Нарисуй картинки, в названии которых три(четыре) звука

16. Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные

игры(и), эхо(э), утка(у).

- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом(о), рак(а), дым(ы).

- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной:

сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

- Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

Цифровой диктант.

- Слова записываются цифрами, обозначающими количество букв в словах. Диктант можно записать яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить “ зашифрованную” запись, активизировав тем самым память детей.

Море, рак, сумка-4, 3, 5.

- Записать цифрой, обозначающей количество слогов в слове:

мак(1), маки(2), маковка(3).

18. Игра “ Телеграф”

Учитель называет слова, а дети передают их в другой город, произнося их по звукам: барабан(б, а, р, а, б, а, н).

Заполни таблицу.

Кол-во букв Кол-во звуков Слова
2 3  
3 3  
4 3  

Нарисуйте картинки и зачеркните цифру, соответствующую количеству слогов(букв, звуков) в названии картинок.

     
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Прочитайте стихотворения (текст). Напишите над словами цифры, соответствующие количеству слогов(букв) в каждом слове.

2-4 2-4 2-6 2-6

Наша Таня громко плачет...

Анаграммы.

1.
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.

2.
Лежу я на земле, прибитая к железу,
Но буквы переставь - в кастрюлю я полезу.

3.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты свалишь.

4.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы.

Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я взлетела б с треском
В небесной тишине.

5.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной,
Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.






















Игра “Спрятанная буква”.

Выс...та ВысОкий
Р...звиться Резвый
Укр...плять КрЕпкий
Об...дрять Бодрый
Осл...пить СлЕпнуть
Угр...жать УгрОза
Руб...жи РубЕж

Разгадывание различных кроссвордов.

1. Два братца через коромысло повисли, в речку глядят, пить хотят. (Ве...-ведро.)

2. Ночью люди спят,
а он сторожит.
Не лает, не кусает,
Воров всех поймает. (Сторо...- сторожи.)

3. Скатерть бела
Всю землю одела. (Сне...-снега.)

4. Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай. (Но...-ножи.)

5. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холо...-холода.)

6. Рукавом махнул, дерева нагнул.(Вете...-ветры.)

7. Летом вырастает, осенью опадает. (Лис...-листья.)

8. Что за птица, любит за плугом ходить и накормиться? (Гра...-грачи.)

1. В е дра
2. Сторо ж
3. Сн е г
4. Но ж
5. Х о лод
6. в етер
7. Л и ст
8. Гра ч

25. Игра “Кто быстрее исправит ошибки?”

На доске два текста, равные по количеству слов и ошибок. Задача участников-соперников как можно быстрее найти и исправить все ошибки.






Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.

  • ра ма по ра
  • ра на ко ра

27. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего(твёрд. согл.), зелёного (мягк. согл.), красного (гласн.). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра “Живые буквы”.

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.

30. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам- пушистая, рыжая, хитрая...(лиса).

- Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)

- Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф -....)

- Называние общего слова (стол, стул, шкаф -...).

- Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

- Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

  • а а а о о о о а
  • рак ра ма мо ло ко о СА

- Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).

- Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.

- Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

- Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

- Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

31. Игра “Кто быстрее, кто больше?”

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

32. Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”

Например: грамотей (герой, море, тема, нота, марш, гора, гроб, рот, маг, торг, гам).

33. Игра-соревнование “Кто быстрее поднимется по лесенке?”

  кот ком кол  
  краб крот клей крик
К кошка каток    
клубок клюшка      

- Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

а) труд, работа;

б) день-ночь, высокий-низкий, далеко-близко, бежать-ходить;

в) лисичка-гриб, животное.

Игра “Сложи словечко”.

Какие два слова спрятались в одном?

  • самолёт (сам летает)
  • листопад (листья падают)
  • пылесос (пыль сосёт)

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.

Литература.

1. Кылосова О. Н. Хочу писать правильно! Пермь, 2006.

2. Окулова Г. Е. Занимательная фонетика. Оса, 1997.

3. Майорова А. Путешествие по стране “Фонетика” журнал “Просвещение”, 2001, №8

4. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Журнал “Начальная школа”, 1997, №2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: