Методические рекомендации по выполнению задания

VI. Опасности гидрологического характера

Оценочные средства для текущего контроля

Тема 5. Строение и динамика гидросферы Земли. Классификация опасных гидрологических процессов.

Репродуктивное задание. Разработка схемы «Классификация опасных гидрологических процессов»

Цели: формирование способности анализировать нормативные документы в части опасных гидрологических процессов и систематизировать информацию с учетом выявления общих закономерностей и причинно-следственных связей развития процесса

Методические указания по выполнению задания

1. Изучите ГОСТ  Р 22.1.08-99 «Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов»

2. Разработайте блок – схему «Классификация опасных гидрологических процессов»

3. В основу классификации должны быть положены: прямые, ведущие факторы формирования процесса

4. При разработке блок – схемы необходимо учитывать: 1) характер проявления процесса; 2) степень вероятности развития чрезвычайной ситуации; 3) косвенные факторы. способствующие формированию и активизации процесса.

Тема 6. Наводнения. Половодья, паводки. Прогноз наводнений и оценка последствий. Наводнения в горах. Завальные и прорывные наводнения. Негативные следствия. Защита территорий.

Кейс – задание 1.  Анализ причин и последствий наводнений.

Цель: формирование способности выявлять причинно-следственные связи формирования наводнений и прогнозировать их последствия

Река – естественный постоянный водоток, текущий в выработанном углублении, которое называется руслом. В результате геологической работы, которая осуществляется рекой, формируется речная долина.

Методические указания по выполнению задания

1.На основе данных теоретической части заполните таблицу «Факторы возникновения наводнений»

Тип реки

Возможные причины наводнения в половодье

Возможные причины наводнения в межень

Название реки

Тип реки

Причины наводнения

В половодье В межень
р.Богучарка Река континентально-умеренного климата. Высока доля снегового питания (до 70 %) при сравнительно слабом грунтовом и дождевом питании. Высоким весеннее половодье.  Половодья, вызванные весенним снеготаянием. Низкая межень в Остальное время года. Но она почти не заметна.
р.Дон Река континентально-умеренного климата. Высока доля снегового питания (до 70 %) при сравнительно слабом грунтовом и дождевом питании Высоким весеннее половодье. Половодья, вызванные весенним снеготаянием. Низкая межень в остальное время года. Но она почти не заметна

2.Сделайте вывод о ведущих факторах формирования наводнений.

Наводне́ние — значительное затопление определённой территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Причинами чаще всего является таенье снега и выход подземных вод, осадки.

3.Охарактеризуйте режим рек своего региона и вероятность возникновения наводнений на этих реках. Обоснуйте свои выводы.

Реки Богучарского района имеют сезонный режим питания. в большей части это таяние снега и слабым дождевым и грунтовом питании. Наводнения возможны только в весенний период из-за таяния снега и большого притока воды.

Кейс – задание 2. выявление причинно-следственных связей между поражающими факторами наводнений и причинами их возникновения.

Цель: формирование способности прогнозировать вероятность наступления наводнения на основе анализа данных метеорологических прогнозов.

Решите ситуативные задачи

Ситуация 1.

В школе планируется весенняя краеведческая экскурсия. Экскурсия назначена на 25 марта. По данным метеопрогнозов в этот день средняя температура воздуха ожидается +30С. На реке начался ледоход. Маршрут будет проходить по берегу реки, которая протекает через населенный пункт. Высота правого берега реки над урезом воды 70 м, левый берег пойменный, террасированный. Вы получили от директора школы задание – выбрать безопасный для проведения экскурсии маршрут. На каком берегу реки вы рекомендуете проведение экскурсии?

Ответ: на правом берегу.

Ситуация 2.

Вам необходимо запланировать мероприятия по снижению последствий наводнения, вызванного таянием снега в пойме реки, для населенного пункта, состоящего из деревянных и кирпичных малоэтажных домов и производственных зданий. Интенсивность таяния снега V = 75 мм/ч, площадь поймы реки F= 300км2, ширина реки b0 = 100 м, глубина h0 = 3 м, скорость течения V0 = 2 м/с, русло реки в сечении имеет форму трапеции с шириной дна а0 = 80 м, высота места hм = 2 м.

Ответ: увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла), вынос объектов с затапливаемых территорий, вынос объектов с затапливаемых территорий, эвакуация населения и материальных ценностей из зон затопления, регулирование стока рек (перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна), изменение характера хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях, контроль за хозяйственным использованием опасных зон, экстенсивные мероприятия, интенсивные мероприятия.

Кейс – задание 3. Разработка алгоритма аварийно-спасательных работа при возникновении наводнений.

Цель: формирование способности разрабатывать алгоритмы аварийно-спасательных работ в случае развития наводнений на примере вашего региона.

Методические рекомендации по выполнению задания

1. Изучите гидрологические особенности рек своего региона.

2. На основе полученных данных разработайте алгоритм аварийно-спасательных работ при наводнениях с учетом специфики рек и особенностей населенного пункта в котором вы проживаете.

Ответ: Тем, кто живет на территориях, подверженных частым наводнениям, необходимо строить дома на высоких фундаментах; иметь плавучее средство (лодку, плот); хранить в доступном и надежном месте документы, ценные вещи; иметь запас продуктов питания и медикаментов на случай возникновения наводнения.

Кейс – задание 4. Разработка памятки для населения по оказанию пострадавших в случае возникновения: весеннего катастрофического наводнения; летнего катастрофического паводка; заторного наводнения.

Цель: формирование способности алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим с учетом специфики наводнений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: