки; султанчики; кегли и т.п.   ¾ Нестандартное оборудование. ¾ Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны). ¾ Гимнастическая скамейка, мягкие легкие модули, туннель. ¾ Оборудование для дыхательных игр и упражнений. ¾ Аудиозаписи музыкального сопровождения для утренней гимнастики и физкультурных занятий, средство для прослушивания. ¾ Картинки для приобщения к ЗОЖ (гигиена). ¾ Картотеки подвижных и пальчиковых игр, разных видов гимнастики, художественного слова по формированию КГН, ЗОЖ.   1) Периодическая сменяемость пособий, часть пособий вносится специально для определенной деятельности, часть пособий (для ежедневного использования) находится в уголке постоянно. 2) Свободное пространство для двигательной деятельности. 3) Расположение уголка вдали от «зоны» малой активности. 4) Рациональное сочетание пособий и движений, отсутствие однообразия. 5) Мелкие пособия нужно хранить в открытых ящиках / контейнерах так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.   6) Безопасность пособий и оборудования, соблюдение техники безопасности.  ¾ Организация и проведение: 
  • физкультурных занятий, досугов, оздоровительно-игрового часа;
  • утренней гимнастики;
  • подвижных, пальчиковых и хороводных игр, спортивных и дыхательных упражнений;
  • закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения.
¾ Развитие мелкой и крупной моторики, двигательных навыков, координации движений. ¾ Профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки. ¾ Массажные упражнения. ¾ Самостоятельная двигательная деятельность детей. ¾ Формирование культурно-гигиенических навыков (умывание), приобщение к ЗОЖ.

Театрально-музыкальный уголок:

центр театра и музыки

¾ Разные виды театра: настольный, пальчиковый, перчаточный (типа «рукавичка»), би-ба-бо, театр картинок (на фланелеграфе, магнитный), «живая» рука, театр на ложках, театр на палочках, панорамный театр (книжка-театр) по сказкам «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и т.п. ¾ «Чудесный мешочек» с набором сказочных героев (игрушки).   ¾ Иллюстрации по мотивам знакомых сказок, стихов, потешек; картинки с изображением сказочных героев.   ¾ Маски, шапочки, элементы театральных костюмов. ¾ Декорации, театральные атрибуты, подставки для размещения театральных кукол. ¾ Ширмы (настольная в виде домика, напольная). ¾ Фланелеграф, магнитная доска. ¾ Набор детских музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, деревянные ложки, маракасы). ¾ Картинки с изображением музыкальных инструментов. ¾ Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях.  ¾ Дидактический куб с наборами прикрепляемых к нему картинок (знакомые сказки и их герои, потешки, стихи, песни, музыкальные инструменты). ¾ Музыкальные и звучащие игрушки, игрушки с фиксированной мелодией (неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, музыкальная шкатулка, игрушки-пищалки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки и пр.).   ¾ Аудиозаписи литературных (сказки, потешки, стихи) и музыкальных произведений (детские песни, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельные, записи звуков природы) в соответствии с возрастом, средство для прослушивания. 1) В группе раннего возраста сказки-спектакли ставятся взрослым («театр одного актера», то есть воспитателя). 2) Располагать рядом с уголком ряженья.   3) Безопасность пособий и оборудования, их эстетичность. 4) Соответствие пособий и оборудования возрасту детей. 5) Свободный доступ к пособиям и оборудованию под присмотром взрослого. 6) Часть пособий хранится в отдельных контейнерах, часть выставляется в уголке – перегружать уголок многочисленными пособиями не целесообразно, необходимо обеспечить регулярную сменяемость материала. 7) Использование музыкального сопровождения во время режимных моментов.      ¾ Показ спектаклей ¾ Игры-драматизации, игры-инсценировки ¾ Игры-ситуации ¾ Дидактические игры, включая музыкально-дидактические ¾ Имитационные (подражательные) движения (герои сказок) ¾ Танцевальные импровизации, подпевание ¾ Озвучивание спектаклей с помощью музыкальных инструментов  ¾ Игры-экспериментирования со звучащими предметами ¾ Импровизированная игра на детских музыкальных инструментах ¾ Слушание литературных и музыкальных произведений ¾ Рассматривание картинок, иллюстраций, предметов  

Книжный уголок: центр книги

¾ Детские книги с литературными произведениями разных жанров (сказки, потешки, песенки, стихи, рассказы, произведения для детей русской и зарубежной классики, произведения для детей современных авторов): § 3–4 экземпляра одинаковых по содержанию и оформлению книг в толстом переплете; § 3–4 экземпляра одинаковых по содержанию, но разных по оформлению книг (иллюстрации разных художников, книжка-игрушка, книжка с объемными картинками, звуковая книжка и т.п.); § рядом с книгами в соответствии с содержанием размещаются игрушки для обыгрывания (например, произведения про мишку, рядом с книжкой ставится игрушечный мишка). ¾ Иллюстрации, картинки к детским произведениям (ламинированные, магнитные, для фланелеграфа); игрушки, изображающие сказочных персонажей. ¾ Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Мебель», «Гигиенические принадлежности» и др. обобщающие понятия; сюжетные картинки.  ¾ Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников. ¾ Настольные и дидактические игры по мотивам литературных произведений (типа лото, домино, разрезные картинки, паззлы, парные картинки и т.п.). ¾ Аудиозаписи литературных произведений в соответствии с возрастом, средство для прослушивания. ¾ Портреты детских писателей. 1) Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических недель, праздников. 2) Размещать около источника света (окна); вечером обеспечивать дополнительное освещение; рядом с уголком разместить стол и несколько стульев. 3) Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков. 4) Каждая книга в 2–5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность. 5) Наличие 3–4 книг: одна-две новые книги, остальные знакомые детям (о животных, о природе, сказки, книги к тематическим неделям). 6) Свободный доступ. 7) Следить за состоянием книг, своевременно их ремонтировать. ¾ Чтение / рассказывание / слушание литературных произведений с опорой на наглядность и без нее. ¾ Беседы по содержанию литературных произведений. ¾ Дидактические и настольные игры по мотивам литературных произведений. ¾ Игры-ситуации, игры-инсценировки по мотивам литературных произведений. ¾ Заучивание наизусть коротких стихов, совместное хоровое чтение стихов, потешек. ¾ Совместное рассказывание хорошо знакомых сказок с обыгрыванием некоторых фрагментов (пошел дед репку тянуть – давайте поможем деду репку тянуть – имитационные движения, хоровое проговаривание слов «тянет потянет, вытянуть не может»).  ¾ Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок к литературным произведениям, тематических альбомов. ¾ Оформление тематических книжных выставок.

Уголок творчества:

центр изобразительной, художественно-продуктивной деятельности, творчества

¾ Произведения народного искусства: глиняные и деревянные народные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства. ¾ Игрушки и предметы разной формы, цвета, величины. ¾ Репродукции картин, иллюстрации, картинки (предметные и сюжетные) по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили. ¾ Скульптуры малых форм, изображающие животных. ¾ Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, животные, птицы, бабочки, матрешки, домики, различные предметы – чашка, сарафан и пр.). ¾ Бумага тонкая и плотная разного формата (А-4, А-3, ½ А-4), картон. ¾ Цветные карандаши, гуашь (6 основных цветов). ¾ Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), подставка под кисти. ¾ Цветные мелки, восковые мелки; доска для рисования мелом. ¾ Печатки, губки, ватные тампоны / палочки для нанесения узоров. ¾ Глина, пластилин. ¾ Подкладки для лепки / рисования. ¾ Емкости для промывания ворса кисти от краски. ¾ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кистей / для вытирания рук. ¾ Специальное самостирающееся устройство с палочкой для рисования. ¾ Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки / мольберт. ¾ Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, природных объектов (животные, деревья, цветы, солнышко и пр.); образцы рисования. ¾ Геометрические формы / цветные палочки для выкладывания узоров, предметов; клубки ниток разных цветов. ¾ Дидактические и настольные игры по сенсорике и художественно-эстетическому развитию (типа «Украсим коврик (платье, тарелочку…», «Заплатки», «Подбери пару» (блюдце к чашке; рукавички), «Выложи узор (предмет)», «Собери букет», «Разложи / подбери по цвету (форме, размеру), мозаика и т.п.)  1) Высота размещения: рост ребенка + согнутая в локте рука (стол). 2) Располагать вблизи окна. 3) Соседствует со «спокойной зоной» деятельности детей. 4) Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, они должны быть выполнены в техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. 5) Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности. 6) Свободный доступ под присмотром взрослого, безопасность оборудования, сменяемость материалов в соответствии с сезоном, темой, праздниками.  ¾ Разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка). ¾ Дидактические и настольные игры по сенсорике (восприятие цвета, формы, размера) и художественно-эстетическому развитию. ¾ Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (намотай клубочек ниток). ¾ Обследование предметов и игрушек разной формы, цвета, размера. ¾ Рассматривание произведений народного искусства, репродукций картин, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, скульптурных форм. ¾ Оформление выставок детского творчества.

Уголок уединения:

уголок психологической разгрузки

¾ Отгороженный ширмой или занавеской уголок групповой комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. ¾ Стул / пуфик, небольшой столик или мягкий коврик.   ¾ Книги. ¾ Мягкие игрушки, игрушки-антистресс (2 – 3 шт.).    ¾ Несколько настольных игр для индивидуального использования (мозаика, разрезные картинки). 1) Определенная изолированность от остальных центров детской активности. 2) Спокойный музыкальный фон (по возможности). 3) Создание атмосферы уединения, психологического комфорта. ¾ Спокойная деятельность на выбор ребенка: рассматривание иллюстраций в книгах, слушание музыки, складывание разрезных картинок, мозаики и пр.

«Сюрпризная полочка»:

функция мотивации и активизации

¾ Эстетично оформленная полочка небольшого размера. ¾ Разнообразные предметы, игрушки (игровые персонажи), объекты природы в соответствии с темой недели, занятия, игры. ¾ «Чудесный мешочек» или «Волшебный сундучок» / корзинка.     1) Полочка должна быть расположена чуть выше уровня глаз ребенка. 2) Материал на полочке должен меняться ежедневно, возможна смена предметов / объектов несколько раз в день (утро, перед прогулкой, во 2 половине дня). 3) Предметы / объекты должны быть яркими, привлекательными, вызывать интерес детей. ¾ Мотивация, вовлечение детей в предстоящую деятельность, активизация их внимания, создание игровых или проблемных ситуаций:
  • утром на полочке сидит зайчик с корзинкой (ребята, к нам зайчик в гости пришел, что-то в корзинке принес, хотите посмотреть?);
  • перед прогулкой положить осенний листочек (листочек осенний зовет нас гулять – приметы осени искать);
  • вечером положить машину (у машины нет гаража – что делать? - построить) или репку (смотрите, какая репка – я знаю сказку, где репка выросла большая-пребольшая, хотите послушать?) и т.п.

Центр сюжетно-ролевой игры, уголок ряженья

¾ Куклы разных видов и размеров: куклы-девочки, куклы-мальчики, куклы-младенцы (пупсы), куклы, изображающие представителей различных профессий (врач, повар, шофер, солдат и др.) + «паспорта» на кукол. ¾ Дидактическая кукла (40–50 см): кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.). ¾ Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей (резиновые, пластмассовые, мягкие). ¾ Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения, корабли, самолеты, поезд и пр.). ¾ Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, утюг, руль, посуда и т.п.). ¾ Коляски для кукол. ¾ Предметы-заместители - в качестве заместителей можно использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок, кирпичик вместо телефона и т. д.). ¾ Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия: «Шофер», «Автобус», «Семья / Дом», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» (игровые наборы орудийных предметов, накидки и шапочки – основные атрибуты хранятся в контейнерах). ¾ Многофункциональная ширма-трансформер с набором картинок-вывесок к разным играм. ¾ Модули-макеты (маркеры) игрового пространства: ü Кукольная комната: гостиная, спальня, кухня, ванная (для игровых действий, игры с куклами): § мебель: стол, стулья, шкаф для посуды, шкаф для одежды, диван, кровать, люлька-качалка, плита, кран; § куклы, коляски;   § комплекты постельных принадлежностей (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало, пеленки – 3–4 набора); § комплекты одежды для кукол – мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды; § атрибутика для создания интерьера: пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер; § наборы посуды (кухонная, столовая, чайная); § наборы продуктов: выпечка, хлеб, овощи, фрукты (муляжи), контейнеры для хранения;    § ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кирпичик); § набор для уборки: веничек, щеточка, совок, игрушечный пылесос и т. д. ü Прачечная: § тазики для стирки, мыльницы, заместители мыла (деревянные кирпичики);  § веревка для сушки белья (натянутая), прищепки; § гладильная доска, утюжки. ü Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): § трюмо с зеркалом и полочками; § игрушечный набор для парикмахерской (расчески, ножницы, накидки, парфюмерные наборы, фен, заколки, бантики, резиночки, ободки и др.). ü Магазин: § весы; § баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона;   § таблички с наборами продуктов для разных блюд: суп, каша, компот; § наборы продуктов: выпечка, хлеб, овощи, фрукты, колбасные изделия, мороженое, шоколад, соки, молоко, яйца и пр. (готовые муляжи, сделанные своими руками, предметы-заместители и т.п.); § сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, клеенчатые и т. д.). ü Больница: § игровой набор медицинских инструментов (фонендоскоп, термометр, шприц, микстура с ложкой и т.п.); § медицинская сумка или чемоданчик; § накидка / халат и шапочка врача.   ü Гараж / Автобус / Дорога:   § различные машины; § накидки-маркеры для обозначения транспортных средств, накидки и шапочки шоферов; § набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг; § рули (4 – 5 шт.); § дорога (полотна из плотной ткани с дорожной разметкой шириной 40 см, длиной 1 - 1,5 м – 3- 4 шт.). ü Уголок ряженья: § одежда для ряженья (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, фартучки, жилеты и накидки, шарфики, головные уборы (косынки, шапки, шляпы, кепки) и т. д.; § аксессуары: сумочки, зонтики, галстуки, бантики, ободки и т.п.;   § бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов; § накидки и шапочки для сюжетно-ролевых игр (разные профессии); § элементы костюмов сказочных персонажей, накидки, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках; § шкаф или стойка, плечики для одежды, сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало. 1) Располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре. 2) Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр. 3) Размещение игрушек целесообразно осуществлять по тематическому принципу («магазин», «больница»). 4) Игровые материалы размещаются в низких по высоте стеллажах, пластмассовых емкостях или коробках, передвижных ящиках на колесиках и т. п. 5) Все материалы и игрушки, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям. 6) Чем меньше дети, тем крупнее должны быть мебель для кукол и другое оборудование. 7) Необходимо использовать в «Центре игры» разные виды игрушек: ¾ реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; ¾ прототипические – условно воспроизводящие детали предметов; ¾ предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. 8) Требования к игрушкам: ¾ игрушки – предметы оперирования (посуда, продукты, постельные принадлежности и т.п.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовыми к использованию; ¾ игрушки – маркеры игрового пространства (кукольный стол, кровать, плита и т.д.) также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию; ¾ игрушки-персонажи (куклы) должны представлять собой прототипические по облику игрушки разного размера (крупная – 35–50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см); существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой; ¾ мягкие игрушки-персонажи (подобия животных) должны быть прототипическими: иметь в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.); ¾ условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, имея облик реального животного, они антропоморфны – имеют строение человеческого тела (игрушку можно, как куклу, усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). 9) Необходимы эстетичность и разнообразие костюмов для ряженья. 10) Для накопления опыта игровых действий целесообразно использовать разнообразные методы и приемы: ¾ чтение литературных произведений, беседы, рассматривание иллюстраций; ¾ организация наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению самостоятельных игр детей;   ¾ включение игровых персонажей в режимные моменты (дети вместе с куклой едят, спят, одеваются на прогулку); ¾ использование приема одушевления кукол (каждая кукла имеет имя, свой характер, привычки, гардероб - данная информация отражается в «паспорте» на куклу); ¾ участие воспитателя в игровой деятельности как игрового партнера (берет на себя роль и реализует ее); ¾ организация сюжетно-дидактических игр; ¾ одна и та же игровая ситуация может по-разному осуществляться в течение года; ¾ для побуждения детей к игровым действиям можно объединять 2–3 предмета в подсказывающую игровую ситуацию (на столе расставлена посуда для чаепития, рассажены куклы; построен автобус из стульев).   Примерная тематика сюжетных игр-ситуаций (набор игровых действий и сюжетов): • Игры с куклами: – кормление кукол; – купание; – укладывание спать; – куклы одеваются на прогулку; – куклы на прогулке; – обед для кукол; – кукла заболела; – комната для куклы; – куклы идут в детский сад; – куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море). ü Роли: мама (папа), ребенок (дочка, сын). ü Основные игровые действия: кормить куклу – купать; купать – укладывать спать; укладывать спать – петь колыбельную; готовить кукле обед – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней. • Игры с машинами и другим транспортом: – машина едет по улице; - машина заезжает в гараж; – мойка машины; – ремонт машины; – заправка машины; – легковая машина везет гостя; катает друзей; – грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой); – автобус / поезд / корабль / самолет везет пассажиров. ü Роли: шофер, пассажир; летчик, машинист, капитан. ü Основные игровые действия: машину нагружают грузом – машина везет груз; пассажиры входят в автобус / поезд, едет, останавливается – пассажиры выходят / садятся на остановках; машина заводится – едет (выезжает из гаража, едет по дороге, заезжает в гараж); машину осматривают – ремонтируют, моют, заправляют бензином; самолет летит – приземляется; корабль плывет – везет пассажиров и т.п.   • Игры в магазин: – продуктовый магазин. ü Роли: покупатель, продавец, шофер. ü Основные игровые действия: привозить товар – разгружать; взвешивать на весах – продавать; покупать товар. • Игры в больницу: – прием в кабинете врача. ü Роли: врач, больной. ü Основные игровые действия: осматривать больного (слушать, ставить термометр) – лечить (давать лекарство, лечить уши, делать уколы). • Игры в деревню: – обитатели бабушкиного двора (домашние животные); – бабушкин огород / сад. ü Роли:бабушка, ребенок, домашние животные. ü Основные игровые действия: ехать в автобусе – выходить на остановке; кормить животное – гулять с ним; копать лопаткой. • Игры в парикмахерскую: – стрижка волос; – прически; ü Роли: парикмахер, клиент. ü Основные игровые действия: мыть голову шампунем – вытирать; причесываться – смотреться в зеркало; стричь; делать прически куклам (заколки, косички, хвостики). • Деятельность и игры в уголке ряженья: – деятельность по развитию самостоятельности, навыков самообслуживания (раздевание - одевание); – театрализованные и сюжетно-ролевые игры, игровые импровизации; – деятельность по формированию представлений о полоролевых отличиях мальчиков и девочек.  





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: