Перечень и назначение составных частей

Омск

2012



СОДЕРЖАНИЕ

 

Роль и значение транспортирующих машин.. 3

Основные виды транспортирующих машин.. 10

Надежность конвейеров и конвейерных систем.. 14

Характеристика транспортируемых грузов.. 17

Тяговые элементы.. 23

Срок службы цепи.. 31

Ленточные конвейеры.. 33

Элементы конвейеров.. 37

Грузоподъемные машины и механизмы.. 42

Основы выбора типа транспортирующей машины.. 53

Тележки гидравлические самоходные. 57


Роль и значение транспортирующих машин

 

На одну технологическую операцию в производстве приходится 3—6 транспортных операций. Так, при выработке и до отгрузки готовой продукции совершается 150—180 операций по перемещению. Таким образом, в год в процессе производства необходимо перемещать. 400—500тыс. т грузов.

Наоперациях по перемещению грузов занято 20—30% работающих на предприятии, а доля затрат труда на транспортные и складские работы достигает 30—40%. При этом подсобные рабочие, полностью занятые на транспортных операциях, выполняют лишь 40—50% объема работ по перемещению грузов; другая часть работ (60—50%) выполняется основными рабочими, занятыми на технологических операциях.

Успешное решение задачи по повышению производительности труда и рациональному использованию трудовых ресурсов в значительной мере определяется развитием механизации и автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов, в основном подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Отвлечение на вспомогательные работы значительной части трудовых ресурсов усугубляет нехватку рабочей силы в отрасли, а применение на этих работах ручного труда сдерживает технический прогресс. Механизация и автоматизация подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ являются важными задачей, решение которой открывает значительный источник трудовых ресурсов. Одновременно это позволяет ликвидировать тяжелый физический труд.

Высшей ступенью автоматизации является комплексная автоматизация всего процесса в целом. При этом работа комплекса транспортных и технологических машин на всем протяжении технологического процесса происходит автоматически с помощью различных приборов и устройств автоматического управления, контроля и регулирования, включая управляющие электронные цифровые машины в отдельных производствах. Участие человека проявляется лишь в установлении программы работ комплекса машин, настройке машин и приборов, наблюдении и контроле за их работой, проведении планово-предупредительного ремонта оборудования и приборов.

Решая вопросы комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, особое внимание следует уделить рациональной расстановке технологического оборудования.

Основным фактором для выбора механизмов и всей системы механизации является выбор способа перемещения грузов.

По принципу действия подъемно-транспортные машины разделяют на две самостоятельные конструктивные группы: машины периодического и непрерывного действия. К первым относятся грузоподъемные краны всех типов, лифты, средства напольного транспорта (тележки, погрузчики, тягачи), подвесные рельсовые и канатные дороги (периодического действия), скреперы и другие подобные машины, а ко вторым (их также называют машинами непрерывного транспорта и транспортирующими машинами) — конвейеры различных типов, устройства пневматического и гидравлического транспорта и подобные им транспортирующие машины.

Машины периодического действия характеризуются периодической подачей грузов, перемещением их отдельными порциями, обусловленными грузоподъемностью машины. При этом загрузка и разгрузка производятся при остановке машины и лишь иногда на ходу, во время перемещения груза.

Цикл работы машины периодического действия состоит из остановки для захвата (подъема) груза, движения с грузом, остановки для освобождения от груза и обратного движения без груза, т. е. из попеременно возвратных движений с остановками.

Машины непрерывного действия характеризуются непрерывным перемещением насыпных или штучных грузов по заданной трассе без остановок для загрузки или разгрузки. Перемещаемый насыпной груз располагается сплошным слоем на несущем элементе машины — ленте или полотне или отдельными порциями в непрерывно движущихся последовательно расположенных на небольшом расстоянии один от другого ковшах, коробах и других емкостях. Штучные грузы перемещаются также непрерывным потоком в заданной последовательности один за другим. При этом рабочее (с грузом) и обратное (без груза) движения грузонесущего элемента машины происходят одновременно. Благодаря непрерывности перемещения груза, отсутствию остановок для загрузки и разгрузки и совмещению рабочего и обратного движений грузонесущего элемента машины непрерывного действия имеют высокую производительность, что очень важно для современных предприятий с большими грузопотоками. Например, современный ленточный конвейер на открытых разработках угля может транспортировать до 30000 т/ч. вскрытой породы, обеспечивая загрузку десяти железнодорожных вагонов за 1 мин.

Основное назначение машин непрерывного действия — перемещение грузов по заданной трассе. Одновременно с транспортированием грузов они могут распределять их по заданным пунктам, складировать, накапливая в обусловленных местах, перемещать по технологическим операциям и обеспечивать необходимый ритм производственного процесса (см. ниже).

Особую группу транспортирующих машин и установок составляют работающие совместно с ними вспомогательные устройства: питатели, весы, погрузочные машины, бункера, затворы, дозаторы, желоба и т. п.

Высокопроизводительная работа современного предприятия невозможна без правильно организованных и надежно работающих средств промышленного транспорта. Например, на машиностроительном заводе получают и распределяют по цехам сотни тонн металла, топлива, полуфабрикатов и готовых изделий смежных производств и отправляют из цехов готовую продукцию и отходы производства. К доменным печам металлургического комбината ежедневно подают тысячи тонн агломерата, флюсов, кокса, а от печей отвозят в другие цеха и на склады готовый металл. Из угольной шахты, карьеров открытых разработок ежедневно транспортируют тысячи тонн добытого угля и вскрышной породы. Эти перемещения грузов на предприятиях выполняются средствами промышленного транспорта.

Промышленный транспорт по территориальному признаку разделяют на внешний и внутренний. Внешний транспорт предназначен для доставки извне на предприятие сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых изделий смежных производств и прочих исходных материалов производства и вывоза с предприятия готовой продукции и отходов. Эти операции выполняются средствами железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта. При характерном для современных условий расположении перерабатывающих и энергетических предприятий вблизи источников сырья (до 10-20 км) и больших грузопотоках (5-25 млн. т в год, или 1250-6000 т/ч) для внешнего транспортирования успешно начинают использовать конвейеры. Конвейерный транспорт в этих условиях более экономичен, чем железнодорожный или автомобильный.

Внутренний транспорт включает межцеховой и внутрицеховой транспорт. Межцеховой транспорт предназначен для распределения поступающих грузов по предприятию и между цехами (например, между заготовительными и обрабатывающими, механическими и сборочными) и складами. Выбор средства межцехового транспортирования определяется главным образом масштабом и родом производства.

На предприятиях серийного производства операции межцехового транспортирования выполняются также самоходными тележками и тягачами различного типа, средствами местного железнодорожного (широкой и узкой колеи) и автомобильного транспорта. На предприятиях тяжелого и энергетического машиностроения с тяжелыми и крупногабаритными грузами межцеховые операции выполняются преимущественно железнодорожным транспортом.

Внутрицеховой транспорт предназначен для передачи грузов внутри цехов между отделениями, внутренними складами, отдельными агрегатами автоматических линий и рабочими местами по технологическому процессу производства, для межоперационного перемещения грузов-изделий при поточном методе производства.

Операции внутрицехового транспортирования на современных предприятиях выполняются преимущественно конвейерами различного типа и только на отдельных предприятиях серийного производства с небольшими грузопотоками применяют тележки и грузоподъемные краны.

На современном предприятии транспортные и технологические линии взаимосвязаны и представляют собой единую производственную систему. Правильная организация и бесперебойная работа межцехового и внутрицехового транспорта являются таким же обязательным условием успешной работы предприятия, как и рациональная организация производственных процессов.

Количество грузов, перемещаемых на предприятии, велико: например, грузопоток доменной печи составляет до 2000 т/ч различных грузов при круглосуточной работе; на районной электростанции средней мощности должна круглосуточно обеспечиваться подача к топкам до 350 т/ч угля; грузопоток литейного цеха среднего машиностроительного завода составляет до 2000 т/ч различных грузов. Перемещение такого количества грузов может быть обеспечено только системой высокопроизводительных конвейеров.

Современное массовое и крупносерийное производство продукции разнообразных отраслей промышленности выполняется поточным методом с широким использованием автоматических линий. Поточный метод производства и работа автоматической линии основаны на конвейерной передаче изделий от одной технологической операции к другой; необходимые операции с изделиями (закалка, отпуск, очистка, охлаждение, окраска, сушка, упаковка и т. п.) последовательно выполняются на движущемся конвейере. Следовательно, конвейеры являются составной и неотъемлемой частью современного технологического процесса — они устанавливают и регулируют темп производства, обеспечивают его ритмичность, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Конвейеры являются основными средствами комплексной механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и поточных технологических операций.

Конвейеры на современных предприятиях применяют в качестве: 1) высокопроизводительных транспортных машин, передающих грузы из одного пункта в другой на участках внутризаводского и в ряде случаев — внешнего транспорта; 2) транспортных агрегатов мощных перегрузочных устройств (например, мостовых перегружателей, от валоперемещения грузов-изделий по технологическому процессу поточного производства от одного рабочего места к другому, от одной технологической операции к другой, устанавливающих, организующих и регулирующих темп производства и совмещающих, в ряде случаев, функции накопителей (подвижных складов) и распределителей грузов-изделий по отдельным технологическим линиям; 4) машин и передаточных устройств в технологических автоматических линиях изготовления и обработки деталей и сборочных единиц изделий. Тесная связь конвейеров с общим технологическим процессом производства обусловливает их высокую ответственность. Нарушение работы хотя бы одного конвейера в общей транспортно-технологической системе вызывает нарушение работы всего комплекса машин системы и предприятия в целом. Любая автоматическая технологическая система не может работать при неисправности транспортных агрегатов. Следует также иметь в виду, что конвейеры по транспортно-технологическому назначению, как правило, не имеют дублеров. Следовательно, транспортирующие машины непрерывного действия являются исключительно важными и ответственными звеньями оборудования современного предприятия, от действия которых во многом зависит успех его работы. Эти машины должны быть надежными, прочными и долговечными, удобными в эксплуатации и способными работать в автоматическом режиме.


Основные виды транспортирующих машин

 

Составление обобщенной классификации транспортирующих машин затруднительно, так как области их применения очень обширны, а конструкции исключительно разнообразны, поэтому наиболее целесообразно классифицировать их по отдельным характерным признакам.

По способу передачи перемещаемому грузу движущей силы различают транспортирующие машины, действующие при помощи механического привода (электрического, гидравлического, пневматического), самотечные (гравитационные) устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тяжести, устройства пневматического и гидравлического транспорта, в которых движущей силой являются соответственно поток воздуха или струя воды. Особую группу представляют машины для транспортирования раскаленного жидкого металла под действием электродинамических сил бегущего электромагнитного поля (индукционные насосы), а также конвейеры для перемещения сыпучих ферромагнитных грузов в бегущем магнитном поле.

По характеру приложения движущей силы и конструкции транспортирующие машины разделяют на машины с тяговым элементом (лентой, цепью, канатом, штангой) для передачи движущей силы и без него.

Тяговый элемент имеют ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, люлечные, тележечные грузоведущие, подвесные, штанговые и шагающие конвейеры, эскалаторы и элеваторы. Их характерной особенностью является движение груза вместе с тяговым элементом на рабочей ветви. К машинам без тягового элемента относятся винтовые, качающиеся (вибрационные) и роликовые конвейеры и вращающиеся транспортные трубы. Их характерной особенностью является поступательное движение транспортируемого груза при вращательном или колебательном движении рабочих элементов машины.

По роду перемещаемых грузов различают машины для насыпных и для штучных грузов, однако большинство машин непосредственно или при некотором изменении конструкции могут транспортировать те и другие грузы.

По направлению и трассе перемещения грузов транспортирующие машины разделяют на три группы. Машины первой группы — вертикально замкнутые. Они располагаются в одной вертикальной плоскости и перемещают грузы по трассе, состоящей из одного прямолинейного отрезка (горизонтального, наклонного или вертикального) или из сочетания нескольких отдельных прямолинейных отрезков (горизонтального и наклонного, горизонтального и вертикального и т. п.) Машины второй группы — горизонтально замкнутые. Они располагаются в одной горизонтальной плоскости на одном горизонтальном уровне по замкнутой трассе разнообразного очертания. Машины третьей группы — пространственные. Они располагаются в пространстве и перемещают грузы по сложной пространственной трассе с горизонтальными, наклонными и вертикальными участками.

Современное стремление иметь наиболее эффективный транспорт без перегрузок от начального до конечного пунктов с учетом местных условий обусловило заметное расширение машин третьей группы. Созданы и эксплуатируются пространственные (изгибающиеся) скребковые, пластинчатые, ленточные, тележечные конвейеры.

По характеру движения грузонесущего (рабочего) элемента машины различают конвейеры с непрерывным и периодическим (пульсирующим) движениями. В зависимости от типа и конструкции конвейера его грузонесущий элемент может иметь поступательное, возвратно-поступательное, вращательное и колебательное движения.


В транспортирующих машинах используются следующие способы перемещения грузов:

а) перемещение на непрерывно движущемся несущем элементе в виде сплошной ленты или настила (в ленточных, пластинчатых и цепенесущих конвейерах);

б) перемещение в непрерывно движущихся рабочих элементах в виде ковшей, коробов, подвесок, тележек и т. п. (в ковшовых, подвесных, тележечных и люлечных конвейерах, эскалаторах и элеваторах);

в) волочение по неподвижному желобу или трубе непрерывно движущимися скребками (в скребковых конвейерах);

г) волочение (проталкивание) по неподвижному желобу вращающимися винтовыми лопастями (в винтовых конвейерах);

д) пересыпание и продольное перемещение во вращающейся трубе — гладкой или с винтовыми лопастями (в транспортных трубах);

е) скольжение под действием сил инерции или перемещение микробросками по колеблющемуся желобу или трубе (в качающихся инерционных и вибрационных конвейерах);

ж) перемещение на колесах или на тележках по путям, уложенным на полу помещения вне конструкции конвейера (в грузоведущих конвейерах);

з) поступательный перенос на отдельные строго фиксированные участки по длине (в шагающих конвейерах);

и) перемещение в закрытой трубе непрерывным потоком во взвешенном состоянии в струе движущегося воздуха или отдельными порциями под действием струи воздуха (в установках пневматического транспорта, пневмопочте, пневмоконтейнерах);

к) перемещение в желобе или трубе под действием струи воды (в установках гидравлического транспорта);

л) перемещение ферромагнитных грузов в трубе или жёлобе под действием бегущего магнитного поля (в соленоидных конвейерах).

По назначению и положению на производственной площадке различают конвейеры стационарные, подвижные — распределительные с собственным попеременно возвратным точно фиксированным движением машины в целом («челночные»), переставные (переставляемые по мере изменения мест выработки в шахте или карьере), переносные и передвижные. Переносные и передвижные относятся к погрузочным машинам.


Надежность конвейеров и конвейерных систем

 

На современном предприятии транспортные и технологические линии взаимосвязаны друг с другом и представляют собой единую производственную систему. Автоматизированный поточный метод производства основан на конвейерной передаче изделий. Остановка конвейерной системы вызывает остановку производства и срыв выпуска продукции. Следовательно, надежность работы конвейера и долговечность его узлов являются решающими факторами производственной деятельности современного предприятия и основными условиями выпуска промышленной продукции. В этом принципиальная разница в решениях вопросов надежности конвейера как составной части системы и отдельной рабочей машины, например одного автомобиля, автопогрузчика или трактора, поскольку одна рабочая машина в той или иной мере охватывает одно местное действие, а конвейер составляет неотъемлемую часть целой производственной системы со многими рабочими местами и процессами.

Надежность машины или системы машин — это ее свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей (скорости, производительности, расхода энергии) в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания и ремонтов.

Надежность — комплексное свойство машины, включающее безотказность, долговечность и ремонтопригодность.

Под безотказностью понимается свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого определенного времени.

Долговечностью называют свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность — приспособленность машины к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов (т. е. нарушения ее работоспособности) и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

Конвейер является восстанавливаемой и ремонтируемой машиной, поскольку после возникновения отказа его работоспособность можно восстанавливать.

Основные показатели надежности по безотказности: вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа и интенсивность отказов; по долговечности — гамма - процентный ресурс (наработка, в течение которой машина не достигает предельного состояния с заданной вероятностью у процентов), средний ресурс, гамма - процентный и средний срок службы; по ремонтопригодности — вероятность восстановления в заданное время и среднее время восстановления.

Основной комплексный показатель надежности — коэффициент готовности

 

где То наработка на отказ, характеризующая безотказность, ч;

Тв— среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность машины в рассматриваемый период времени, ч.

Нормативные минимальные значения коэффициента готовности и сроков службы конвейеров различных типов, обусловленные соответствующими стандартами, даны в таблице (Дьячков стр. 28).

 Практически, в отдельных случаях, конвейеры могут работать при коэффициенте готовности Кг = 0,98 н- 0,99. Большие значения коэффициента готовности достигаются путем повышения технического уровня конструкции конвейера или увеличения трудозатрат на обслуживание и ремонт. Для обеспечения высокой надежности и эффективности работы машины все основные показатели надежности должны быть оптимальными.

Значение каждого показателя надежности должно быть согласовано с соотношениями паспортных и фактических данных машины — режимом ее загрузки и условиями работы. Очевидно, что при недогрузке и перегрузке машины, при меньшей или большей скорости ее движения показатели надежности будут различными. Это очень важное обстоятельство необходимо принимать во внимание при анализе тех или иных абсолютных значений показателей, полученных на основе обработки статистических данных.

В схемах комплексной механизации транспортно-технологических линий возможно последовательное (получившее наибольшее распространение), параллельное и комбинированное расположение отдельных конвейеров, составляющих общую систему. Последовательная система конвейеров может не иметь (рис. 1.4, а, б) или иметь накопительные устройства у каждого отдельного конвейера (рис. 1.4, в) или у всей системы (рис. 1.4, г), иметь дублирующую линию по отдельным составляющим частям (рис. 1.4, д) или всей системе в целом (рис. 1.4, е). При отсутствии накопительных устройств остановка любого отдельного последовательно расположенного конвейера вызывает остановку (отказ) всей системы.

При наличии полной резервной (дублирующей) линии время остановки системы составит лишь промежуток времени, необходимый для передачи сигнала и включения дублирующей линии. Последнюю имеют эскалаторы метрополитена, ленточные, пластинчатые, вибрационные и подобные конвейеры в системах особого назначения, например, в цехах топливоподачи электростанций. Подвесные, грузоведущие тележечные и другие подобные конвейеры дублирующих линий не имеют из-за сложности и большой протяженности своей трассы и непосредственной связи с технологическим процессом.


Характеристика транспортируемых грузов

 

Транспортируемые грузы по основному признаку разделяют на насыпные и штучные. Насыпными (навалочными) грузами считают различные массовые навалочные кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные материалы, хранимые и перемещаемые навалом (например, руда, уголь, торф, щебень, песок, цемент). Насыпные грузы характеризуются кусковатостью (размером и формой частиц), плотностью, влажностью, углом естественного откоса, подвижностью частиц, режущей способностью (абразивностью),крепостью, коррозийностью, липкостью, ядовитостью, взрывоопасностью, способностью самовозгораться, слеживаться, смерзаться. Каждое из этих свойств надо учитывать при выборе типа и параметров машины.

Кусковатостью, или гранулометрическим составом насыпного груза называют количественное распределение его частиц по крупности. Кусковатость характеризуется наибольшими линейными размерами однородных частиц (кусков) насыпного груза (рис. 1.5) в заданном объеме (пробе).

Гранулометрический состав грузов с частицами размером менее 0,05 мм определяют гидравлическим анализом, при котором критерием разделения частиц служит различие скорости их оседания в воде.

Характер однородности размеров частиц насыпного груза определяется коэффициентом к0, представляющим отношение наибольшего ятах размера частиц (кусков) груза к наименьшему amin.

При к0 > 2,5 груз считается рядовым, при ко < 2,5 — сортированным, т. е. более или менее однородным. Кусковатость насыпного груза определяют размером а наиболее характерного, типичного куска. Рядовые грузы характеризуются кусками наибольших размеров а = «max; однако, если таких больших кусков меньше 10% общего количества груза в пробе по массе, то за типичный размер а принимают размеры ближайших больших кусков, количество которых более 10%. Сортированные грузы характеризуются средним размером кусков.

Кусковатость насыпных грузов необходимо принимать во внимание при определении размеров (ширины ленты, настила, ковшей) грузонесущих элементов конвейеров и элеваторов, а также отверстий бункеров, воронок и лотков. При транспортировании пылевидных грузов (или смеси с большим количеством пыли) надо использовать герметичные конвейеры и принимать меры против пылеобразования на участках загрузки и разгрузки.

Плотностью р груза называется отношение его массы к занимаемому объему (табл. 1.7). Для грузов, представляющих собой куски различной крупности (уголь, торф), используют понятие насыпной плотности, представляющей отношение массы груза в насыпном состоянии к его объему. Поскольку насыпная плотность представляет собой отношение массы вещества к его объему, в дальнейшем вместо этого понятия будем применять единый термин — плотность.

Различают плотность груза свободно-насыпанного (разрыхленного), механически уплотненного, а также в естественном плотном массиве. Механическое (местное) уплотнение груза может быть достигнуто равномерным его сжатием (например, в бункере) или утряской. При этом плотность сухих легкосыпучих грузов (сухого песка, зерна) повышается на 5 — 10%, а влажных (формовочной земли, древесных опилок) — на 30 - 50 %.

В плотном массиве груз находится в естественном неразработанном состоянии, например грунтовая земля, вскрыша, уголь и т. п. Отношение плотности груза в массиве к его плотности в разрыхленном (разработанном) состоянии характеризуется коэффициентом разрыхления.

Плотность груза необходимо знать хотя определения производительности транспортирующих машин, выбора их типа, нахождения расчетных нагрузок и давления на стенки и затворы выпускных отверстий бункеров.

Влажностью насыпного груза wB (%) называют отношение массы содержащейся в грузе воды, удаляемой высушиванием пробы груза при температуре + 105°С, к массе высушенного груза.

Углом естественного откоса насыпного груза называется угол ср между образующей конуса из свободного насыпанного груза и горизонтальной плоскостью (рис. 1.6). Этот угол зависит от взаимной подвижности частиц груза: чем она больше, тем меньше угол φ (например, для воды φ = 0). Взаимная подвижность частиц груза зависит от сил сцепления между ними и сил трения, возникающих при перемещении одной частицы относительно другой. Поэтому для одного и того же груза в зависимости от его состояния (влажности, температуры, кусковатости) угол естественного откоса может иметь разные значения.

По подвижности частиц насыпные грузы распределяют на три группы, Подвижностью частиц груза (углом φ) определяется площадь сечения груза на движущейся ленте (расчетный угол φ1) или настиле конвейера, коэффициент отставания груза в желобе конвейера с контурными скребками.

Коэффициенты трения насыпного груза по стали, бетону, резиновой обкладке и прокладке ленты характеризуют углы наклона стенок и ребер бункеров, воронок и пересыпных лотков, а также предельные углы наклона конвейера.

Режущей способностью (абразивностью) называют свойство частиц насыпного груза истирать (изнашивать) соприкасающиеся с ними во время движения рабочие поверхности желобов, лент, шарниров цепи и других подобных деталей машин. Степень абразивности груза зависит от твердости, формы и размеров составляющих его частиц. Значительной абразивностью обладают - зола, руда, кокс, цемент. По степени абразивности и вредному воздействию на элементы конвейеров насыпные грузы можно разделить на четыре группы: А — неабразивные; В — малоабразивные; С — средней и Д — высокой абразивности. Твердость частиц насыпного груза характеризуется сравнительной десятибалльной шкалой (шкалой Мооса), в которой за единицу принята твердость частиц самого мягкого, а за десять единиц — самого твердого, грузов. Например, твердости характерных грузов по этой шкале таковы:

талька — 1, гипса — 2, известкового шпата-3, плавикового шпата-4, апатитового концентрата — 5, кварцита— 6 —7; гранита —6 —8, сапфира, корунда, хрома - 9, алмаза — 10.

При выборе средств транспортирования абразивных грузов надо принимать меры против ускоренного изнашивания частей машины. Это достигается как соответствующим выбором типа машины (с минимальным трением частиц груза по рабочему элементу машины), так и подбором материалов или защитных футеровок для деталей машины и устройством надежных уплотнений для подшипников и шарниров, не позволяющих абразивным частицам попадать на поверхности трения.

Крепость (крепкость) частицы груза определяется пределом прочности образца груза при сжатии σсж (МПа) и характеризуется коэффициентом крепости /σкр по шкале М. М. Протодьяконова:

Для мягкого мела kкр = 1; угля kкр = 2; железной руды kкр= 15 МПа.

Взрывоопасность, самовозгораемость и ядовитость транспортируемых грузов учитываются по специальным техническим условиям, которые необходимо осязательно выполнять при проектировании машины.

Слеживаемость, т. е. способность частиц некоторых насыпных грузов (например, глины, извести, соды, соли, снега, цемента и т. п.) терять подвижность при длительном хранении, что особенно неблагоприятно сказывается при хранении грузов в бункерах, кожухах конвейеров и подобных емкостях. Слеживаемость повышается при увеличении влажности и давления на груз. Для борьбы со слеживаемостью груза в бункерах применяют специальные разрыхлители (механические, пневматические или вибрационные). При транспортировании слеживающихся грузов кожухи конвейеров нельзя оставлять загруженными после окончания работы.

Липкость, т. е. способность некоторых грузов, например глины, мела (особенно во влажном состоянии), прилипать к твердым телам, требует специального выбора формы несущих (например, ковшей) или поддерживающих элементов машины или же применения покрытий из материалов, к которым груз не прилипает, а также эффективных очистных устройств. Липкость затрудняет транспортирование грузов.

Штучными называют единичные грузы, учитываемые по их количеству и транспортируемые по отдельным изделиям или их группе. Штучные грузы разделяют на непосредственно штучные и тарные. К непосредственно штучным грузам относят различные единичные изделия, детали и узлы машин, а также некоторые массовые грузы, которые состоят из более или менее однородных крупных и средних по размерам предметов определенной формы.

Тарные грузы представляют собой тару, например ящики, бочки, мешки, кипы, контейнеры, в которой размещены насыпные или штучные грузы. Размеры и вид тары промышленных изделий и грузов определены государственными стандартами. Использование производственной тары значительно расширяет возможности взаимодействия конвейеров со средствами напольного транспорта.

Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, конфигурацией, массой одного изделия, а также хрупкостью, температурой, взрывоопасностью и т. п. По габаритным размерам штучных грузов определяют размеры несущих элементов конвейеров, расстояния между изделиями и их проходимость на поворотах и перегибах конвейера, а по массе — грузоподъемность несущего и прочность тягового элементов и способ его разгрузки. Форма груза обусловливает способ его укладки или подвеса на грузонесущий элемент. Особые свойства необходимо учитывать при выборе типа и конструкции машины.






Перечень и назначение составных частей

Конвейеры с гибким тяговым элементом имеют несколько составных частей: грузонесущий или рабочий элемент, который непосредственно несет на себе транспортируемый груз; тяговый элемент, передающий движение грузонесущему элементу; ходовые опорные устройства в виде катков, роликов, кареток и т. п., на которых (или по которым) движутся грузонесущий и тяговый элементы; натяжное устройство, создающее необходимое первоначальное натяжение тягового элемента; привод, сообщающий движение тяговому элементу; поддерживающая металлоконструкция (станина) конвейера, включающая и направляющие пути. Одинаковые по назначению составные части для конвейеров различных типов с гибким тяговым элементом имеют разнообразные конструкции.

Типом и конструкцией составных частей, особенно тягового элемента, определяется конструкция конвейера. У отдельных машин, например у ленточных и некоторых цепных конвейеров, тяговый и грузонесущий элементы совмещены, поскольку перемещаемый груз лежит непосредственно на тяговом элементе — ленте или цепях.

Рассмотрим общие положения основных видов составных частей конвейера с тяговым элементом, их сравнительную оценку и требования, которые к ним предъявляются.

Тяговые элементы




double arrow
Сейчас читают про: