элективного курса
«Теория и практика анализа художественного текста»
предмет (курс)
для 10 класса
класс
(1 час в неделю/ 34 часа в год)
Учитель: Ревякина Н.И.,
учитель русского языка и литературы
ФИО учителя
Рассмотрено на МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол от
Председатель МО
_____________ / Н. И. Ревякина
Санкт-Петербург
2020
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Виды деятельности учащихся | УУД | Планируемые результаты | Виды контроля | ||||||||
1 | Введение. Художественное произведение как эстетический объект | Работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения. | Развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий; углубиться в специфику художественного мышления; раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения | Проверка алгоритмов. Проверка опорных записей. И.А.Бунин «Красавица», А.П.Чехов «Пари» | |||||||||
2 | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. | Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов: -Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением материала статьи Л. Н. Толстого «Что такое искусство?».) -Какая часть наиболее ценна в художественном произведении — форма или содержание? И т. д. Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства художественной выразительности и др.). | Связь литературы с другими видами искусства. Понятие об эпистолярном наследии, документалистике, эссеистике, мемуаристике. | А.С.Пушкин «О критике», Л.Н.Толстой «Что такое искусство?» (фрагменты); А.С.Пушкин «Странник», «Пророк», Ф.И.Тютчев «Последний катаклизм» | ||||||||||
3 | Природа искусства как исходная категория поэтики. | Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу? | Литературоведение и его связь с эстетикой, историей, социологией, психологией, культурологией, философией, религиоведением, лингвистикой. Историческая, частная, общая П. | - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; | Коллективное обсуждение. Тестовая работа по определению стилевой принадлежности мини-текстов. А.С.Пушкин «Осень», «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Журналист, читатель и писатель», «Поэт», А.К.Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь...». Высказывания писателей и поэтов об искусстве | |||||||||
4 | Вопрос о назначении искусства. | Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь». | Процесс рождения художественного образа. Авторский замысел и его воплощение. Образ Музы. Осознанное и непреднамеренное в искусстве | И.А.Бунин «Книга», Н.С.Гумилев «Слово» А.С.Пушкин «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Есть речи - значенье...» М.И.Цветаева «Куст» | ||||||||||
5 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. | Три главных аспекта творчества. Судьба Художника. Поэт и общество. | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Решение тестов. Тестовая работа по определению типов речи фрагментов текст. И.С.Тургенев «Нищий» М.Горький «Вывод» А.П.Чехов «Казак» С.А.Есенин «Шел Господь...» | |||||||||
6 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. | Виды знаковых систем. Литературное произведение как знаковая система. Три основные стороны произведения (мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом, художественная речь и композиция. Формальные и содержательные элементы. Признаки целостности художественного произведения. | И.С.Тургенев «Нищий» М.Горький «Вывод» А.П.Чехов «Казак» С.А.Есенин «Шел Господь...» | ||||||||||
7 | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. | Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: -Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения? -Что значит «понять произведение»? -В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель? -В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором? -Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения | - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; | Обсуждение результатов в группах. М.В.Гаршин «Красный цветок», «Attaleaprinceps» | ||||||||||
8 | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. | Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: -Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения? -Что значит «понять произведение»? -В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель? -В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором? -Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения | Понятие о герменевтике. История вопроса. Деятельность читателя-интерпретатора. Авторский замысел и позиция читателя. | М.В.Гаршин «Красный цветок», «Attaleaprinceps» | ||||||||||
9 | Автор в художественном произведении. | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования. | - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; | Коллективное обсуждение результатов работы групп. Опорные конспекты. Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека» или Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса» | ||||||||||
10 | Автор в художественном произведении. | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования. | Понятие АВТОР. Способы воплощения авторской позиции. Система опосредованных способов авторской оценки. | Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека» или Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса» | ||||||||||
11 | Сюжет художественного произведения. | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы. | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Коллективное обсуждение, проверка работ учащихся. Коллективное обсуждение, выборочная проверка работ. | ||||||||||
12 | Сюжет художественного произведения. | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы. | Понятие и функции сюжета. Фабула. Элементы сюжета. | Л.Н.Андреев «Что видела галка», «Предстояла кража» В.Ф. Ходасевич «Обезьяна» | ||||||||||
