Органы чувств. Методы исследования и семиотика нарушений

Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи)

    Все дети проходят периодические осмотры окулиста в целях динамического контроля функции органов зрения (острота зрения, объем полей зрения, цветоощущения). В обязанность фельдшера входит осмотр глаз. У здорового ребенка глаза ясные, роговица прозрачная, зрачки округлые, одинаковые в диаметре; склеры имеют синевато-белую окраску. При воздействии света зрачки сужаются. Затем проводят осмотр конъюктивы.

   Зрение. Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития. К рождению развитие глаза и зрительного анализатора не завершено.

Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.

С 3 недель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.

В 6 месяцев ребенок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.

К 9 месяцу устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

К году ребенок может воспринимать геометрические формы. После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением. В 4 года достигается максимальная острота зрения, ребенок готов к начальному чтению.

Семиотика поражений

Веки

    Отечность век и периорбитальных мягких тканей наблюдают у детей, страдающих хроническим синуситом, аллергией, особенно сопровождающейся развитием агнионевротического отека.

    Умеренная припухлость век сопровождает коклюш, корь, инфекционный мононуклеоз, гломерулонефриты, дрематомиозит сочетается с эритемой век с лиловых оттенком.

   Блефарит (воспаление века) возникает при себорейном дерматите и кожных заболеваниях стафилококковой этиологии.

Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного фолликула или сальной железы края века.

   Халазион – хроническое продуктивное воспаление хряща век вокруг мейбомиевой железы.

Конъюктива

   Воспалительные изменения конъктивы наблюдают при кори, аденовирусной инфекции, гриппе (как правило, присоединяется бактериальная инфекция).

   Гонорейный конъюктивит (бленнорея) характеризуется отечностью и уплотнением век, наличием гнойного отделяемого.

  Аллергический конъюктивит, как правило, сопровождается зудом, слезотечением и светобоязнью.

  Кровоизлияния в конъюктиву отмечают при геморрагических диатезах, травмах, тяжелых пароксизмов кашля при коклюше. При анемиях конъюктива всегла бледная.

  При врожденном несовершенном остеогенезе скреры имеют выраженную голубизну. Желтушность склер и конъюктив характерна для гипербилирубинемии.

Роговица

  Увеличение размеров роговицы и расстояния между роговицей и радужкой свойственно врожденной глаукоме. Изменения роговицы сочетаются с простоянным расширением зрачков и бело-голубой окраске окраской склер.

Облаковидное помутнение роговицы характерно для врожденного сифилиса (красновато-серый оттенок роговицы, выраженная фотофобия, блефароспазм, слезотечение) и цистиноза (вследствие отложения кристаллов цистина в клетках роговицы). Вирус герпеса способен вызывать изъязвление роговицы  и формирование в ней желтоватых или сероватых инфильтратов. При болезни Вильсона-Коновалова (нарушен матаболизм меди) по периферии радужки, в результате отложения меди, обрузуется зелоновато-бурое кольцо, так называемое кольцо Кайзера-Флейшнера.

Зрачки

   Анизокория (неодинаковый размер зрачков) в сочетании с вялой реакцией на световой раздражитель характерна для туберкулезного менингита и опухолевого поражения по ходу зретиельного нерва. При новообразвании в головном мозге отмечают сужение зрачка, опущение верхнего века, энофтальм (синдром Горнера), что имеет одностороннюю локализацию.

   Расширение зрачков характерно для глаукомы, отравлений атропином, атропиноподобными соединениями и барбитуратами. Передозировка наркотических средст сопровождается резким сужением зрачков.Величина зрачков имеет значение при дифферециальной диагностике гипергликемической и гипогликемической ком: при первой зрачки чаще сужены, при второй расширены.

Радужка

    Колобомы – структурные дефекты тканей глаза, среди которых отмечают врожденные дефекты радужки, наблюдаемые у детей в сочетании с нарушениями развития хрусталика и сетчатки. Колобом могут быть наследственными или возникать при внутриутробных инфекциях.

Слезные железы и носослезный канал

  Усиленное слезотечение отмечают при конъюктивите, дакриоцистите, аллергических реакциях, закупорке носослезного канала, экзофтальме и при попадании в галаза инородных тел.

  Одностороннее длительное отделяемое из глаз у детей первых месяцев жизни свидетельствует о дакриоцистите, развившемся на фоне аномалии строения (сужения) или механической обтурации носослезного канала.

     Увеит – воспаление сосудистой оболочки глаза; сопровождает ревматоидный артрит, саркоидоз, сифилис, лейкоз, туберкулез.

    Экзофтальм наблюдают при тиреотоксикозе, нейрофиброматозе, кровоизлиянии в глазницу в результате перелома основания черепа и при развитии опухолевых процессов в глазнице.

    Западение глазных яблок возможно при тяжелой дистрофии, резком обезвоживании.

   Микрофтальмия может развиваться при дисплазии сетчатки, токсоплазмозе, ретролентальной фиброплазии.

  Эпикантус – вертикальная кожная складка полулунной формы, прикрывающая внутренний угол глазной щели.

Методы исследования

Зрительную функцию у новорожденного можно проверить, поднеся к его глазам источник света. Если ребенок бодрствует, он зажмурит глаза и будет стремиться повернуть лицо к свету. При ярком и внезапном освещении у ребенка смыкаются веки и запрокидывается назад головка (рефлекс Пейпера). Если ребенок спит, приближение к его глазам источника света усилит смыкание век. Начиная со 2-го месяца видящий ребенок следит за яркой игрушкой, перемещаемой вблизи лица. У детей старшего возраста функция зрительного анализатора (острота зрения, объем полей зрения, цветоощущения) исследуется с помощью набора специальных таблиц.

Слух.

  Ухо новорожденного морфологически достаточно развито.

Новорожденный слышит, и реакция его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания, ЭКГ и ЭЭГ.

В последующем совершенствуется чувствительность слухового восприятия и способность к дифференцировке звуков по громкости, частоте и тембровой окраске.

 

Семиотика поражений

       У детй встречаются врожденные особенности строения ушной раковины и врожденные образования в области наружного уха.

   К врожденным особенностям строения ушной раковины относят:

· макротию (ушная раковина чрезмерной величины);

· микротию (ушная раковина уменьшенных размеров);

· «ухо сатира» (ушная раковина вытянута кверху);

· «ухо макаки» (сглаженный ушной завиток).

Деформация и необычный рисунок ушных раковин часто сочетаются с наследственной патологией.

  

Методы исследования

    Исследование органа слуха начинают с внешнего осмотра ушной раковины и видимой части наружного слухового прохода.     

    Функцию слухового анализатора у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок или шум погремушки. Слышащий ребенок смыкает веки и стремится повернуть голову в сторону звука. Иногда реакция проявляется генерализованным двигательным беспокойством: новорожденный вытягивает руки, открывает рот, совершает сосательные движения, на его лице появляется гримаса плача. Начиная с 7–8 недель ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя (игрушки-погремушки). Если ребенок не слышит, он не отреагирует на звук игрушки.     Слуховую функцию детей старшего возраста исследуют по восприятию шепотной, громкой речи и звучания камертона. Восприятие отдельных частот звукового спектра исследуется с помощью аудиометрии.

Обоняние.

Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития. Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине. Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: