Лекция: Введение в предмет «Современные информационные агентства»
«Современные информационные агентства» как учебная дисциплина включена в цикл журналистских дисциплин, с которыми встречается студент в процессе обучения на отделении журналистики филологического факультета. Она читается в течение седьмого семестра пребывания студента в вузе. Учебная программа курса «Современные информационные агентства» составлена в соответствии с Государственным стандартом образования, определяющим требования и рекомендации при обучении журналистике в вузе.
Курс «Современные информационные агентства» включает в себя 14 часов лекционных и 24 часа для проведения практических работ, что составляет в общей сложности 2 зачетных единицы. Форма итогового контроля – экзамен в 7 семестре. Ведущий преподаватель – Прусс А.П., кандидат исторических наук, лауреат Региональной литературной премии имени П.И. Рычкова за книгу для детей «Рассказы по истории Оренбуржья», доцент кафедры МПЛ и журналистики.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - дать студентам системное представление о деятельности крупнейших мировых информационных агентств, их типологических характеристиках, закономерностях их сотрудничества, зонах конкуренции и эффективной коммерческой деятельности в области международного распространения информации.
Задачи дисциплины:
1. рассмотреть профессиональные процессы, характерные для такого рода деятельности, потребности, мотивы;
2. исследовать механизмы создания универсального сообщения для разного типа изданий стран разного уровня развития;
3. изучить основные характеристики информационных агентств различного типа;
4. рассмотреть особенности распространения информации;
5. ознакомить студентов с основными механизмами современного медийного международного рынка.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Современные информационные агентства» (Б3.В.ОД.14) относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении Современных зарубежных СМИ.
3. Требования к результатам освоения содержания
дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготоки:
ОК-6, готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности.
ОК-9, понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности.
ОК-10, способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности.
ОК-11, готовность и способность работать в коллективе, творческой команде.
ПК-3, ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции.
ПК-9, знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики и т.п.), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции,видов планирования в СМИ.
ПК-19, знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса.
ПК-21, понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией и т.п.); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление: о легитимных каналах распространения информации.
Знать: специфику работы зарубежных и отечественных информационных агентств с позиций современных исследований в области журналистики..
Уметь: пользоваться понятийным аппаратом для практического анализа и моделирования актуальных информационных поводов.
Иметь навыки: работы с научной и учебной литературой и применять свои навыки в ходе производственной практики.
Содержание и структура дисциплины
Содержание разделов дисциплины
| № раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
| 1. | 2 | 3 | 4 |
| 1 | Средства массовой информации как системный объект Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ | Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества. Целостный характер печати. Системные компоненты периодики. Редакционная общность. Информационная подсистема периодики. Экономическая модель прессы. Пресса и коммуникационные технологии. | ДЗ, К |
| 2. | Информационные агентства и другие структуры информационного обслуживания СМИ | Понятие информационного агентства. ИА на фоне остальных видов СМИ. Специфика работы ИА. Принципы подачи новостей. | ДЗ,К, Т |
| 3. | Исторические предпосылки возникновения информационных агентств. | Потребность в свободной, оперативной и объективной информации. Развитие капиталистических отношений. Революционное изобретение – телеграф. | ДЗ |
| 4. | Основные этапы эволюции агентств. | 1) 1830-е – 1860-е гг.; 2) 1870-1919 гг.; 3) 191901939 гг.; 4) 1939-1945 гг.; 1945-1990-е гг.; 1990-е - … | ДЗ |
| 5. | Структурно-функциональные характеристики ведущих зарубежных информационных агентств | Рейтер, ЮПИ, АП; информационные агентства Франции: от Гавас к Франс Пресс. | ДЗ |
| 6. | Современное состояние ведущих отечественных информационных агентств | ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Интерфакс и др. | ДЗ |
Определение предмета – что такое «Информационное агентство»
Ясен Н. Засурский:
«Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей».
Основная литература:
Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006;
Погорелый Ю.А. Международные экономические информационные агентства: стратегия развития и творческие аспекты деятельности: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2001.;
Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Вороненковой Г.Ф. М., 2000;
Саляхова Н.В. Роль и место агентства «Франс-Пресс» в мировых информационных процессах. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005.;
Войцехович К.А. Информационное агентство Ассошиэйтед Пресс в условиях современного информационного рынка. Дис.... канд. филол. наук. М., 2005;
Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования. Автореф. дис. … канд. филолог. наук. Воронеж, 2008;
Мирошниченко А. Когда умрут газеты. М.: Книжный мир, 2011.






