Обследование ЦНС у детей разного возраста

При оценке состояния нервной системы учитывают жалобы, данные анамнеза (течение беременности и родов, неональный период), перенесенные заболевания.

· При осмотре новорожденного обращают внимание на стигмы дисэмбриогенеза (малые аномалии развития), размеры и форму головы, состояние черепных швов и родничков. У более старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение лица, мимику. Определяют способность концентрировать внимание на игрушках, заданиях, понимать обращенную к ребенку речь и указания взрослых. Детям старшего возраста необходимо дать оценку интеллектуального развития, памяти, успешности обучения в школе, навыкам чтения, письма, абстрактному мышлению. Учитывают качество сна (трудность засыпания, беспокойный сон, частые пробуждения).

· При оценке речи (в зависимости от возраста) учитывают гуление, произношение слогов и отдельных слов, фразовую речь, умение формулировать свои мысли.

· При исследовании двигательной сферы определяют положение тела, координацию движений (как при осмотре, так и при проведении координаторных проб – пальценосовой, пяточноколенной). Оценивают умение ребенка держать голову, сидеть, ходить, выполнять мелкую ручную работу, играть в подвижные игры.

· Мышечный тонус у детей первых месяцев жизни определяют с помощью пробы на тракцию: ребенка нужно взять за запястья и потянуть на себя. При этом руки у него слегка разгибаются в локтевых суставах, затем разгибание прекращается, и ребенок всем телом подтягивается к рукам. В более старшем возрасте мышечный тонус исследуют, определяя сопротивление мышц, возникникающее при пассивных движениях.

· Оценивают психомоторное развитие ребенка (таблица 2).

 

 

Таблица 2. Психомоторное развитие ребенка раннего возраста

Возраст Особенности психомоторного развития
Новорожденный Громкий эмоциональный крик Длительный сон (около 20 ч) Атетозоподобные (некоординированные червеобразные) движения Гипертонус мышц сгибателей (полусогнутое положение рук ног – эмбриональная поза) Наличие врожденных безусловных рефлексов новорожденных
3 мес Хорошо удерживает голову (лежа на животе – в 1 мес, в вертикальном положении – с 2 мес) Гулит (с 2 мес гуление короткое отрывистое, с 4 мес – длительное, певучее) Следит за предметом (с 2 -3 нед фиксирует взор на ярком предмете, с 1,5-2 мес следит за движущимся предметом) Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним с 2 мес Тянется к игрушке Исчезают атетозоподобные движения, гипертонус мышц-сгибателей, часть врожденных безусловных рефлексов (хватательный, ладонно-ротовой, защитный, опоры, автоматической ходьбы) Появляется верхний рефлекс Ландау (к 4 мес) Формируются некоторые условные рефлексы (в основном связанные с ормлением, узнаванием матери)
6 мес Сидит, если его посадить (самостоятельно садится с 7-7,5 мес) Хватает игрушку Произносит отдельные слоги (лепет), чаще с 7 мес Различает знакомые и незнакомые лица (с 4-5 мес) Поварачивается на бок с 4 мес, со спины на живот – с 5 мес, с живота на спину – с 6 мес Появляется нижний рефлекс Ландау (с 5-6 мес_ Легко формируются условные рефлексы
9-10 мес Ползает (с 7 мес) Стоит с поддержкой (с 8-9 мес) Подражает движениям взрослых Произносит первые слова с 10-11 мес
1-1,5 года Ходит самостоятельно Говорит 10-12 простых слов к 1 году, 30-40 – к 1,5 годам Понимает запрет Знает название частей тела и отдельных предметов Приучается к опрятности Очень подвижен и любопытен  
2-3 года Вначале подбирает по образцу предметы четырех цветов, поздшее называет четыре основных цвета Начинает употреблять сложные предложения Перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу Одевается почти самостоятельно, с небольшой помощью взрослого (пуговицы, шнурки)

· Выявляют наличие или отсутствие патологических неврологических знаков: глазных симптомов, тремора, менингеальных симптомов и т.д.

· Оценивают состояние рефлексов

Ø У детей первых месяцев жизни исследование начинаются с выявления врожденных безусловных рефлексов. Учитывают наличие или отстуствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребенка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные двигательные автоматизмы регулирутся сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные ватоматизмы). Надсегментарные позотонические автоматизмы контролируются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы. Большинство сементарных безусловных рефлексов значительно ослабевают к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление у угасание безусловных рефлексов позволяет судить о развитии нервной системы ребенка первого года жизни.

Ø Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая над сухожилиями согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлесы оживлены, имеют широкую зону. В этом же возрасте у здоровых детей положителен рефлекс Бабинского, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы.

Ø Кожные рефлексы (брюшные) вызывают нанесением штриховых радражений на кожу передней брюшной стенки в направлении от боковых отделов туловища к пупку. У детей они обычно вызываются слабо. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Ø Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый) у детей проявляются неотчетливо. Дермографизм вызывают штриховым раздражение кожи тупы предметом. При этом на месте раздражения в норме образуется покраснение кожи в виде полосы. При повышении тонуса парасимпатической нервной системы полоса покраснения широкая и сохранаятеся длительно. При повышении тонуса симпатического отдела наблюдается побледнение кожи (белый дермографизм). Смашанный или валикообразный дермографизм выявляется при вегетативной дистонии, сочетается с повышением потливости ладоней, стоп, подмышечных впадин, акроцианозом. Для оценки состояния вегетативной нервной системы исследуют также терморегуляцию (кожную температуру в различных частях тела), потоотделение, слезо- и слюнотечение.

Таблица 3. Сегментарные двигательные автоматизмы

Рефлекс Методика Ответная реакция
Сосательный Вкладывание в рот ребенка соски Сосательные движения
Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание большим пальцем исследуюшего на ладонь ребенка Открывание рта и наклон головы вперед
Поисковый Поглаживание в области угла рта, не касаясь губ Опускание угла рта, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя
Хватательный Вкладывают указательные пальцы исследующего в ладони ребенка Схватывание и прочное удерживание пальцев, иногда удается приподнять ребенка
Моро Хлопают руками по поверхности, на которой лежит ребенок на расстоянии 15-20 см с двух сторон головы, либо быстрым движением разгибают ноги Отведение рук в стороны с разгибанием пальцев (1 фаза), возврат рук в исходное положение (2 фаза); движение рук носят характер охватывания туловища
Защитный Ребенка кладут на живот лицом вниз Поворот головы в сторону
Галанта Раздражение кожи спины вблизи и вдоль позвоночника (паравертебрально) Изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя
Переса Ребенка кладут на руку исследующего, проводят пальцем от копчика к шее по остистым отросткам позвонков Поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги
Опоры и автоматической ходьбы Ребенка берут за подмышечные впадины со стороны спины, приподнимают. Ставят на опору при небольшом наклоне туловища вперед Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах; опирается полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, совершает шаговые движения
Ползанья Ребенка кладут на живот, подставляют под подошвы ладонь Отталкивается ногами

Таблица 4. Надсегментарные позотонические автоматизмы

Рефлекс Методика вызывания Ответная реакция
Лабиринтные установочные рефлексы Вызаваются изменением положения головы в пространстве У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его повернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела
Верхний рефлекс Ландау Ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз на руках, расположенных под его животом Поднимает голову, устанавливает ее по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища
Нижний рефлекс Ландау Ребенка 5-6 мес кладут на живот Разгибает и поднимает ноги

При необходимост помимо общеклинического и неврологического обследования у детей применяют и лабораторно-инструментальные методики: исследование ликвора, нейросонографию (УЗИ головного мозга через большой родничок), электроэнцефалографию (регистрацию биотоков мозга), электромиографию (регистарация биотоков мышц), компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию, допплеграфию кровеносных сосудов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: