16. Записать только гласные из слов:
Выписать только начальные ударные гласные
игры(и), эхо(э), утка(у).
- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:
дом(о), рак(а), дым(ы).
- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной:
сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).
- Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).
Цифровой диктант.
- Слова записываются цифрами, обозначающими количество букв в словах. Диктант можно записать яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить “ зашифрованную” запись, активизировав тем самым память детей.
Море, рак, сумка-4, 3, 5.
- Записать цифрой, обозначающей количество слогов в слове:
мак(1), маки(2), маковка(3).
18. Игра “ Телеграф”
Учитель называет слова, а дети передают их в другой город, произнося их по звукам: барабан(б, а, р, а, б, а, н).
Заполни таблицу.
Кол-во букв | Кол-во звуков | Слова |
2 | 3 | |
3 | 3 | |
4 | 3 |
Нарисуйте картинки и зачеркните цифру, соответствующую количеству слогов(букв, звуков) в названии картинок.
1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Прочитайте стихотворения (текст). Напишите над словами цифры, соответствующие количеству слогов(букв) в каждом слове.
2-4 | 2-4 | 2-6 | 2-6 |
Наша Таня громко плачет...
Анаграммы.
1.
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
2.
Лежу я на земле, прибитая к железу,
Но буквы переставь - в кастрюлю я полезу.
3.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты свалишь.
4.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я взлетела б с треском
В небесной тишине.
5.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной,
Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.
Игра “Спрятанная буква”.
Выс...та | ВысОкий |
Р...звиться | Резвый |
Укр...плять | КрЕпкий |
Об...дрять | Бодрый |
Осл...пить | СлЕпнуть |
Угр...жать | УгрОза |
Руб...жи | РубЕж |
Разгадывание различных кроссвордов.
1. Два братца через коромысло повисли, в речку глядят, пить хотят. (Ве...-ведро.)
2. Ночью люди спят,
а он сторожит.
Не лает, не кусает,
Воров всех поймает. (Сторо...- сторожи.)
3. Скатерть бела
Всю землю одела. (Сне...-снега.)
4. Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай. (Но...-ножи.)
5. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холо...-холода.)
6. Рукавом махнул, дерева нагнул.(Вете...-ветры.)
7. Летом вырастает, осенью опадает. (Лис...-листья.)
8. Что за птица, любит за плугом ходить и накормиться? (Гра...-грачи.)
1. В е дра |
2. Сторо ж |
3. Сн е г |
4. Но ж |
5. Х о лод |
6. в етер |
7. Л и ст |
8. Гра ч |
25. Игра “Кто быстрее исправит ошибки?”
На доске два текста, равные по количеству слов и ошибок. Задача участников-соперников как можно быстрее найти и исправить все ошибки.
Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
- ра ма по ра
- ра на ко ра
27. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего(твёрд. согл.), зелёного (мягк. согл.), красного (гласн.). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Игра “Живые буквы”.
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
30. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам- пушистая, рыжая, хитрая...(лиса).
- Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)
- Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф -....)
- Называние общего слова (стол, стул, шкаф -...).
- Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
- Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
- а а а о о о о а
- рак ра ма мо ло ко о СА
- Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
- Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.
- Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
- Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
- Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
31. Игра “Кто быстрее, кто больше?”
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
32. Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”
Например: грамотей (герой, море, тема, нота, марш, гора, гроб, рот, маг, торг, гам).
33. Игра-соревнование “Кто быстрее поднимется по лесенке?”
кот | ком | кол | ||
краб | крот | клей | крик | |
К | кошка | каток | ||
клубок | клюшка |
- Подбор синонимов, антонимов, омонимов.
а) труд, работа;
б) день-ночь, высокий-низкий, далеко-близко, бежать-ходить;
в) лисичка-гриб, животное.
Игра “Сложи словечко”.
Какие два слова спрятались в одном?
- самолёт (сам летает)
- листопад (листья падают)
- пылесос (пыль сосёт)
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.
Литература.
1. Кылосова О. Н. Хочу писать правильно! Пермь, 2006.
2. Окулова Г. Е. Занимательная фонетика. Оса, 1997.
3. Майорова А. Путешествие по стране “Фонетика” журнал “Просвещение”, 2001, №8
4. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Журнал “Начальная школа”, 1997, №2