Элементы эффективного общения

Лекция 2

«Общение в сестринском деле»

Общение — сложный, многоплановый процесс установле­ния и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями совместной деятельности и включающий в себя следующие компоненты:

1. Передачу (обмен) информации – коммуникацию.

2. Выработку стратегии взаимодействия - интеракцию.

3. Восприятие и понимание партнерами друг другом – перцепцию.

В результате выделены три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Профессиональное общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

В общении есть три функции:

1. информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);

2. – регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.);

3. – эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).

 

Можно выделить три уровня общения:

1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);

2. межличностное – между двумя и более людьми;

3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.

Выделяют следующие компоненты и виды общения.

Виды:

· терапевтическое, эффективное;

· нетерапевтическое, не эффективное.

 

 


Впроцессе общения различают 5 стилей общения:


Типы общения

Выделяют два типа общения:

1. словесный (вербальный) тип общения

2. бессловесный (невербальный) тип общения.

2.1.визуальные (движении, жесты, позы, выражение глаз, лица, взгляд, проксемика(расстояние до собеседника, угол поворота…))

2.2. акустические (интонация, пауза, тембр голоса, скорость речи, кашель, плач, стон, вздох…)

2.3.тактильные (прикосновения)

2.4. ольфакторные (связанные с запахом) – естественные (приятные, не приятные), искусственные (духи…)

Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.

Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов.

Элементы эффективного общения

 


отправитель — кто передает информацию;

сообщение — посылаемая информация;

канал — форма отправки сообщения (речь, жесты);

получатель — кому посылается сообщение;

подтверждение — эффективность сообщения.


 



Зоны комфорта

менее 15 см 15-45 см 45 см - 120 см 120 - 300 см более 300 см
сверх­ интимная интимная личная социальная общественная

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: