О звездизме (или звездунизме, как вам будет угодно)

Кто есть вожатые, комиссары? В большом числе случаев, это вузовский актив, ярые участники художественной самодеятельности. Многие серьезно «подсажены» на зрительские аплодисменты и, приехав в лагерь, вовсю пользуются возможностью предстать в красе своих талантов перед благодарными детками. Знаю лагеря, где вожатые все ночи и тихие часы репетируют сценки, танцы, песни и ежедневно перед детьми выступают. Как-то осенью вожатая Лена приехала из лагеря «Дон» с кучей фотографий о своей вожатской работе. Снимки были следующие: «Вожатая Лена в испанском костюме танцует», «Вожатая Лена на пляже в образе пирата», «Лена играет Принцессу в вожатском спектакле», «Лена поёт частушки с другими вожатыми», «Лена – ведущая вожатского концерта» и т.д. Нигде нет фотографий, где бы вожатая Лена организовывала свой отряд на интересное творческое Дело.

Ещё случай. Работал я комиссаром не на своём сборе, стоял на отряде. Как-то ко мне подошла комиссар Марина и пожаловалась: «Мой напарник Паша почти ничего не делает, а только поёт детям под гитару. Ни слуха, ни голоса у него нет, дети мучаются, но из деликатности не решаются ему об этом сказать. Не мог бы ты с ним поговорить?» Я незамедлительно нашёл Пашу и, максимально напустив такту, сказал: «Слушай, Паша. Я тут случайно подслушал разговор твоих детей. Они говорили о том, какой замечательный у них комиссар, просто душка и красавец, только вот слуха и голоса у него нет. Вот если бы он не пел под гитару – цены б ему не было…» Комиссар Паша странно посмотрел на меня, но, тем не мене, поблагодарил: «Спасибо, что сказал, я учту». Два дня он держался, а потом вижу – опять сидит в беседке, окружённый несчастными детьми и поёт своим козлетоном. Дождавшись окончания концерта, я подошёл к нему с упрёком: «Ну, что ж ты Паша?». И он ответил: «Понимаешь, старик… очень хочется».

Оно конечно, если в родном ВУЗе повесить афишу «Поёт Паша» – никто не придёт, а дети – существа подневольные. Император Нерон, помнится, собирал полные стадионы римлян, «желающих» послушать его пение под угрозой казни.

А вот что я прочёл в плане сбора актива в уездном городе Ч:

10.00 – 10.30 Регистрация участников;

10.30 – 11.30 Концерт комиссаров.

С места – в концерт…

От вожатского звездизма педагогического эффекта – нуль, абсолютный нуль (или ноль, как вам больше нравится). Просто, господа вожатые чешут свою артистическую похоть, и эта их главная цель.

Так что, принимая к себе в педотряд даже самых расталантливых студентов, я их категорически предупреждаю: «Звездизма (или звездунизма, как вам кажется музыкальнее) не допущу. Не комиссарское дело – на сцене выступать». Комиссар, это руководитель, аналитик, режиссёр. Его забота раскрывать и утверждать детей. Он должен придумывать, организовывать, ставить. Радоваться удачам, и говорить детям на ОГОНЬКЕ: «Какие вы молодцы, как здорово всё придумали и воплотили!» К главе ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ я приводил сценарий комиссарского выступления. Это первый и единственный раз, когда им можно. Если комиссар с гитарой, а дети просят спеть, ответ может быть только один: «Я не люблю петь один. Давайте вместе. Какую песню споём?»

Такой комиссар есть умница (или душка, как вам будет приятнее)!

О комиссарской форме

Если в Интернете зайти на сайт любого педотряда, то на первом месте там будет фотография этого замечательного коллектива. Парни и девушки там – в ярких майках, а на шеях – бывшие пионерские галстуки, только других цветов. Прошу понять меня правильно, я совсем ничего против формы не имею, но вот чем хочу поделиться: среди многочисленных педотрядов, за работой которых я наблюдал, из тех, которые мне действительно понравились и своим отношением к делу и результатами работы, не было ни одного имеющего форму. Напротив, те коллективы, которые много пеклись о внешней атрибутике в смысле маек, галстуков, ленточек и звездочек – именно у них результатом работы был раздутый пузырь и не более того. При подготовке очередного сбора мне как-то все некогда заняться вопросом формы, постоянно отвлекают другие дела.. Видимо сопротивляется что-то внутри на уровне подсознания. Да и то, дискомфортно чувствую я себя в такой же майке, как у всех. Хочется быть личностью, а элементом толпы, потому, видимо, и ищем мы поводы отвертеться от унификации в виде комиссарской формы. Оно конечно, данная оценка очень поверхностна и субъективна, но обратить внимание на этот нюанс стоит. По-моему.

Но все же

«Закон суров, но это закон». Режимные моменты в лагерях всегда были и будут; хороши они или плохи, но поелику они есть – соблюдать их надо неукоснительно. Вожатский труд не только в том, чтобы мило общаться с милыми детьми – играть с ними и петь – а и в том, чтобы нередко принуждать их исполнять неприятные обязанности. Как только ты начинаешь требовать от детей того, что они не хотят, те сразу из милейших созданий превращаются в злокачественных типов.

Я знал одну «творческую» вожатую, которая каждое утро что-нибудь придумывала для бесконфликтного подъема: «Ребята, вставайте, небо зеленое!» Но таких штучек на весь поток не напасешься. Никак не могла она понять, бедная, что не вожатское это дело – детей будить. Вопросы режима, санитарии и прочих лагерных напастей – это забота… детей. Воспитателю нужно только подтолкнуть этот паровоз, дальше он должен пыхтеть без его участия. Но, повторюсь – это тема отдельного труда.

Господа вожатые, если у вас дети долго укладываются после отбоя, если территория и спальни заросли грязью, если команда «строиться» не выполняется никогда, причина всем этим проблемам одна – ваша лень.

Конечно, хочется в первую же ночь скорее бросить детей и бежать на вожатские посиделки, но тогда нечего жаловаться, что они такие непослушные. Действительно, в голове не укладывается: «Я им говорю, а они не делают». Первые дня три-четыре вожатый должен быть с детьми круглосуточно, без сна и отдыха оттачивая в детях понимание того, что режимные моменты соблюдать придется, и никому проскользнуть мимо всевидящего вожатского взора не удастся.

Пока ты не завоевал авторитета – бди; ходи меж кроватей до утра, сгоняй отряд к каждой увиденной бумажке, но пусть знают – все равно делать придется. Так не лучше ли тогда не с кислой миной, а с шутками-прибаутками?

Зато оставшуюся часть потока трудолюбивый вожатый будет блаженствовать оттого, что хорошо отрегулированная машина работает сама, а ему остается только самое приятное – творчество.

Вот что я думаю о всяких режимных моментах, и теперь нам пора окунуться в атмосферу третьего дня нашего лагерного сбора.

 



ДЕНЬ 3

9.45 – 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД
10.00 – 10.30 Завтрак
10.30 – 12.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
12.00 – 12.30 Подготовка к Делу ПАРАД АГИТБРИГАД или ВЕЧЕР ПОЭЗИИ
12.30 – 14.00 ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ
14.00 – 14.30 Обед
14.30 – 15.30 Клубы по интересам
15.30 – 17.30 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
17.30 – 18.15 ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ
18.15 – 19.00 Подготовка к делу ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ (завтрашнему)
19.00 – 19.45 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН
19.45 – 20.00 СПЕВКА
20.00 – 20.30 Ужин
20.30 – 21.30 Подготовка к Вечернему делу
21.30 – 22.30 Вечернее дело ПАРАД АГИТБРИГАД или ВЕЧЕР ПОЭЗИИ
22.30 – 23.15 ДТП
23.15 – 00.30 ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК
00.30 – 01.00 По одному ребенку от каждого отряда на совет к Старшему Комиссару.
00.30 – 01.00 Укладывание
01.00 Совет комиссаров

 

Настает благословенный третий день, слава ему! Больше трудностей быть не должно. Разве только на УТРЕННИЙ РАЗВОД дети выйдут уже не таким бодрячком, как вчера.

Третий день для детей – это день упоения собственным отрядом с очень яркими проблесками интереса к другим. Поскольку это пока еще проблески, то в третий день мы даем побольше отрядного времени, чтобы в корне изменить ситуацию в день четвертый.

Много чего можно провести в отряде. Я непременно доберусь когда-нибудь до отрядных дел и постараюсь выдать чего-нибудь стоящего. А пока можно ограничиться общеизвестными «Поющими красками», «Строим город», «Игра в князя», «Слепой цикл», «Песенный хоккей» – но как мне кажется, тут неважно, что именно проводить. Дети «тащатся» от общения друг с другом, и никакой другой цели у комиссаров нет. Единственное, что должно быть исключено из планов Отрядных комиссаров – это свободное время.

В третий день все проходит спокойно, в деловом ритме. Первый день был давным-давно, его никто не вспоминает. Дети полностью управляемы и готовы идти за комиссарами куда угодно с огнем в глазах. После ШЕДЕВРОВ РОК-Н-РОЛЛА появляется у комиссаров самое главное, самое бесценное – авторитет. Если в первый день мы воздействовали на подопечных способами авторитарными, то теперь у нас есть методы принципиально другого качества – авторитетные. Комиссаров начинают совершенно искренне уважать. Почему-то.

Помню, как на совете у Старшего комиссара в ночь со второго на третий день один паренек сказал мне: «Никак не могу прийти в себя после «Шедевров рок-н-ролла», пожалуйста, удивите нас и завтра». Я обещал.

Третий день – экватор, когда до расставания еще далеко и можно пока вдоволь наслаждаться этой сказочной, сборовской жизнью. В третий день комиссары ходят и потирают руки: «Кажется, у нас все начинает вытанцовываться…»

Что ж, обратимся к плану третьего дня.

 


 


ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ

Но, неужель, он прав… и я не гений?

А.Пушкин

Кто сказал, что произведения искусства создают гении-одиночки? Кто утверждает, что коллективу с лопатами и вилами в руках не по плечу изваять Джоконду? Мы беремся доказать обратное. Выдающиеся шедевры в области живописи, поэзии и прозы могут рождать самые широкие массы любителей лагерных сборов.

ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ – высшее достижение коллективного гения!

Каждый отряд нарисует полотно, достойное коллекции Третьяковки, сочинит поэму не хуже Гете, а захватывающей историей в прозе утрет нос любому Стивену Кингу.

Это дело пока далеко от совершенства. Оно проходит в три этапа, и второй этап по форме несколько нудноват. Но этап третий, когда все выстреливает, это вполне компенсирует. Для практикующих вожатых ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ еще усовершенствовать и усовершенствовать. Но как идея, как предварительный набросок это творческое дело очень даже вполне.

 

Первый этап

Каждый отряд садится в общий круг или разбивается на творческие группы, чтобы силой коллективного разума сделать следующее:

а) сочинить небольшую историю с приличным количеством действующих лиц и записать ее (очень разборчиво) на листке бумаги. История должна быть длиною, примерно, 10-12 фраз и это все, что нам от нее понадобится. Просто, говорится первое, что придет в голову, и поехали. Например: «Один жадный купец по фамилии Петерсен вышел из своей лавки, да как споткнется и ляп носом в лужу. А тут шел подвыпивший маляр с ведром краски. Поскользнулся и облил проходившую мимо вредную старушку. Старушка испугалась и наступила на хвост собачке. А собачка укусила толстяка. Толстяк побежал жаловаться полицейскому и вдруг налетел на купца Петерсона, который уже было, выбрался из лужи. И купец снова упал в лужу. А маляр плакал над пролитой краской. Но когда увидел упавшего в лужу Петерсена – то стал так смеяться, что у него лопнули штаны. Тогда подоспевший полицейский арестовал его вместе со старушкой за неприличное поведение. (Заимствовано из сказки Евг. Шварца «Голый король».)

Как видим, при сочинении истории не требуется ни особой логики, ни последовательности событий, ни строгого следования литературным законам. Даже здравого смысла не требуется. Что вышло, то пусть и будет. Обычно никаких проблем с сочинением историй у отряда никогда не возникает. Для достижения большей художественности советую записанную историю переписать начисто раза три. При каждом, казалось бы, чисто механическом переписывании литературные достоинства сего произведения сильно возрастут. Говорят, Лев Толстой переписывал «Войну и мир» семь раз.

 

б) придумать первую строчку будущего стихотворения.

Например:

Однажды Маша мыла раму…

Или:

У зеркала раздетая Сюзанна…

Или:

Раз, два, три, четыре…

Или:

Мне не пройти меж двух больших КАМАЗов…

Эту первую строчку будущей поэмы надо записать на отдельном листке.

 

в) придумать название будущей картины.

Например:

«Иван-царевич на сером кардинале»

Или:

«Проход Суворова через вахтершу тетю Дусю»

Или:

«Ковбой в музее подсвечников»

Или:

«Прощальная песня доцента Одеколонова»

Это название надо написать в правом нижнем углу ватманского листа.

 

Второй этап

Отряды выводятся на футбольное поле. Каждый отряд выстраивается в отдельную цепь таким образом, чтобы все участники находились на расстоянии 10-15 метров друг от друга.

Комиссар 1-го отряда подходит к первому ребенку 2-го отряда и зачитывает ему один раз (!) историю, сочиненную 1-м отрядом. Тот, внимательно выслушав, идет к следующему участнику цепи и как можно точнее эту историю пересказывает. Следующий участник, все поняв, и запомнив, устремляется далее. Так история начинает свой путь. Последнему участнику цепи необходимо иметь ручку и листок бумаги. Он должен записать историю в том виде, в котором она дошла до него.

Запустив историю, комиссар 1-го отряда подходит к последнему участнику цепи 2-го отряда и вручает ему лист ватмана. Этот лист должен быть поделен карандашом на 10-12 клеток (по числу человек в отряде), а в правом нижнем углу, как вы помните, написано название будущей картины. К ватману прилагается пачка фломастеров или иных рисующих предметов.

Каждый участник цепи зарисовывает один квадрат и передает лист дальше. В итоге должна получиться общая картина, соответствующая своему названию. (Необходимо разъяснить, что если картина называется, скажем, «Слон в посудной лавке», то на ней должен быть изображен один большой слон в одной посудной лавке, а не двенадцать маленьких слоников в двенадцати посудных лавчонках.)

Запустив ватман с фломастерами, этот же комиссар опять идет к началу цепи, т.е. к первому ребенку, который уже передал услышанную им историю дальше и теперь стоит скучает.

Комиссар вручает ему листок, на котором вверху красуется первая строчка стихотворения. К полученной строчке каждый участник должен приписать две свои. Первая строка должна рифмоваться с последней полученной, вторая – ни в коем случае не должна рифмоваться.

Приведу пример из жизни.

 

Предложенная строка: Мы сейчас в прямом эфире
Приписывает первый участник цепи: Получает второй участник цепи: Посчитаем дырки в сыре. В сыре ровно восемь дыр,
Приписывает второй участник цепи: Получает третий участник цепи: Значит, вкусный будет сыр. Хорошо б еще в обед
Приписывает третий участник цепи: Получает четвертый участник цепи: Взять и съесть велосипед, И помчаться как стрела
Приписывает четвертый участник цепи: Получает пятый участник цепи Раскалившись добела, Хоть известно – без труда...

 

Третий этап

После того как картины нарисованы, поэмы сочинены, а истории записаны, все отряды собираются у эстрады. Пора, наконец, узнать, что же там получилось?

Сначала на сцену поднимаются выбранные от каждого отряда декламаторы стихов. Они по очереди «с выражением» читают сочиненные поэмы. Наиболее удачные или нелепые места сопровождаются аплодисментами. Это для разминки. Из шести поэм одна-две непременно окажутся весьма удачными.

Далее на сцену выходит комиссар 1-го отряда со словами: «Вот какую историю мы придумали» и зачитывает снова «с выражением» по бумажке подлинник. Затем выходит последний участник цепи от 2-го отряда со своим листком: «А до нас дошла следующая история» – и читает то, что в результате получилось. Обычно это сопровождается гомерическим хохотом слушателей. И хотя я не сторонник, более того, категорический противник подобного топорного, технического юмора – в данном случае, для чисто педагогических целей, сойдет.

(Технический юмор в неимоверных объемах присутствует в студенческой и школьной художественной самодеятельности. Чтобы насмешить кого-либо остроумной находкой и неожиданной мыслью, это ж надо думать, искать, напрягаться. Гораздо проще применить безотказные, физиологические способы рассмешения. Вот почему, всегда и везде, на школьной, лагерной и студенческой сцене, мы постоянно видим: юношей, переодетых в женские платья; пьяных, голубых и грузинов, синхробуффонады; представления а ля Песков; пародии на телевизионные передачи; трусы и голые мужские ноги, которые смешны всегда и, наконец, вершина такого «искусства», всегда безотказные шутки «ниже пояса» Я имею список из двадцати «сравнительно честных способов», не напрягаясь, рассмешить ближнего. Понимаю, что вы жаждите примеров. Пожалуйста. Напишите любой текст... Потом вычеркните из него все прилагательные, а потом предложите присутствующим назвать любые прилагательные, которые придут в голову, желательно поприкольние («серо-буро-козявчатый»)... Впишите названные прилагательные вместо вычеркнутых... Прочтите, что получилось... Насладитесь полученным эффектом... C гордостью носите звание остроумного человека.)

Ну, а наша история дошла до последнего звена цепи в следующем виде: «Жил был однажды купец Петер. Он в свободное время подрабатывал маляром. При этом он все время спотыкался, где ни попадя. Однажды старушка наняла его покрасить забор. Но купец опять споткнулся и измазал краской милиционера, а потом толкнул старушку в лужу. За это милиционер всех арестовал, в том числе и собаку, которая возмутила его неприличным поведением».

Что же касается картин, то они с самого начала третьего этапа вывешиваются на всеобщее обозрение, а по окончании мероприятия аккуратно припрятываются; они еще пригодятся в другой день для дела, которое мы назвали АУКЦИОН СОТБИС. (В описываемом сборе мы его не проводили.)

 

ЦЕПЬ ИСКАЖЕНИЙ – дело, в общем-то, проходное, но оно прекрасно заполняет полусонное дневное время (ну, что поделать, после обеда кровь от головы приливает к желудку и поэтому о бодрости, высокой энергетике говорить не приходиться) и опять-таки вовлекает в творческий процесс абсолютно каждого. Маленький творческий вклад в создание общего шедевра наполняет сердце каждого участника чувством радости за то, что судьба привела его именно в этот отряд, а не в какой-нибудь другой. Хотя, судя по всему, в других отрядах тоже попадаются симпатичные. Надо бы найти повод с ними задружить. Но когда? Может быть, ночью?.. Но, увы, ночные прогулки категорически запрещены под самым страшным страхом. Вы уже поняли, что я с нарушителями дисциплины шутить не люблю и отстреливаю их жестоко, не ведая жалости.

 

Здесь отряды на довольно долгое время расстаются друг с другом, чтобы потом встретится на ГРОМКИХ БЕСЕДАХ.

 

 


 

 


ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ

 

«Дайте спиче-е-ек!»

«Не орите, я не глухая, вам с фильтром?»

Анекдот

 

Без излишней скромности скажу: ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ – не дело, а просто конфетка. Всё очень просто, изящно и впечатляюще. Человек всё время пребывает в двух состояниях: скромно-стеснительный и свободно-раскованный. Когда в городской автобус вваливается толпа молодых людей, то они ведут себя совершенно раскованно, смеются, заигрывают с девушками, комментируют происходящее за окном, т.е. всё время громко приглашают обратить на себя внимание. Если большая часть компании выходит на остановке и остаются всего двое, их поведение становиться намного тише, а уж если остаётся один, то он превращается в образец скромности и высокой культуры поведения в общественных местах. Помню, еду в троллейбусе. Вваливается человек шесть вполне приличных весёлых студентов. Некоторое время они оживлённо шутили и смеялись на задней площадке, а потом один из них взял шапку и стал подходить к пассажирам со словами: «Подайте на спасение сингапурских тигров». Чёрта с два он бы это проделал, находясь в троллейбусе один. Как говорят актёры: наступает «зажим».

Но «зажим» может быть побеждён специальным тренингом. Актёрами и психологами давно замечено, что этому очень и очень способствуют упражнения, во время которых ты громко-громко что-либо говоришь или поёшь.

В Японии, например, в школе молодых менеджеров, учащихся заставляют в самых людных (на привокзальной площади) местах петь песни, и делать это на пределе возможностей голосовых связок. Условие жестокое: если инструктор на расстоянии 100 метров не расслышит хотя бы слово, то зачёта не поставит. После такого тренинга эти самые менеджеры никогда ничего больше не испугаются – ни телекамер, ни высоких гостей.

ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ эффектны по форме и, самое главное, не требуют никакой подготовки. Не нужно изнурительных репетиций и маршировок. Это дело можно организовать в пять минут, гуляя с классом по парку. Это произведет впечатление на прохожих, собак и милицию. (Однажды я со своим педотрядом сотворил ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ в летнем парке. Нас задержал милицейский наряд, продержал в отделении три часа без шнурков, а в протоколе было записано: «… вели себя шумно, нагло и вызывающе».) Дети просто беседуют друг с другом, о чем хотят, но только не индивидуум с индивидуумом, а коллектив с коллективом, крича фразы хором. А для того чтобы каждый член этого коллектива не очень жалел своего голоса, отряды беседуют на значительном расстоянии друг от друга. Психологически привычная ситуация: собеседник далеко – мы орем. Например, если вы видите на другой стороны улицы приятеля, который должен вам 20 рублей – вряд ли вы обратитесь к нему тихо.

ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ хорошо проводить вне лагеря, например, в лесу. Если лагерь достаточно большой, то вполне можно и на его территории.

Каждый отряд «беседует» по очереди двумя другими отрядами.. Во время смены собеседников одни отряды (скажем, нечетные) переходят с места на место, а другие все время стоят.

Перед началом БЕСЕД у каждого отряда примерно такой маршрутный лист:

 

 

Маршрутный лист

Отряд № 1

 

Время Место Собеседник
17.30 – 17.40 Футбольное поле, северные ворота Отряд № 6
17.45 – 17.55 У скульптуры пионера на главной аллее Отряд № 2
18.00 – 18.10 Футбольное поле, северные ворота Четные отряды

 

Например, отряд № 1, согласно маршрутному листу, ровно в 17.30 прибывает на футбольное поле и становится компактной кучкой у северных ворот. В то же время у южных ворот того же футбольного поля появляется отряд № 6.

 

ОТРЯД № 1 (пошептавшись и по сигналу командира хором). Рады приветствовать дружественный шестой отряд! Чего это вы такие весёлые?

ОТРЯД № 6 (пошептавшись и по сигналу командира хором). И мы вас приветствуем. Как же нам не веселиться, если мы видим первый отряд.

ОТРЯД № 1 (пошептавшись и по сигналу командира хором). Льстецы! Льстецы! Льстецы! Но всё равно очень приятно!

ОТРЯД № 6 (пошептавшись и по сигналу командира хором). Предупреждаем, мы очень болтливые и остроумные!

ОТРЯД № 1 (пошептавшись и по сигналу командира хором). Ещё неизвестно кто кого переболтает и переострит!

ОТРЯД № 6. (пошептавшись и по сигналу командира хором). Тогда давайте сплетничать про комиссаров.

ОТРЯД № 1 (пошептавшись и по сигналу командира хором). С удовольствием! Вы знаете, что Ваня Пылаев не женат?!

 

И так далее. Беседа продолжается минут десять.

Тематика бесед может быть самой разнообразной. Лучше, если сразу же выйти на незлобную словесную дуэль. Комиссарам накануне нужно разъяснить детям, что беседа должна носить исключительно характер доброжелательного подтрунивания. В конце беседы необходимо поблагодарить собеседников, не жалея комплиментов. В словесной дуэли лучшая тактика – всё время задавать вопросы и отвечать вопросом на вопрос. Например.

ВОПРОС. «Когда это вы успели умыться, причесаться и погладиться?»

ОТВЕТ. «А вы когда-нибудь пробовали вставать в шесть утра?»

Комиссарам предписывается не вмешиваться в процесс беседы. Можно разве что помочь ее начать, а потом быстро умолкнуть и отойти в сторону.

Несколько простых ненавязчивых правил и совет:

а) во время ГРОМКИХ БЕСЕД запрещается кому-либо что-либо выкрикивать индивидуально, то есть вне хора;

б) нельзя произносить фразы, состоящие менее чем из трех слов, так как это признак скудости словарного запаса;

в) нельзя, прокричав реплику, кричать следующую, не дождавшись ответа собеседника;

г) долго придумывать ответ – значит, дать повод усомниться в интеллектуальных способностях своего отряда. (Хотя в этом процессе, как правило, кто-то один берет на себя инициативу и командует все время «три-четыре».)

На последней фазе (то есть в 18.00) беседуют уже не отряд с отрядом, а половина сбора с другой половиной. Здесь хоры звучат гораздо мощнее, и жители окрестных деревень приставляют ладони к уху и спрашивают: «А чегой та?»

