Источник: КонсультантПлюс www.consultant.ru

Содержание

стр.

1. Общие указания……………………………………………………………………......... 3
2. Варианты задания………………………………………………………………………... 4
  Приложение 1. Федеральный закон «Об электронной подписи»……….…………… 26
  Приложение 2. Постановление Правительства РФ «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»…………………………………………………………...     40
  Приложение 3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» …………………………………………………………....     43
  Приложение 4. Постановление Правительства РФ «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг»……………………………………………………………………………………...     45
  Приложение 5. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (извлечение)……………………………………...   50

 


 


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Цель лабораторной работы – приобретение практических навыков, соответствующих разделам «Правовое регулирование в области электронного бизнеса» и «Правовое регулирование в сфере применения государственных информационных ресурсов и систем» дисциплины «Правовые основы прикладной информатики».

Задание к лабораторной работе состоит из двух частей.

Часть 1 предусматривает разработку отдельных процедур, являющихся составной частью порядка введения в действие и/или использования в организации, холдинге или сети сотрудничества электронной подписи. Во всех случаях участники информационного взаимодействия пользуются услугами корпоративной информационной системы (КИС), хотя в некоторых вариантах задания она обозначается как интегрированная корпоративная информационная система (ИКИС) или интегрированная информационная система (ИИС).  При этом необходимо иметь в виду, что порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе (КИС) может устанавливаться оператором этой системы (обычно в лице руководителя ИТ подразделения) или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней (их интересы обычно выражает руководство организации, руководящий органа холдинга или организация ‒ координатор сети сотрудничества). Считается, что участники электронного взаимодействия в КИС составляют определенный (то есть ограниченный) круг лиц.

Электронная подпись участников электронного взаимодействия в КИС имеет ограниченную сферу признания: она признается только сообществом пользователей КИС. При этом оператор КИС или участники информационного взаимодействия в ней могут принять решение о применении в организации или группе компаний электронной подписи, которую можно рассматривать в качестве аналога простой, неквалифицированной или квалифицированной электронной подписи в трактовке федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Организационные структуры, поддерживающие электронную подпись, и применяемые средства электронной подписи определяются руководителем ИТ подразделения или руководством организации или иной структуры. При этом должны соблюдаться наиболее общие принципы и положения упомянутого федерального закона, например предусмотренные статьями 5 и 6.

При выполнении лабораторной работы порядок (алгоритм) действий руководителей рассматриваемой организации (структуры, объединяющей множество организаций) или участников информационного взаимодействия в КИС зависит:

- от вида электронной подписи (простая, неквалифицированная, квалифицированная);

- от конкретной ситуации (система электронной подписи еще только вводится в действие или необходимо получить разрешение на применение электронной подписи в практической деятельности соответствующего работника).

Конкретные вопросы, которые необходимо решить студентам в части 1 при выполнении лабораторной работы определяются вариантом задания к лабораторной работы по данной части.

Текст федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который может использоваться при выполнении части 1 настоящей лабораторной работы, представлен в приложении 1.

Часть 2 лабораторной работы предусматривает разработку процедур, необходимых для применения электронной подписи участниками электронного взаимодействия в информационной системе общего пользования, которые составляют неопределенный круг лиц, причем в использовании электронной подписи этим лицам не может быть отказано. В качестве такой системы рассматривается взаимосвязанная совокупность федеральных государственных информационных систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услугв соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставлениягосударственных и муниципальных услуг». В рамках части 2 лабораторной работы процедуры связаны с обращением гражданина, предпринимателя, уполномоченного работника предприятия за государственными услугами с использованием электронных документов. Особенность заключается здесь в применении различных видов электронной подписи (простая или квалифицированная) в зависимости от оказываемой услуги. Наименование услуги, иные условия, а также вопросы, которые необходимо проработать при выполнении лабораторной работы,  указаны в варианте задания по части 2.  Для разработки процедур, связанных с применением в сфере предоставления государственных услуг электронной подписи, могут быть использованы следующие подзаконные акты, представленные в приложениях 2 – 4 к настоящей лабораторной работе:

- постановление Правительства Российской Федерации от  25.06.2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, в приложении 5 представлено извлечение из Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставлениягосударственных и муниципальных услуг».

Конкретные варианты задания выдает студентам преподаватель.

Отчет к лабораторной работе состоит из двух частей, соответствующих частям задания, и формируется с использованием персонального компьютера и текстового редактора. Отчет представляется в электронном виде и по указанию преподавателя может быть распечатан.

При выполнении лабораторной работы студенты могут использовать материалы лекций по названным выше разделам дисциплины, включая раздаточный материал, а также любую другую информацию по теме работы, включая интернет-ресурсы. При использовании дополнительной информации ее необходимо указать в отчете к лабораторной работе.

 

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ

 

№ варианта Содержание части 1 Содержание части 2
1 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в организации аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрифирменного документа сертификата ключа проверки простой электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания в организации специализированной базы данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации по обеспечению применения в рамках КИС аналога простой электронной подписи; - подготовить проект приказа об обеспечении применения в организации аналога простой электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, связанной с обработкой персональных данных лица, не являющегося заявителем, в том случае, если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица (такое согласие представляется в качестве приложения к заявке). Данная ситуация предусмотрена в части 3 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
2 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись (см. федеральный закон от 6апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»), сфера признания которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организации ключа простой электронной подписи, ключа проверки простой электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки простой электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в организации специальная организационная структура для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в организации специализированная база данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела данной организации в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога простой электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрифирменного распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела к участникам информационного взаимодействия в КИС, применяющим простую электронную подпись. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляются документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной услуги. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
3 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в организации аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрифирменного документа сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в организации аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации по обеспечению применения в рамках КИС аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить проект приказа об обеспечении применения в организации аналога неквалифицированной электронной подписи. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляется согласие заявителя на обработку информации, которая связана с его правами и законными интересами, доступ к которой ограничен федеральными законами. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
4 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организации ключа неквалифицированной электронной подписи, ключа проверки неквалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в организации специальная организационная структура для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в организации специализированная база данных для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела данной организации в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрифирменного распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела к участникам информационного взаимодействия в КИС, применяющим неквалифицированную электронную подпись. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующей услуги, предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
5 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в организации аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрифирменного документа сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в организации аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации по обеспечению применения в рамках КИС аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить проект приказа об обеспечении применения в организации аналога квалифицированной электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем содержание государственной услуги не предусматривает выдачу документов и состоит в предоставлении справочной информации на основе запроса заявителя. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе запроса, подписанного электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
6 Руководство организации поставило задачу обеспечить применение своими сотрудниками электронной подписи, признание которой ограничивается рамками корпоративной информационной системы (КИС). В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организации ключа квалифицированной электронной подписи, ключа проверки квалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в организации специальная организационная структура для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в организации специализированная база данных для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела данной организации в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрифирменного распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела к участникам информационного взаимодействия в КИС, применяющим квалифицированную электронную подпись. Индивидуальный предприниматель с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем документы, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых предоставлена для оказания государственной услуги, не должны прилагаться в форме оригинала или заверенной нотариальной копии. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе электронных документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
7 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в холдинге аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрикорпоративного документа сертификата ключа проверки простой электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания в холдинге специализированной базы данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководящих органов холдинга по обеспечению применения в рамках ИКИС аналога простой электронной подписи; - подготовить проект распорядительного документа об обеспечении применения в организациях холдинга аналога простой электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, связанной с обработкой персональных данных лица, не являющегося заявителем, в том случае, если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица (такое согласие представляется в качестве приложения к заявке). Данная ситуация предусмотрена в части 3 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
8 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях холдинга ключа простой электронной подписи, ключа проверки простой электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки простой электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в холдинге специальная организационная структура для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в холдинге специализированная база данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций холдинга в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога простой электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрикорпоративного распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела к участникам информационного взаимодействия в ИКИС, применяющим простую электронную подпись. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляются документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной услуги. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
9 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в холдинге аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрикорпоративного документа сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в холдинге аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководящих органов холдинга  по обеспечению применения в рамках ИКИС аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить проект приказа об обеспечении применения в организациях холдинга аналога неквалифицированной электронной подписи. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляется согласие заявителя на обработку информации, которая связана с его правами и законными интересами, доступ к которой ограничен федеральными законами. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
10 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях холдинга ключа неквалифицированной электронной подписи, ключа проверки неквалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в холдинге специальная организационная структура для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в холдинге специализированная база данных для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций холдинга в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрикорпоративного  распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела одной из организаций холдинга к участникам информационного взаимодействия в ИКИС, применяющим неквалифицированную электронную подпись. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующей услуги, предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
11 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в холдинге аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрикорпоративного документа сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в холдинге аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководящих органов холдинга по обеспечению применения в рамках ИКИС аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить проект распорядительного документа об обеспечении применения в организациях холдинга аналога квалифицированной электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем содержание государственной услуги не предусматривает выдачу документов и состоит в предоставлении справочной информации на основе запроса заявителя. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе запроса, подписанного электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
12 Руководство холдинга поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в холдинг организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) холдинга. В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях холдинга ключа квалифицированной электронной подписи, ключа проверки квалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в холдинге специальная организационная структура для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в холдинге специализированная база данных для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действия вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций холдинга в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрифирменного распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела одной из организаций холдинга к участникам информационного взаимодействия в ИКИС, применяющим квалифицированную электронную подпись. Индивидуальный предприниматель с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем документы, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых предоставлена для оказания государственной услуги, не должны прилагаться в форме оригинала или заверенной нотариальной копии. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе электронных документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
13 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в сети сотрудничества аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрисетевого документа сертификата ключа проверки простой электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания в сети сотрудничества специализированной базы данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации ‒ координатора сети сотрудничества по обеспечению применения в рамках ИИС аналога простой электронной подписи; - подготовить проект соглашения сторон об обеспечении применения в организациях сети сотрудничества аналога простой электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, связанной с обработкой персональных данных лица, не являющегося заявителем, в том случае, если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица (такое согласие представляется в качестве приложения к заявке). Данная ситуация предусмотрена в части 3 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
14 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать простую электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога простой электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях сети сотрудничества ключа простой электронной подписи, ключа проверки простой электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки простой электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специальная организационная структура для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специализированная база данных для обеспечения применения аналога простой электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций сети сотрудничества в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога простой электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрисетевого распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела к участникам информационного взаимодействия в ИИС, применяющим простую электронную подпись. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляются документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной услуги. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
15 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в сети сотрудничества аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрисетевого документа сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в сети сотрудничества аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации ‒ координатора сети сотрудничества по обеспечению применения в рамках ИИС аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить проект соглашения сторон об обеспечении применения в организациях сети сотрудничества аналога неквалифицированной электронной подписи. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем в качестве приложения к заявке представляется согласие заявителя на обработку информации, которая связана с его правами и законными интересами, доступ к которой ограничен федеральными законами. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
16 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать неквалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога неквалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях сети сотрудничества ключа неквалифицированной электронной подписи, ключа проверки неквалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специальная организационная структура для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специализированная база данных для обеспечения применения аналога неквалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций сети сотрудничества в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога неквалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрисетевого  распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела одной из организаций сети сотрудничества к участникам информационного взаимодействия в ИИС, применяющим неквалифицированную электронную подпись. Гражданин с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующей услуги, предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
17 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи; - определить целесообразность создания специальной организационной структуры для обеспечения применения в сети сотрудничества аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее функции; - определить целесообразность применения в качестве внутрисетевого документа сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи (а, следовательно, и самого ключа проверки), при положительном решении определить содержание сертификата; - определить целесообразность создания специализированной базы данных для обеспечения применения в сети сотрудничества аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном решении определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий руководства организации ‒ координатора сети сотрудничества по обеспечению применения в рамках ИИС аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить проект соглашения сторон об обеспечении применения в организациях сети сотрудничества аналога квалифицированной электронной подписи. Организация с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем содержание государственной услуги не предусматривает выдачу документов и состоит в предоставлении справочной информации на основе запроса заявителя. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе запроса, подписанного электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.
18 Руководство организации ‒ координатора сети сотрудничества поставило задачу обеспечить применение сотрудниками входящих в сеть сотрудничества организаций электронной подписи, признание которой ограничивается рамками интегрированной информационной системы (ИИС) сети. В качестве аналога принято решение использовать квалифицированную электронную подпись, предусмотренную федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим необходимо: - определить технический аспект применения аналога квалифицированной электронной подписи, принципы ее создания и проверки, набор средств электронной подписи, правила доступа к ним должностных лиц; - оценить целесообразность применения в организациях сети сотрудничества ключа квалифицированной электронной подписи, ключа проверки квалифицированной электронной подписи и соответствующего сертификата. При положительных результатах оценки определить содержание сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи, механизм доведения ключей и сертификата до заинтересованных лиц; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специальная организационная структура для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительном результате оценки определить ее функции; - оценить, нужна ли в сети сотрудничества специализированная база данных для обеспечения применения аналога квалифицированной электронной подписи, при положительных результатах оценки определить ее содержание, систему доступа к ней сотрудников; - определить алгоритм действий вновь назначенного руководителя отдела одной из организаций сети сотрудничества в целях обеспечения возможности применения им в своей деятельности аналога квалифицированной электронной подписи; - подготовить (если это необходимо) проект внутрисетевого распорядительного документа для присоединения нового начальника отдела одной из организаций сети сотрудничества к участникам информационного взаимодействия в ИИС, применяющим квалифицированную электронную подпись. Индивидуальный предприниматель с использованием электронных документов обращается за предоставлением государственной услуги, причем документы, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых предоставлена для оказания государственной услуги, не должны прилагаться в форме оригинала или заверенной нотариальной копии. Следует определить вид электронной подписи и алгоритм действий заявителя в целях обращения за предоставлением услуги на основе электронных документов, подписанных электронной подписью необходимого вида. Принять, что в исходной ситуации заявитель не пользовался электронной подписью данного вида. Алгоритм действий заявителя должен отражать: - действия, связанные с получением электронной подписи; - действия, связанные с обращением за предоставлением государственной услуги с применением электронной подписи.

 


 

Приложение 1

 

 

6 апреля 2011 года № 63-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

 

Принят

Государственной Думой

25 марта 2011 года

 

Одобрен

Советом Федерации

30 марта 2011 года

 

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 10.07.2012 N 108-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 02.07.2013 N 171-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 184-ФЗ,

от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

2) сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи;

3) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган);

4) владелец сертификата ключа проверки электронной подписи - лицо, которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи;

5) ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

6) ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи (далее - проверка электронной подписи);

7) удостоверяющий центр - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

8) аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям настоящего Федерального закона;

9) средства электронной подписи - шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи;

10) средства удостоверяющего центра - программные и (или) аппаратные средства, используемые для реализации функций удостоверяющего центра;

11) участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане;

12) корпоративная информационная система - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц;

13) информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано;

14) вручение сертификата ключа проверки электронной подписи - передача доверенным лицом удостоверяющего центра изготовленного этим удостоверяющим центром сертификата ключа проверки электронной подписи его владельцу;

15) подтверждение владения ключом электронной подписи - получение удостоверяющим центром, уполномоченным федеральным органом доказательств того, что лицо, обратившееся за получением сертификата ключа проверки электронной подписи, владеет ключом электронной подписи, который соответствует ключу проверки электронной подписи, указанному таким лицом для получения сертификата.

 

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей

 

1. Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634 утверждены Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

 

2. Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.

 

Статья 4. Принципы использования электронной подписи

 

Принципами использования электронной подписи являются:

1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;

2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;

3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

 

Статья 5. Виды электронных подписей

 

1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Феде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow