В супервизии различают: компактные и развернутые методы.
а) Компактные методы
1. Виньетка: Для прояснения проблемной ситуации протагонист один или с помощью других участников проигрывает одну короткую сценку. Это целесообразно, когда, к примеру, в его рассказе не хватает ясности.
2. Пустой стул: Супервизируемому предлагается посадить на пустой стул какое-либо значимое (воображаемое) лицо и представить себе, что оно скажет. В последующем разговоре супервизор пытается выявить возникшие в ходе конфронтации с воображаемым лицом мысли и чувства. Как вспомогательные средства могут использоваться приемы "обмен ролями" и "двойник".
3. Статуя: Супервизируемый представляет имеющуюся в сознании картину в форме скульптуры. Важно постараться передать жесты, мимику, близость, дистанцию, соотношения.
4. Скульптура: Похоже на 3, по ходу можно вносить изменения, возможен также обмен ролями.
Одного из участников просят представить существующую систему отношений в качестве скульптуры. Таким образом, можно быстро проникнуть в суть комплексной проблемы супервизируемого. Участники выражают чувства, близость, дистанцию, телесные зажимы, контакт глазами. Можно внести некоторые изменения и посмотреть, что изменилось.
|
|
5. Социальный атом: Супервизируемый собирает вокруг себя других участников: притягивает одних и отталкивает других. Возникает сетка, социальный атом. Здесь, как и в предыдущих упражнениях, важно обращать внимание на степень близости, жесты, положение вверху-внизу, разветвления. Можно использовать кукол, фигуры, деревянные кубики и т.п. Далее следует провести анализ выстроенной сетки: где имеет место притяжение/отталкивание, количество напряженных и ненапряженных отношений, ключевые персоны и т.д. Например, в отношениях между сотрудниками могут быть вскрыты противоречия между системой производственных и личных отношений.
6. Живая социограмма: Это группоцентрированный прием, который позволяет увидеть скрытые, замаскированные отношения, существующие между участниками группы. По органограмме выстраивается социограмма: позитивные и негативные лидеры, пары, треугольники, цепи, звезды, изолированные, отверженные.
7. Спектрограмма: Супервизор обозначает два полюса, например: «я работаю по плану – я работаю спонтанно» или «мне нравится участвовать в супервизии – мне не нравится участвовать в супервизии». Супервизируемые должны найти свое место на прямой линии между этими полюсами.
8. Социометрическая карта: Супервизируемые должны передать при помощи символического размещения в пространстве близость/отдаленность различных профессий, образований, рабочих мест, аспектов определенной темы (можно вставать самим, обозначать символами и т.д.). Каждое новое позиционирование может менять все другие позиционирования. Следует отмечать увеличение числа позиций, процессы сегментирования и изолирования, связи и т.д.
|
|
9. Ролевой атом: Супервизируемые представляют различные ролевые отношения.
Каждый составляет список ролей, которые он хотел/не хотел бы играть. Роли могут быть представлены в форме скульптур, можно использовать кукол, фигуры, символы.
10. Коллективная рефлексия: Коллектив разбивается на две подгруппы: рабочую и наблюдательную. Первая подгруппа обсуждает ситуацию, а вторая наблюдает и сообщает о своих наблюдениях, развивает решения, высказывает альтернативные мнения.
11. Взгляд через четверо очков: образуется четыре подгруппы:
- группа дураков: пытается представить проблему в смешном свете, провоцирует, дерзко высказывает правду-матку
- группа мудрецов: пытается в форме сказки передать суть проблемы, учитывая все противоречия и имеющиеся возможности решений
- группа справедливых: следит за тем, чтобы в расчет принимались мнения всех участников, предостерегает от злоупотребления властью, поддерживает самую слабую партию, прежде всего задает вопросы.
- группа помощников: поддерживает супервизируемых, где это нужно, обращает внимание на ресурсы, доброжелательно указывает супервизируемым на высказанные в ходе дискуссии возможные решения.
После описания случая группы удаляются на совещание, затем представляют свои сообщения, которые ни в коем случае не должны стать поводом для дискуссии. Упражнение очень эффективно, оно позволяет найти баланс между творческими, конфронтирующими и поддерживающими элементами.
12. Карты: сложная ситуация графически изображается на доске или большом листе бумаги. Супервизор, а лучше супервизируемый, пытается при помощи этой карты разъяснить положение дел. Родственные или коммуникативные отношения участников представляются в форме генограмм или социограмм. Карта многое скажет и о том, кто ее будет представлять.
б)Развернутые методы
1. психодраматическое инсценирование;
2. ролевая игра;
3. экспромты;
4. социодрама;
5. «волшебный магазин».