Принцип действия МНУ.
Маслонапорные установки (МНУ) используются для снабжения маслом под давлением систем регулирования турбин и управления затворами.
В состав МНУ (рис. 91) входят: масловоздушный напорный котел 1, сливной бак 8 и насосы 5, нагнетающие масло в котел из сливного бака. Напорный котел частично заполнен маслом и частично (около 60% объема) сжатым воздухом, благодаря чему он является аккумулятором энергии.
При расходе масла из котла МНУ уровень его в котле понижается, однако наличие сжатого воздуха исключает резкое понижение его давления. Компенсация расхода масла из котла производится с помощью маслонасосов. МНУ, для системы регулирования скорости мощных турбин, снабжаются двумя насосами.
Отработанное масло из системы регулирования (управление серводвигателями н.а.) поступает в сливной бак, где оно фильтруется и затем снова поступает через всасывающую трубу насоса в масловоздушный котел. Таким образом, МНУ вместе с трубопроводами и обслуживаемыми ею механизмами представляет замкнутую систему.
Рис. 91. Технологическая схема маслонапорной установки ЛМЗ.
1 - масловоздушный напорный котел; 2 - датчики давления (3ДД – 7ДД – датчики давления); 3 - обратные клапаны; 4 - масломерное стекло; 5 - маслонасосы; 6 - датчик уровня; 7 - предохранительный клапан; 8 – сливной бак; 1Д, 2Д – электродвигатели маслонасосов.
На отечественных ГЭС котлы МНУ часто используются в качестве воздухосборников для торможения агрегатов, поэтому требуется периодическая его подкачка. В практических условиях эта подкачка производится специальным компрессором.
Однако следует иметь в виду, что подкачка воздуха в котел в зависимости от уровня масла в сливном баке обеспечивает надежную работу МНУ только при отсутствии значительных утечек масла из системы регулирования.
Если эти утечки существуют, то масловоздушный насос будет закачивать в котел воздуха больше, чем следует, и постепенно выжмет из котла масло. Поэтому при использовании маслонасосов для подкачки воздуха в котел необходимо контролировать уровень масла в котле.