13 | Композиция художественного произведения. | Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Взаимопроверка, коллективное обсуждение, индивидуальная проверка работ учителем. Проверка работ учителем. | ||||||||||
14 | Композиция художественного произведения. | Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. | Понятие о композиции и ее составляющих. Связь К.с системой персонажей, деталями и подробностями. Композиционны приемы. Типы композиции. | Л.Н.Толстой «Три смерти», «Чем люди живы» | ||||||||||
15 | Роль и место конфликта в поэтике произведения. | Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого круга ранее изученных произведении). Характеристика особенностей конфликта | - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; | Опорный конспект. Взаимопроверка Коллективное обсуждение результатов. Проверка таблиц. | ||||||||||
16 | Роль и место конфликта в поэтике произведения. | Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации | Понятие К. Коллизия. Сюжетообразующий К. Типы К. (социальный, идеологический...) Связь К. и пафоса произведения. К. в историческом ракурсе. | М.А.Булгаков «Красная корона» И.А.Бунин «Убийца» | ||||||||||
ИТОГО ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ:
ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ: | ||||||||||||||
17 | Художественный образ. | Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации | - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; | Коллективное обсуждение, выборочная проверка учителем. | ||||||||||
18 | Художественный образ. | Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации | Понятие О. художественный. Оригинальное и типическое в О. Образ-мотив, образ-топос, образ-архетип | И.А.Бунин «Роман горбуна», «Волки» | ||||||||||
19 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. | Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа. | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Взаимопроверка Коллективное обсуждение. | ||||||||||
20 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. | Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа. | Литературный герой. Индивидуальные и собирательные образы. Характер. Тип. Место героя в системе образов. Способы взаимодействия персонажей. | И.С.Тургенев «Щи», «Живые мощи» | ||||||||||
21 | Пейзаж и его функции в произведении. | Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса. | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Коллективное обсуждение. | ||||||||||
22 | Пейзаж и его функции в произведении. | Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса. | Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения. | И.С.Тургенев «Природа», И.А.Бунин «Смарагд» | ||||||||||
23 | Функция портрета в художественном произведении. | Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов. | - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; | Коллективное обсуждение. | ||||||||||
24 | Функция портрета в художественном произведении. | Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов. | Понятие Портрет. Типы литературного портрета. Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем. | А.П.Чехов «Красавицы» | ||||||||||
25 | Художественная деталь. Символ. Подробность текста. | Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения. | - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; | Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем. | ||||||||||
26 | Стиль | Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения. | «Бесконечно малые моменты текста» (Л.Н.Толстой). Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Деталь и символ: сходство и различие. | И.А.Бунин «Старуха», А.П.Чехов «Студент» | ||||||||||
27 | Стиль | Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала. | - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; | Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем. | ||||||||||
28 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала. | Понятие Стиль. Индивидуальный стиль писателя. Стилистические признаки. | А.П.Платонов «Волчек» | ||||||||||
29 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного | -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания; | Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем. | ||||||||||
30 | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. | Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного | Определение видов тропов и стилистических фигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности. | Фрагменты произведений русских классиков 19в. | ||||||||||
31 | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. | Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-практикум на основе анализа поэтического текста. | - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; | Коллективное обсуждение. | ||||||||||
32 | Зачет «Интерпретация лирического или прозаического произведения» (на выбор) | Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса | Эпос, драма, лирика: отличительные черты. Промежуточные формы. | И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи выли розы...» | ||||||||||
33 | Зачет «Интерпретация лирического или прозаического произведения» (на выбор) | Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса | Проверка работ учителем | |||||||||||
34 | Итоги курса | План анализа идейно-художественного своеобразия произведения | И.С.Тургенев «Насекомое» И.А.Бунин «Холодная осень» О.Э.Мандельштам «Отчего душа так певуча...» | |||||||||||
ИТОГО ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ: ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ: | ||||||||||||||
ИТОГО ЗА ГОД: ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ: |