У нас последней фразой ГРОМКИХ БЕСЕД всегда является: «Давайте обнимемся на радостях!» и две толпы устремляются друг к другу с радостными воплями.

Если сбор проводится для малопродвинутых детей, то мы в маршрутные листы вписываем еще и темы для бесед: «Летом удивительно много мух», «Расскажите, чем ваш отряд занимался ночью, только не надо врать, что спали», «Не каждому ли индивидууму свойственно игнорировать тенденции парадоксальных эмоций» и т.д.

Как я уже сказал, ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ – прекрасный психологический тренинг на освобождение от зажима и стеснительности. Мы много спорили, когда их проводить: в первый день или в последующие? Днем в лагере или ночью в лесу? Но, в конце концов, практика показала, что именно на третий день БЕСЕДЫ проходят несоизмеримо веселее. Хотя, будучи проведенные в день заезда (и ночью в лесу) приносят больше пользы. Решение надо принимать в каждом конкретном случае.

Кстати о случаях. Проводил я как-то вожатскую школу для студентов филиала психологического университета в г. Балабаново. Во дворе корпуса прокатывал с ними ГРОМКИЕ БЕСЕДЫ. Проходившие мимо студенты-психологи спрашивали: «Чего это они орут?» Потом понимающе кивали: «А-а, тренинг».

Или вот еще. Два отряда «беседовали» через речку. И тут на свою беду по ней проплывала на лодке влюбленная парочка. Такую тему упустить было грех. Обсудили счастливчиков с ног до головы, парень установил рекорд по скоростной гребле.

Приятных вам собеседников!

 

 

Громкие беседы. Сбор «Белый гусь»

 

После ГРОМКИХ БЕСЕД отряды готовятся к вечернему делу ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ, которое пройдет не сегодня. Это дело требует весьма основательной подготовки, поэтому и выделено для первых черновых набросков немного времени и в третий день.

 


 

 


ПАРАД АГИТБРИГАД

 

Товарищи люди,

Будьте культурны

На пол не плюйте,

А плюйте в урны!

В. Маяковский

 

Два Дела можно сделать по выбору. ПАРАД АГИТБРИГАД и ВЕЧЕР ПОЭЗИИ имеют один принцип, но разное творческое содержание. ПАРАД АГИТБРИГАД хорош для «обычных» детей, а ВЕЧЕР ПОЭЗИИ приятно проводить на детях более старших и продвинутых. Эмоциональный и педагогический эффект от ВЕЧЕРА ПОЭЗИИ несоизмеримо выше.

Но сначала про ПАРАД.

К концу третьего дня у деток появляются первые ростки живого интереса к другим отрядам. А как там они? Что за ребята? А красавчики есть? Общению отрядов тет-а-тет посвящено много разработок. Например, широко известное дело «Отряд в гостях у отряда», которое умные вожатые часто проводят с целью профилактики межотрядного шовинизма. ПАРАД АГИТБРИГАД – это начало тесного межотрядного общения, которое со всеменем будет только нарастать.

И ещё. Есть в сборовской практике одно очень узкое место. Репетируя какое-нибудь представление к Вечернему делу или к какому-нибудь другому зрелищу, мы привыкли к мысли, что все, в муках рожденное и отрепетированное, будет показано один раз, т.е. уйдет в воздух и больше не вернется. Видеокамера проблему не решает. Если кто-то во время выступления забудет слова, перепутает свой выход с выходом Золушки, произнесет самую ключевую фразу тихо и невнятно; если уже после выступления вдруг придет удачная мысль: «А ведь надо было играть в очках и каске» – то эта беда непоправима.

А как сделать ее поправимой?

Всех вышеуказанных недостатков лишено дело ПАРАД АГИТБРИГАД. Главная идея в том, что каждый отряд показывает отрепетированное представление не один раз перед всеми, а пять-шесть раз перед разными зрителями. Причем после каждого выступления у него есть время внести коррективы, что-то изменить и дорепетировать. В этом и состоит главное методическое достоинство данного Дела. И опять же межотрядное общение. После выступлений всегда есть пара минуточек, чтобы два отряда могли что-нибудь спеть, сфотографироваться, опять же какой-нибудь мальчик с какой-нибудь девочкой могут построить друг другу глазки.

 

Подготовка

Каждому отряду надлежит подготовить трехминутные выступления агитбригады на любую тематику. Поскольку нынешние дети уже, к сожалению (или слава богу), не знают, кто такие синеблузники, то придется затратить некоторые усилия по введению их в курс жанра агитбригады.

Несколько агитбригадных тем для примера:

«Не кури, Алёша!»

«Да здравствует время свободное и наше начальство голодное!»

«Долой муздыкство и валяжничество!»

«Не пора ли всем панкам, встать ко фрезерным станкам?!»

«Долой комиссаров!»

«Нет безобразиям там и тут».

«Чешите в другом месте!»

«Руки прочь от чужих бутербродов!»

«Долой слово «долой!»

«Больше разницы между полами!»

«Чтоб текла кровь из носу в мире шоу-бизнесу!»

«Долой агитбригады!»

Удивительную фантазию, скажу я вам, демонстрируют дети в придумывании тематики для выступлений агитбригад. Однажды я буквально до обезвоживания организма смеялся над агитбригадой «Долой ноги». Творческие аргументы агитбригадчиков были логичны, неотразимы и остроумны. Дело закончилось обращением к правительству запретить всем ноги.

Выступление агитбригады должно носить преувеличенный серьезно-гневный характер. Эту серьезность нужно довести до полного абсурда. В выступлении необходимо занять каждого ребенка отряда. Полезно изготовить агитбригадные костюмы и реквизит: яркие плакаты и хлесткие лозунги, огромные сигареты и небольшие паровозики, здоровенные очки и малюсенькие ракеты… Приведу несколько отрывков из выступлений наших агитбригад:

 

Тема «Экономь все!»

Чтобы много есть и жирить

Ничего нельзя транжирить!

Сэкономил киловатт –

Отнеси его на склад!

 

Если воду экономишь,

В ванне редко моешься

Значит, наш ты человек

Хорошо устроишься!

 

Тема «Пьянство? Ой!»

Сограждане, вы трезво жить старайтесь

Вы ж не враги здоровья своего

Одним театром только упивайтесь

Не пейте, кроме театра ничего!

 

Тема «Не кури!» (Стихи Ю.Жукова)

Сам ты куришь – сам и подыхай

Дым вдохнул – на нас не выдыхай.

Или очистной реши вопрос

И засунь себе два фильтра в нос.

 

Если дама курит почём зря,

То у дамы – жёлтая ноздря.

На зубах в три слоя никотин

Мы с такой общаться не хотим.

Девочка, ведь ты ещё мала,

А в носу зелёная смола!

 

Не кури и пеплом не сори

Чё, дубина, куришь?

 

Тема «Дискотекам – нет!»

Дискот э ка – это яд!

Станцевал – и сам не рад

Грохот, мат и едкий дым,

А она ушла с другим…

 

Чтобы не пропасть нав э ки

Не ходи на дискот э ки!

 

Тема «Долой комиссаров!»

На «Гусе» не кормят! Где кафе и бары?

На «Гусе» большие, злые комиссары!

Я – страшный, бдительный комиссар! Я – глаз в замочной скважине! Я – твоя недокуренная сигарета и недоцелованная девочка! Я – твое несвободное время! Бойтесь меня, бойтесь!..

 

Проведение

Примерно в 21.30 четные отряды выдвигаются за территорию лагеря и организуют костры в пределах видимости.

В 22.00 нечетные отряды подходят к кострам. Идет обмен дружескими приветствиями. В костер подкладывается больше веток для лучшего освещения. Первыми свою агитбригаду показывают гости. Отвыступавшись и получив порцию восторженных аплодисментов, они занимают места зрителей, чтобы насладиться выступлением агитбригады хозяев.

Затем каждый отряд обещает жить так, как его призвали, благодарит за доставленное удовольствие. Если остается минуточка-другая, то можно немножко попеть в орлятском кругу, просто поболтать. Расставание. Гости уходят к следующему костру, хозяева ждут новых. И у тех и у других есть минут десять, чтобы внести творческие улучшения в свою постановку.

 


Парад агитбригад. «Не нарушай». Сбор«Лидер здоровья». г.Пермь

 

И так пять раз, если отрядов десять. Как правило, выступив раз пять, дети так входят в раж, что буквально рвутся выступить где-нибудь еще. Ох, уж эта вечная, неистребимая, загубившая не одну невинную душу страсть звездиться. Прививши ребенку эту страсть, с ним можно делать все что угодно. Кто хоть раз «подсел» на музыку аплодисментов, тот уже неизлечим. За право выйти в центр внимания и сказать: «Кушать подано!» – он отдаст вам свою душу бесплатно, и лепите из нее что хотите.

ПАРАД АГИТБРИГАД доступен детям и комиссарам любого уровня.

 


 

 

 



ВЕЧЕР ПОЭЗИИ

 

А один чудесный мальчик

Посвятил мне странный стих.

Он прочел, а я молчала.

Я молчала – он притих.

Е.Горбовская

 

Теперь о ВЕЧЕРЕ ПОЭЗИИ. Я лично настаиваю на том, чтобы это Дело проводилось везде и всегда. Его итоги всегда плодотворны, причём при любом детском контингенте. Конечно, боже упаси проводить ПОЭЗИЮ в начале сбора, только ближе к концу, когда дети начинают «теплеть».

На сборе «Лидер здоровья» в г. Пермь, куда меня пригласил приехать познакомиться и вместе поработать мой друг по переписке Владимир Архипов, нам попался самый трудный на свете контингент. Руководители профтехучилищ, невнимательно прочитав письма, решили, что это будет спортивный лагерь, хотя предполагался ежедневный двухчасовой тренинг против наркотиков, алкоголя и прочего нездорового образа жизни. Так что заехали исключительно спортсмены. Трудно было даже сказать, что больше кому не подходит: эти дети сбору или этот сбор детям? Первые три дня были Великие бунты. Господа подростки хотели с утра но ночи заниматься только тремя вещами: качаться, отдыхать и качаться… Во избежание потери контроля над обстановкой, нам пришлось временно кое в чём уступить. А было ещё два умных подонка, которые отлично справлялись с разложением коллектива, эффективно сколачивали фронду, смотря на нас невинными глазами. Директор лагеря, добрейшей души женщина, никак не хотела их отправить домой, всё пела нам гимн отечественных педагогов «Вообще-то они ребята хорошие, пусть извинятся…»

Тогда Владимир уехал в Пермь, заявив, что не вернётся, пока эти двое не уедут. Комиссары также заявили, что работать не будут. Только это и заставило… Но и на этом архисложном контингенте методика таки сработала… На четвёртый день мы снизили спортивные мероприятия до разумного одного часа в день, а на шестой – похерили полтора часа свободного времени и никто этого не заметил. И вот даже с этими ребятишками, для которых слово «поэзия» – матерное, ибо книжку последний раз они читали… никогда, мы провели ВЕЧЕР ПОЭЗИИ. Спортсмен Толя, чемпион училищ по волейболу, сказал на Огоньке: «Мне в страшном сне не могло присниться, что я – реальный пацан Толян, буду читать стихи и получать от этого удовольствие… физкульт-спасибо за новые ощущения. Я даже стал себя больше уважать».

Все проходит точно так же, как и ПАРАД АГИТБРИГАД – отряды выступают друг перед другом несколько раз – только готовятся не шуточные выступления, а серьезные поэтические композиции. Здесь, как я уже говорил, эмоциональное впечатление несоизмеримо выше, но также несоизмеримо больших трудов стоит подготовка.

Поэзия нынче не в моде, и боюсь, что времена массового увлечения ею уже не вернуться никогда. Чтобы народ стал опять читать и слушать стихи, нужен тоталитарный режим в стране: цензура, запреты, политические несвободы… А где это все взять в эпоху СМИ и Интернета? Вот и стала поэзия уделом тонкого-тонкого слоя эстетствующих интеллигентов, которые, как известно, страшно далеки от народа.

Но у молодежи увлечение стихами всё же есть. Девчачьи тетрадки исписаны слезоточивыми рифмами «про любовь», про то, как Наташка любила Алешку, а того убили. Много «чувства» в девчачьих тетрадках, но нет там поэзии.

Можно снисходительно улыбаться, слушая, с каким вдохновением, обливаясь слезами, девочки читают и слушают, например такое:

 

«Ты знаешь, – он сказал –

На этом месте девчонка утонула у меня.

Ты только не волнуйся,

Это было летом, а сейчас уж на дворе весна».

Я повернулась прямо и взглянула

В его, как уголь, чёрные глаза

О, люди! Мой мальчишка плакал,

Катились слёзы по его щекам,

«Я не виню тебя, Серёжа милый,

Ты говорил, что любишь лишь меня

Тебе я верю, и до гроба буду я верна,

Но девушку, ту самую с зелёными глазами

Ты помни всю оставшуюся жизнь».

Ну, вот и всё.

Теперь вам всё понятно.

Теперь не будете вы отрицать,

Что умеют наши парни плакать,

А не только подло изменять.

 

Это я нашёл в Интернете на сайте «Стихи о любви». Там десятка три таких вот трогательных перлов, а создали сайт две четырнадцатилетние школьницы.

Смеяться над чувствами грешно, это понятно, но все же на нашем ВЕЧЕРЕ ПОЭЗИИ будут звучать совсем другие стихи, которые, в общем-то, не хуже… мне так кажется…

Главный залог успеха – репертуар! На школьных вечерах всё проваливается только из-за неверного подхода к выбору стихов. В одном лицее я видел репетицию вечера памяти Булата Окуджавы. Девочки репетировали старательно, но не более того, без искры в глазах. Я спросил их, как они вообще относятся к тому, что читают и поют? Они ответили, что Окуджава их никак не трогает, просто он нравится Лидии Иванне… Стихи должны «цеплять», стихи должны легко восприниматься на слух, оставаясь при этом истинными шедеврами поэзии, а не сопливыми поделками «народных» стихоплётов. Только в этом случае мы получим у детей истинный всплеск интереса к серьёзной литературе.

За три года со дня рождения ВЕЧЕРА я перелопатил десятки тысяч стихотворений в сотнях сборников, и среди этого моря поэзии очень редко выуживал то, что мне было нужно. Любой, даже самый гениальный автор написал кучу проходных, неинтересных поделок и выуживать из этого океана жемчужины – труд колоссальный.

Мной за эти годы составлено несколько тематических подборок:

 

Современные американские поэты;

Английская поэзия;

Средневековая поэзия вагантов;

Путешествие по российской поэзии XX века;

Современные поэты Израиля;

Французские поэты XIX века;

Самое-самое из Лермонтова;

Самое-самое из Есенина;

Сатирические стихи Игоря Иртеньева;

Восьмистишья Расула Гамзатова;

Композиция по Евгению Онегину;

Стихи Екатерины Горбовской;

Стихи Юрия Левитанского.

 

Масштабы книжки не позволяют поместить их сюда все. Но с несколькими композициями познакомлю вас обязательно. Надеюсь, вы будете читать и наслаждаться.

Итак.


ДА БУДЕТ ТАК!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: