Критерием для этической оценки деятельности являются последствия этой деятельности для других людей. В соответствии с моральным законом Канта (Категорический императив) это можно сформулировать так: «Поступай всегда так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Этические постулаты обязательно следует принимать во внимание. Эти постулаты распространяются на:
- формальную организацию супервизии;
- профессиональную и социальную ответственность супервизора;
- профессиональную компетентность и личную порядочность супервизора.
Этические аспекты формальной организации работы
· Супервизоры должны сообщать супервизируемым о своем базовом образовании, дополнительной подготовке и применяемых методах работы.
· До начала работы должны устанавливаться размер и форма оплаты (включая производственные расходы). Должны оговариваться также условия проведения супервизии (продолжительность, периодичность, требования к помещению).
· В случае необходимости проведения психотерапии или консультирования, супервизор должен рекомендовать другого специалиста.
|
|
· В случае выявления конфликта между работодателем и супервизируемыми, супервизор обязан ответственно и лояльно сообщить им о своих обязанностях перед работодателем.
· Этически проблематична принудительная супервизия.
Профессиональная и социальная ответственность
· Супервизор не должен преждевременно ставить под вопрос действующие представления и нормы.
· Супервизор не должен навязывать свои толкования.
· Супервизор должен устанавливать четкие границы между профессиональными и личными отношениями.
· Супервизор должен избегать обесценивающих унизительных замечаний.
· Интимная, личная жизнь супервизируемого не является предметом супервизии.
· Супервизор признает достоинство каждого супервизируемого независимо от социального происхождения, должности, пола, сексуальной ориентации, возраста, вероисповедания и положения в обществе.
· Супервизор не должен использовать супервизию для удовлетворения собственных социальных потребностей и не должен злоупотреблять отношениями, возникающими в процессе супервизии.
· Супервизор и супервизируемый должны осознавать свои обязанности по отношению к работодателю и по отношению к клиенту.
Профессиональная компетентность
· Супервизор должен осознавать границы своей компетентности, при необходимости обращаться за помощью к коллегам или прекращать работу, предоставив замену.
· Супервизор должен контролировать свою работу, обеспечивать ее эффективность.
· Супервизор обязан сохранять конфиденциальность.
· Супервизор должен разделять роли: не должен проводить супервизию в коллективе, где он является руководителем.