Замер «Личность о отряд»

Эту интересную штуку подсказали мне психолог Игорь Романов. Замер позволяет вычленить взаимоотношения отдельной личности и всего отряда. А также каждого мальчика и всех девочек… Сейчас вы всё поймёте. Подводить итоги необычайно интересно, хотя и трудно. Придётся это делать ночью с калькулятором. Компьютер с программой Excel многократно ускоряет процесс

Дети садятся в круг с ручками в руках. Комиссар настраивает всех на серьезный лад и вручает каждому абсолютно одинаковый список отряда. Лучше всего в списке сначала написать имена всех девочек, а потом – мальчиков. Список (для простоты представим, что в отряде 6 человек) должен выглядеть так

Имя I II III
Таня      
Света      
Катюша      
Тарас      
Илья      
Павлик      

КОМИССАР. Начнем. Прошу каждого из вас поставить напротив каждого имени (кроме своего) в столбике I оценку от 1 до 3, которая отвечает на вопрос: насколько много ты реально общаешься с этим человеком? Если вы, например, закадычные приятели и каждую свободную, секунду устремляетесь друг к другу пообщаться, то это – 5, если ваше общение очень плотное, но ваш собеседник нередко занят общением с другим – это 4. Если вы общаетесь только в силу суровой необходимости – послал вас комиссар вдвоем воды принести – то это 1. Понятно? Заполняйте и будьте честными. То, что вы напишете, прочту только я… Написали? Спасибо. Теперь столбик II. В этом столбике поставьте оценку: насколько вы хотели бы общаться с этим человеком? Пишите… Спасибо. А теперь столбец III. В этом столбце вы должны поставить своё предположение, т.е. ответить на вопрос: как ты думаешь, какую оценку только что поставил тебе этот человек? Насколько он хочет с тобой общаться?... Спасибо, сдайте мне свои листочки.

Теперь о том, как обрабатывать результаты. У Катюши, например, всё выглядит так.

Имя I II III
Таня 5 5 5
Света 3 4 3
Катюша 0 0 0
Тарас 3 2 5
Илья 4 4 4
Павлик 2 5 3

Даже просто эта таблица может многое сказать о Катюше и её взаимоотношениях с отдельными ребятами. Понятно, что Катюша и Таня сильно подружились и уверены, что будут дружить долго и счастливо. Катюша понимает, что нравится Тарасу, но он ей интересен только как товарищ по отряду, чего нельзя сказать о Павлике. С Павликом она очень бы хотела общаться по максимуму, но боится поверить, что красавчик Павлик хочет того же. Проанализировав каждую табличку, мы всё сводим в одно большое целое. Потом – муторное подсчитывание средних баллов по вертикали и горизонтали. Получилось вот что:

Таня

Света

Катюша

Тарас

Илья

Павлик

С

р

е

д

н.

I

С

р

е

д

н.

II

С

р

е

д

н.

III

I II III I II III I II III I II III I II III I II III
Таня 0 0 0 2 3 3 5 5 5 3 3 4 4 4 4 3 4 3 2,8 3,2 3,2
Света 2 3 4 0 0 0 4 5 4 4 3 4 3 4 3 2 4 2 2,5 3,2 2,8
Катюша 5 5 5 3 4 3 0 0 0 3 2 5 4 4 4 2 5 3 2,8 3,3 3,3
Тарас 4 5 3 4 5 4 2 5 2 0 0 0 3 3 3 5 5 5 3,0 3,5 2,8
Илья 2 3 4 4 3 5 4 3 4 4 3 3 0 0 0 4 2 2 3,0 2,4 3,0
Павлик 3 4 4 3 4 4 2 5 4 4 4 4 3 3 4 0 0 0 2,5 3,3 3,3
Средний балл по вертикали 2,6 3,3 3,3 2,6 2,6 3,1 2,8 3,8 2,8 3,0 2,5 3,5 2,8 3,0 3,0 2,3 3,3 2,5

Уверяю вас, всё очень просто. Возьмём всё ту же Катюшу. В горизонтальных средних цифрах – это, то, что думает Катюша о своём отряде. Она считает, что

– реально общается с отрядом на 2,8 балла;

– хотела бы общаться на 3,3 балла;

– уверена, что и отряд с ней хочет общаться с ней на 3,3.

А теперь ищем средние цифры Катюши в вертикальном списке и посмотрим, как отряд относится к Катюше. Отряд считает, что

– общается с ней на 2,8 балла;

– хочет общаться на 3,8 балла;

– думает, что сама Катюша хочет общаться с отрядом на 2,8.

Таким образом, отряд в целом хочет общаться с Катюшей больше, чем она с ним. Но Катюша немного недооценивает благожелательного отношения отряда к ней.

Конечно, я взял эти цифры из справочника Фонарёва только для наглядности. Уверяю, что когда вы соберёте «живые» цифры – картина будет очень и очень интересной.

Через сутки на ОГОНЬКЕ комиссар может огласить результаты замера. Если у кого-то дела совсем плохи, это так называемые Отверженные, то их цифры можно и подправить. Однако, по моим наблюдениям, на интенсивных сборах Отверженных почти не бывает, так что есть смысл назвать совершенно истинные цифры.

Летающие яйца

Эту штуку я увидел и оценил в г. Перми на сборе «Лидер здоровья». Пустячок, но, тем не менее, позволит детям максимально проявить себя в конструкторском деле, а комиссару даст бесценную информацию о своих детях, нужно только внимательно за ними наблюдать во время процесса. Отряд делится на пары, лучше мальчик-мальчик, девочка-девочка. Каждой паре выдаётся:

а). куриное яйцо;

б). пластиковый стаканчик;

в). полиэтиленовый пакет;

г).почтовый конверт;

д). четыре трубочки для коктейля;

е). один метр скотча.

Задача: за 30 минут сконструировать и изготовить летательный аппарат, который сможет с высоты второго этажа приземлить яйцо на асфальт, не разбив его.

Это надо видеть, когда самые фантастические конструкции выпускаются из рук на высоте. Аппараты совершают немыслимые пируэты и приземляются. Все устремляются к месту приземления, и если яйцо оказывается целым – чувства великих инженеров Королёва, Туполева, Яковлева становятся понятными.

Так или совсем по-другому может проходить ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ.

Несколько слов о Клубах по интересам, что записаны в плане и не выделены. Каждый комиссар, обладающий умением и навыками в какой-нибудь области, вполне может вести клуб любителей этого чего-нибудь.

Например, комиссар, владеющий гитарой, да будет вести «Песенный» клуб. Студент театрального института вполне справится с клубом «Режиссер». Помешанные на психологии возглавят клуб «Искусство быть» и т.д.

Прежде чем доверить комиссару вести какой-нибудь клуб, весь педотряд требует провести его с ними, чтобы оценить: а вдруг дети от этого клуба будут не очень сильно в восторге? Клубы при тщательной подготовке и умном ведущем – интересная и познавательная вещь. Дети, как правило, высоко их ценят.

После клубов до самого обеда готовимся к ЗОЛОТОМУ ВОВОЧКЕ.

 

 

Отрядное дело «Строим город». Каждая группа клеит на ватмане часть города, потом всё собирается вместе. Получается очень красиво. Сбор «Лидер здоровья». г.Пермь

 

 

 

Отрядное дело «Блины». Испечь блины на свечке в крышке для консервирования – дело нешуточное.

Сбор «Лидер здоровья». г.Пермь

 

 



ЗОЛОТОЙ ВОВОЧКА

«Простите, сэр, почему вы купаетесь во фраке?»

«Видите ли, сэр, это вы купаетесь... А я… тону».

Анекдот

Как не крутись и не напрягай мозги, но нужно признать горькую истину: девять из десяти творческих дел на сборе проходят в виде так называемых «сценических» форм. Сцена, артисты, зрители – и никуда от этого не деться. (Ну, может быть не сцена, а берег реки, где празднуется День Нептуна, может быть лес, поляна при свете костров – все едино.) Всякие другие формы только так, для разнообразия. Любому нормальному ребенку всегда охота «позвездиться» на сцене. Но как быть, если в каждом отряде имеется парочка ярких актеров, которым и поручается всегда защищать честь отряда на сцене? Обездоленные тоскуют, ибо их удел в лучшем случае – массовка. С педагогической точки зрения это очень и очень вредно.

Несправедливые диспропорции призвано устранить простое как швабра Дело, именуемое ЗОЛОТОЙ ВОВОЧКА.

Что это такое? Вы будете смеяться, но это всего-навсего конкурс инсценированных анекдотов и баек из жизни. Поскольку жанр анекдота демократичен, народен, доступен, а главное – краток, то благодаря ему имеется уникальная возможность дать  каждому ребенку возможность сыграть парочку ярких ролей. Следить за равномерностью актерской нагрузки Отрядные комиссары должны строжайше.

Ромео можешь ты не быть, но Вовочку сыграть обязан. Я не знаю, кем надо родится, чтобы не суметь внятно произнести со сцены: «Ах, это муж!»

Подготовка

Всем отрядам надлежит инсценировать некоторое количество анекдотов, преследуя одну цель – каждый член отряда должен сыграть не менее двух ролей. Количество поставленных анекдотов и их культурное содержание целиком на совести отрядов и их комиссаров.

При подборе репертуара необходимо помнить следующее: короткие анекдоты, в которых у каждого персонажа по одной маленькой реплике, никуда не годятся. Нужны анекдоты приемлемой продолжительности, чтобы каждый участник инсценировки смог показать себя достаточно и во все красе.

 

Анекдоты для примера

***

(Идет спектакль в театре. На сцене – АКТРИСА играющая Офелию и СУФЛЕР.)

СУФЛЕР (подсказывает). Но где же Гамлет?

АКТРИСА (громко). Но где же Гамлет?! (Пауза.)

СУФЛЕР (нервно). Где Гамлет, выход Гамлета...

(На сцену выходят сразу три АКТЕРА.)

СУФЛЕР. Почему вас трое?

ПЕРВЫЙ АКТЕР (шепотом). Текст давай.

СУФЛЕР (пожав плечами). «Офелия, о нимфа...»

ВТОРЙ АКТЕР. Чего, чего?

СУФЛЕР. «Офелия, о нимфа...»

ТРЕТИЙ АКТЕР. А ну-ка еще раз.

СУФЛЕР (злясь). «Офе-елия, о-о ни-имфа-а!»

ПЕРВЫЙ АКТЕР. Послушай, какой спектакль?

СУФЛЕР. «Гамлет».

АКТЕРЫ (вместе). А «Три поросенка» когда?

***

(Скамейка. На скамейке сидят две блондинки и оживлённо разговаривают.)

ПЕРВАЯ БЛОНДИНКА. И всё же я продолжаю утверждать, что квантовая физика своё развитие закончила.

ВТОРАЯ БЛОНДИНКА. А я с тобой совершенно не согласна. Возьмём труды академиков Ауэрбаха или Гольтфарба…

ПЕРВАЯ. Ауэрбах устарел не успев напечататься.

ВТОРАЯ. Такая точка зрения, по крайней мере некорректна…

ПЕРВАЯ. Тише, тише, твой парень сюда идёт.

ВТОРАЯ. Спокойно, обсуждаем сериал.

***

(Школа. Идут занятия по начальной военной подготовке).

МАЙОР. Напра-во! Нале-во! Кру-гом! А ну встать прямо! Здравствуйте, товарищи учащиеся!

УЧЕНИКИ. Гав, гав, гав!

МАЙОР. Почему у вас такой плац грязный?

УЧЕНИКИ. Ура-а!

МАЙОР, Этот столб кто ставил?

ПЕРВЫЙ. Я.

МАЙОР. Почему так криво?

ПЕРВЫЙ. Не я.

ВТОРОЙ. Разрешите заложить?

МАЙОР. Закладывйте.

ВТОРОЙ. А ученик Бабкин пришел на занятия по военной подготовке в штанах вероятного противника.

МАЙОР. Да, ученик Бабкин, я гляжу и носки у вас не по уставу. Ученик Жучкин, объясните Бабкину какие носки должны быть по уставу.

ТРЕТИЙ (Поднимает штанину). Синие! (Поднимает другую). Или зеленые!

МАЙОР. Правильно. Где устанавливается данный прибор?

ЧЕТВЁРТЫЙ. На бронетранспортерах.

МАЙОР. Правильно!

ПЯТЫЙ. Разрешите вопрос. А этот прибор на лампах или полупроводниках?

МАЙОР. Ученик Дедкин, повторите для дураков.

ЧЕТВЁРТЫЙ. Повторяю для дураков. Прибор на бронетранспортерах.

МАЙОР. А теперь от меня до следующего дуба – бегом марш.

Несколько слов о репетиции. Главное, что губит все сценические действа на самодеятельной сцене, это тихий голос господ актеров. Дело даже не в стеснительности. Просто любому человеку, нечасто выходящему на сцену, очень трудно преодолеть психологический барьер: собеседник рядом, а я должен напрягать связки. Добивайтесь хорошей громкости, во что бы то ни стало, любыми доступными средствами.

Одно из таких эффективных средств могу порекомендовать. Возьмите своих актеров, выведите их на футбольное поле, поставьте исполнителя роли Продюсера у одних футбольных ворот, а того, кто играет Актера, у других. И пусть репетируют, голоса появятся сами. После нескольких «сеансов» поставьте их рядом и потребуйте сыграть анекдот пару раз на той же громкости.

Никогда не пользуйтесь микрофонами! Микрофоны – это гадость!

Проведение

(Дорожка, ведущая к эстраде, выложена кирпичами, посыпана песком и огорожена лентами. Все дети становятся за лентами и нетерпеливо ожидают прибытия «звезд»)

ВЕДУЩИЙ (тут можно в микрофон). Внимание, внимание!.. На желтую дорожку выходит звезда политических анекдотов, семикратный обладатель и пере-лауреат «Золотого Вовочки» прошлых лет, несравненный Вася из первого отряда!

(На дорожке в неком подобии смокинга появляется ВАСЯ из первого отряда. Толпа визжит, суетятся репортеры. ВАСЯ приветствует поклонников небрежным жестом руки и шествует к эстраде.)

ВЕДУЩИЙ. Охрана, держите девчонок! На церемонию «Золотого Вовочки» прибыл секс-символ всех анекдотов и баек, обладатель двадцати трех номинаций Вова из второго отряда!!!

(Девчонки визжат. По дорожке идет красавец ВОВА из второго отряда. Он позирует перед фотокамерами, подмигивает девчонкам, рассылает воздушные поцелуи, раздает автографы.)

ВЕДУЩИЙ. На желтой дорожке несравненная примадонна, скромнейшая из великих актрис третьего отряда – Надя!

(НАДЯ из третьего отряда идет вся нервная, согнувшись, закрываясь шляпкой от репортеров.)

ВЕДУЩИЙ. Дышите глубже! От анекдотной компании четвертого отряда к нам приехал неизменный исполнитель всех ревнивых мужей, наш дорогой Гоги!

(ГОГИ из четвертого отряда бегает с кинжалом и кого-то яростно пытается отыскать среди визжащих зрителей.)

Аналогичным образом проходят «звезды» из остальных отрядов. У каждой свой характер, своя манера поведения.

Затем все занимают места в зрительном зале. К ним обращается Ведущий: «Дамы и господа! Очередной фестиваль самого народного творчества, конкурс инсценированного анекдота «Золотой Вовочка» объявляется открытым! (Аплодисменты). Кто же на этот раз станет обладателем этой почетной скульптурки? Это решит самое компетентное, самое серьезное на свете жюри. (Представление жюри). Прежде чем мы откроем первую страницу нашего сборника анекдотов, попрошу сюда по одному представителю от каждого отряда. Это называется жеребьевка. Вытяните из шляпы по бумажке. Видите цифру? Она означает, какими по счету вы выступаете. Итак, согласно беспристрастной жеребьевке первым на эту сцену поднимается седьмой отряд! Прошу приветствовать».

Отряды один за другим представляют свои анекдоты. После каждой финальной реплики должны непременно следовать актерские поклоны. После того, как откланяются последние актеры, слово снова берет Ведущий: «Господа и дамы! Мы только что увидели множество непревзойденных шедевров анекдотного творчества. Для того чтобы определить лауреатов «Золотого Вовочки», нашему жюри придется пораскинуть мозгами. А на это нужны мозги и время. А где их взять? Лично я знаю, откуда взять время. Какие бы анекдоты ни придумывали сатирики и юмористы, нет ничего смешнее самой жизни. Поэтому, пока жюри совещается, я приглашаю на сцену добровольцев. Задача у них одна: рассказать смешной случай из жизни, свидетелем которого он был. История должна быть похожа на правду. Предостерегаю вас от желания рассказать нечто такое, что вы слышали от других. По этому миру ходит много побасенок, которые передаются из уст в уста, и каждый рассказчик уверяет, что все это он видел собственными глазами. Итак, кто первый?»

На сцену поднимается первый доброволец и рассказывает свой случай.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: