Все формы супервизорских отношений должны начинаться с четкого контракта, являющегося совместным произведением обеих сторон и отражающего ожидания связанных с ним организаций, профессиональные интересы. Пейдж и Уоскет (Page and Wоsket, 1994, с.44) предлагают следующие опорные точки для формирования контракта: основные правила и границы:
1. ответственность;
2. ожидания;
3. отношения.
Кэрролл выделяет четыре принципиальные области, которые необходимо исследовать:
1. формальные моменты;
2. рабочий альянс;
3. присутствие на супервизии;
4. оценка.
Супервизор, как правило, получает приглашение вследствие каких-то особенных событий (конфликтной ситуации, распадения структуры, создания нового проекта). Устанавливается контакт и проводится первичное собеседование. Супервизируемые имеют определенные ожидания. В ходе первичного собеседования устанавливается, соответствуют ли личность супервизора, его квалификация и стиль работы ожиданиям супервизируемых. Проясняются следующие моменты:
|
|
· Как был установлен контакт, кто рекомендовал супервизора?
· Какова основная задача супервизии?
· Каковы условия супервизии?
Устанавливается договоренность об условиях супервизии.
Контракт – это соглашение об условиях, которое часто бывает трехсторонним (супервизор – начальник/финансист – коллектив/супервизируемый).
Контракт предусматривает:
· договоренность о сроках, времени, месте и продолжительности супервизии;
· договоренность о гонораре и процедуре оплаты;
· договоренность о круге участников (особо оговариваются случаи неучастия и их причины);
· договоренность о возможности передачи информации (какой, как, кому);
· договоренность о конфиденциальности;
· договоренность о цели и содержании супервизии;
· договоренность об особых методах и пр.
В работе с престарелыми, в детских домах, при социально-педагогической помощи семьям и детям, супервизоры часто сталкиваются со случаями телесных истязаний, актами насилия или невыполнением обязанностей по уходу (со стороны помощников!). Как вести себя в таких случаях? В настоящее время отсутствует специальный закон о правах и обязанностях супервизоров. Это значит, что юридически не определены профессиональный статус и сфера профессиональной деятельности супервизора. Такой закон должен предусматривать:
- право отказа от дачи свидетельских показаний (в уголовном и гражданском процессах и прочих судопроизводствах);
- право недонесения;
- обязанность неразглашения тайны;
- заключение супервизионного контракта (условия; возмещение ущерба, возникшего вследствие намеренных неправильных действий супервизора)
|
|
Поскольку собственного закона о деятельности супервизоров нет, при определении прав и обязанностей супервизоров следует руководствоваться правовыми установлениями близких профессий (Например по Закону о психотерапии 1990 года психотерапевт имеет право недонесения, право отказа от свидетельских показаний и обязанность неразглашения тайны). Следует прояснить правовые установления относительно этих вопросов в Украине.
С профессиональной точки зрения:
· Супервизор должен иметь специальные знания о различных сферах труда, таких как образование, социальное обеспечение.
· Супервизор должен уметь проводить эффективный анализ организационных структур и стоящих перед организациями задач.
· Супервизор должен уметь проводить рефлексию профессиональной деятельности с сотрудниками, руководителями и другими членами организации.
· Супервизор должен иметь значительный опыт работы над собой, что является предпосылкой оптимального использования собственной личности в процессе консультирования.
В ходе супервизионной работы целесообразно учитывать следующие рекомендации:
· Обращать внимание на язык тела, учитывать невербальные сигналы (например, кровь ударила в голову, комок в горле, отсутствие контакта глазами, неуверенная походка)
· Придавать значение своим ощущениям (Какая ассоциация возникает у супервизора при встрече? Какие запахи, звуки наиболее ярко запечатлеваются в сознании?)
· Отвечать себе на вопросы типа: Что сообщается? Как сообщается? Что подчеркивается? Что опускается? Какие у меня гипотезы? Как я могу наиболее продуктивно использовать свой внутренний процесс восприятия?
Следует избегать каузальных вопросов типа: Почему? Зачем?