Юридические основы супервизорской работы

Все формы супервизорских отношений должны начинаться с четкого контракта, являющегося совместным произведением обеих сторон и отражающего ожидания связанных с ним организаций, профессиональные интересы. Пейдж и Уоскет (Page and Wоsket, 1994, с.44) предлагают следующие опорные точки для формирования контракта: основные правила и границы:

1. ответственность;

2. ожидания;

3. отношения.

Кэрролл выделяет четыре принципиальные области, которые необходимо исследовать:

1. формальные моменты;

2. рабочий альянс;

3. присутствие на супервизии;

4. оценка.

Супервизор, как правило, получает  приглашение вследствие каких-то особенных событий  (конфликтной  ситуации,  распадения  структуры, создания  нового проекта). Устанавливается контакт и проводится первичное собеседование. Супервизируемые имеют определенные ожидания. В ходе первичного собеседования устанавливается, соответствуют ли личность супервизора, его квалификация и стиль работы ожиданиям супервизируемых. Проясняются следующие моменты:

· Как был установлен контакт, кто рекомендовал супервизора?

· Какова основная задача супервизии?

· Каковы условия супервизии?

Устанавливается договоренность об условиях супервизии.

Контракт – это соглашение об условиях, которое часто бывает трехсторонним (супервизор – начальник/финансист – коллектив/супервизируемый).

Контракт предусматривает:

· договоренность о сроках, времени, месте и продолжительности супервизии;

· договоренность о гонораре и процедуре оплаты;

· договоренность о круге участников (особо оговариваются случаи неучастия и их причины);

· договоренность о возможности передачи информации (какой, как, кому);

· договоренность о конфиденциальности;

· договоренность о цели и содержании супервизии;

· договоренность об особых методах и пр.

В работе с престарелыми, в детских домах, при социально-педагогической помощи семьям и детям, супервизоры часто сталкиваются со случаями телесных истязаний, актами насилия или невыполнением обязанностей по уходу (со стороны помощников!). Как вести себя в таких случаях? В настоящее время отсутствует специальный закон о правах и обязанностях супервизоров. Это значит, что юридически не определены профессиональный статус и сфера профессиональной деятельности супервизора. Такой закон должен предусматривать:

- право отказа от дачи свидетельских показаний (в уголовном и гражданском процессах и прочих судопроизводствах);

- право недонесения;

- обязанность неразглашения тайны;

- заключение супервизионного контракта (условия; возмещение ущерба, возникшего вследствие намеренных неправильных действий супервизора)

Поскольку собственного закона о деятельности супервизоров нет, при определении прав и обязанностей супервизоров следует руководствоваться правовыми установлениями близких профессий (Например по Закону о психотерапии 1990 года психотерапевт имеет право недонесения, право отказа от свидетельских показаний и обязанность неразглашения тайны). Следует прояснить правовые установления относительно этих вопросов в Украине.

С профессиональной точки зрения:

· Супервизор должен иметь специальные знания о различных сферах труда, таких как образование, социальное обеспечение.

· Супервизор должен уметь проводить эффективный анализ организационных структур и стоящих перед организациями задач.

· Супервизор должен уметь проводить рефлексию профессиональной деятельности с сотрудниками, руководителями и другими членами организации.

· Супервизор должен иметь значительный опыт работы над собой, что является предпосылкой оптимального использования собственной личности в процессе консультирования.

В ходе супервизионной работы целесообразно учитывать следующие рекомендации:

· Обращать внимание на язык тела, учитывать невербальные сигналы (например, кровь ударила в голову, комок в горле, отсутствие контакта глазами, неуверенная походка)

· Придавать значение своим ощущениям (Какая ассоциация возникает у супервизора при встрече? Какие запахи, звуки наиболее ярко запечатлеваются в сознании?)

· Отвечать себе на вопросы типа: Что сообщается? Как сообщается? Что подчеркивается? Что опускается? Какие у меня гипотезы? Как я могу наиболее продуктивно использовать свой внутренний процесс восприятия?

Следует избегать каузальных вопросов типа: Почему? Зачем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: