- формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения;
- овладение учащимися универсальными навыками обработки информации;
- представление образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Элективный предметный курс по программе ««Теория и практика анализа художественного текста»» призван помочь учителю и учащимся в определении возможностей реализации основных идей модернизации образования, в решении конкретных образовательных и воспитательных задач, направленных на успешную подготовку к государственным итоговым испытаниям за курс основной и полной средней школы.
Формы и методы работы: анализ художественных текстов различных родов и жанров; создание сочинений литературоведческого характера: самостоятельный сбор информации; пошаговая отработка технологии написания сочинения; составление таблиц сопоставления; выработка индивидуального комфортного алгоритма написания сочинений разных жанров; работа с образцами; создание отзывов, рецензий; создание портфолио достижений; возможность практикумов в дистанционном режиме. Обучение подразумевает включение элементов дистанционной практики, составления программ индивидуальной подготовки, набранной из числа модулей, являющихся для
обучаемых проблемными с включением дополнительных блоков повторения и закрепления материала (с использованием электронных и иных пособий).
Требования к уровню подготовки учащихся
- Регулятивные УУД: развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий;
- Личностные УУД: углубиться в специфику художественного мышления;
-Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;
В результате реализации данного факультативного курса учащийся
должен знать:
· способы формулирования проблемы текста;
· виды вступлений и заключений;
· виды комментария;
· основные особенности сочинения ЕГЭ;
· основы анализа текста;
· способы аргументации в сочинении;
· виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
· логично выстраивать сочинение по тексту;
· убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
· выполнять лингвостилистический анализ текста;
· формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
Система оценки планируемых результатов
Элективный курс предполагает безотметочное обучение в форме «зачёт»/ «незачёт».
«Зачёт» выставляется в том случае, если учащийся посетил более 50 % занятий и имеет «зачёт» не менее,чем по трём видам контроля. «Незачёт» выставляется в том случае, если учащийся посетил менее 50 % занятий и (или) не имеет «зачёта» не менее, чем по трём видам контроля.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература для учителя
Зинина Е. А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». 10 – 11 кл.: учеб. пособие/ Зинина Е. А. – М.: Дрофа, 2007 г.
Дополнительная литература
- Введение в литературоведение/ под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999г.
- Бореев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003г.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970г.
- Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л.,1974 г.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.
- П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.
- Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под. ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. - М.: «Советская энциклопедия», 1979.
- Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.
- Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста:
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
11
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучени
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска
Рекомендовано к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга Протокол от 30. 08. 2018 № 1 | «Утверждаю» Приказ от 31. 08. 2018 № 171 Директор ГБОУ СОШ № 324 ___________________ Д.А.Петрук |