Поурочно-тематическое планирование

 

элективного курса

«Теория и практика анализа художественного текста»

 

предмет (курс)

для 10 класса

класс

(1 час в неделю/ 34 часа в год)

 

Учитель: Ревякина Н.И.,

учитель русского языка и литературы

ФИО учителя

 

Рассмотрено  на    МО учителей               

гуманитарного цикла          

Протокол от 

Председатель МО

_____________ / Н. И. Ревякина

 

 

Санкт-Петербург

2020


 

 

№ п/п Дата Раздел, тема Виды деятельности учащихся   УУД     Планируемые результаты   Виды контроля
1   Введение. Художественное произведение как эстетический объект Работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения.   Развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий; углубиться в специфику художественного мышления; раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;   - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения Проверка алгоритмов.   Проверка опорных записей. И.А.Бунин «Красавица», А.П.Чехов «Пари»
2   Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Лекционное изложение материала с включени­ем дискуссионных вопросов: -Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением материала статьи Л. Н. Толстого «Что такое искусство?».) -Какая часть наиболее ценна в художественном произведении — форма или содержание? И т. д. Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства художественной вы­разительности и др.). Связь литературы с другими видами искусства. Понятие об эпистолярном наследии, документалистике, эссеистике, мемуаристике.     А.С.Пушкин «О критике», Л.Н.Толстой «Что такое искусство?» (фрагменты); А.С.Пушкин «Странник», «Пророк», Ф.И.Тютчев «Последний катаклизм»
3   Природа искусства как исходная категория поэтики. Аналитическая беседа с привлечением высказы­ваний писателей и мыслителей о природе творче­ства, биографических фактов из жизни писате­лей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса: подвласт­но ли творение творцу?   Литературоведение и его связь с эстетикой, историей, социологией, психологией, культурологией, философией, религиоведением, лингвистикой. Историческая, частная, общая П. - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; Коллективное обсуждение. Тестовая работа по определению стилевой принадлежности мини-текстов. А.С.Пушкин «Осень», «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Журналист, читатель и писатель», «Поэт», А.К.Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь...». Высказывания писателей и поэтов об искусстве
4   Вопрос о назначении искусства. Урок-исследование, включающий анализ стихо­творения и рассказа с привлечением ранее изучен­ных произведений на тему «искусство и жизнь».   Процесс рождения художественного образа. Авторский замысел и его воплощение. Образ Музы. Осознанное и непреднамеренное в искусстве   И.А.Бунин «Книга», Н.С.Гумилев «Слово» А.С.Пушкин «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Есть речи - значенье...» М.И.Цветаева «Куст»
5   Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых фор­мы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художест­венной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и со­держания. Анализ художественных текстов с ак­туализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. Три главных аспекта творчества. Судьба Художника. Поэт и общество. -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Решение тестов. Тестовая работа по определению типов речи фрагментов текст. И.С.Тургенев «Нищий» М.Горький «Вывод» А.П.Чехов «Казак» С.А.Есенин «Шел Господь...»
6   Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых фор­мы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художест­венной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и со­держания. Анализ художественных текстов с ак­туализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. Виды знаковых систем. Литературное произведение как знаковая система. Три основные стороны произведения (мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом, художественная речь и композиция. Формальные и содержательные элементы. Признаки целостности художественного произведения.   И.С.Тургенев «Нищий» М.Горький «Вывод» А.П.Чехов «Казак» С.А.Есенин «Шел Господь...»
7   Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: -Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «пра­вильное» прочтение художественного произведе­ния? -Что значит «понять произведение»? -В каком отношении с точки зрения постиже­ния идеи произведения находятся автор и чита­тель? -В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором? -Как соотносятся индивидуальное начало иссле­дователя и смысл произведения   - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; Обсуждение результатов в группах. М.В.Гаршин «Красный цветок», «Attaleaprinceps»
8   Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов: -Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «пра­вильное» прочтение художественного произведе­ния? -Что значит «понять произведение»? -В каком отношении с точки зрения постиже­ния идеи произведения находятся автор и чита­тель? -В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором? -Как соотносятся индивидуальное начало иссле­дователя и смысл произведения Понятие о герменевтике. История вопроса. Деятельность читателя-интерпретатора. Авторский замысел и позиция читателя.   М.В.Гаршин «Красный цветок», «Attaleaprinceps»
9   Автор в художественном произведении. Урок обобщающего типа с актуализацией име­ющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повество­вания.   - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; Коллективное обсуждение результатов работы групп. Опорные конспекты. Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека» или Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса»
10   Автор в художественном произведении. Урок обобщающего типа с актуализацией име­ющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повество­вания. Понятие АВТОР. Способы воплощения авторской позиции. Система опосредованных способов авторской оценки.   Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека» или Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса»
11   Сюжет художественного произведения. Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сю­жета и фабулы.   -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Коллективное обсуждение, проверка работ учащихся. Коллективное обсуждение, выборочная проверка работ.  
12   Сюжет художественного произведения. Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сю­жета и фабулы. Понятие и функции сюжета. Фабула. Элементы сюжета.   Л.Н.Андреев «Что видела галка», «Предстояла кража» В.Ф. Ходасевич «Обезьяна»
13   Композиция художественного произведения. Урок-практикум с отработкой навыка харак­теристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.   -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Взаимопроверка, коллективное обсуждение, индивидуальная проверка работ учителем. Проверка работ учителем.
14   Композиция художественного произведения. Урок-практикум с отработкой навыка харак­теристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. Понятие о композиции и ее составляющих. Связь К.с системой персонажей, деталями и подробностями. Композиционны приемы. Типы композиции.   Л.Н.Толстой «Три смерти», «Чем люди живы»
15   Роль и место конфликта в поэтике произведения. Урок-исследование, формирующий умение вы­делять конфликтные отношения, описывать со­вокупность конфликтов, определять главный, ве­дущий, сюжетообразующий конфликт (с привле­чением широкого круга ранее изученных произ­ведении). Характеристика особенностей конфлик­та   - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; Опорный конспект. Взаимопроверка Коллективное обсуждение результатов. Проверка таблиц.
16   Роль и место конфликта в поэтике произведения. Урок-практикум с привлечением ранее изучен­ного материала. Анализ образной системы рас­сказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации Понятие К. Коллизия. Сюжетообразующий К. Типы К. (социальный, идеологический...) Связь К. и пафоса произведения. К. в историческом ракурсе.   М.А.Булгаков «Красная корона» И.А.Бунин «Убийца»

ИТОГО ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ:

ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ:

17   Художественный образ. Урок-практикум с привлечением ранее изучен­ного материала. Анализ образной системы рас­сказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации   - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; Коллективное обсуждение, выборочная проверка учителем.
18   Художественный образ. Урок-практикум с привлечением ранее изучен­ного материала. Анализ образной системы рас­сказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации Понятие О. художественный. Оригинальное и типическое в О. Образ-мотив, образ-топос, образ-архетип   И.А.Бунин «Роман горбуна», «Волки»
19   Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.     -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Взаимопроверка Коллективное обсуждение.
20   Образ человека в литературе и аспекты его анализа. Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.   Литературный герой. Индивидуальные и собирательные образы. Характер. Тип. Место героя в системе образов. Способы взаимодействия персонажей.   И.С.Тургенев «Щи», «Живые мощи»
21   Пейзаж и его функции в произведении. Урок-практикум с опорой на изученное в основ­ной школе и в рамках данного курса.     -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Коллективное обсуждение.
22   Пейзаж и его функции в произведении. Урок-практикум с опорой на изученное в основ­ной школе и в рамках данного курса.   Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения.   И.С.Тургенев «Природа», И.А.Бунин «Смарагд»
23   Функция портрета в художественном произведении. Урок-семинар с опорой на сравнительное рас­смотрение портретных характеристик персона­жей, принадлежащих перу разных авторов.     - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; Коллективное обсуждение.
24   Функция портрета в художественном произведении. Урок-семинар с опорой на сравнительное рас­смотрение портретных характеристик персона­жей, принадлежащих перу разных авторов.   Понятие Портрет. Типы литературного портрета. Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем.   А.П.Чехов «Красавицы»
25   Художественная деталь. Символ. Подробность текста.   Урок-практикум с опорой на детальный текс­товой анализ произведения.     - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.
26   Стиль Урок-практикум с опорой на детальный текс­товой анализ произведения.   «Бесконечно малые моменты текста» (Л.Н.Толстой). Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Деталь и символ: сходство и различие.   И.А.Бунин «Старуха», А.П.Чехов «Студент»
27   Стиль Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.     - овладение учащимися универсальными навыками обработки информации; Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.
28   Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.   Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.   Понятие Стиль. Индивидуальный стиль писателя. Стилистические признаки.   А.П.Платонов «Волчек»
29   Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.   Урок-семинар с опорой на работу с фрагмен­тами текстов и обобщением в виде контрольного   -Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;     Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.
30   Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. Урок-семинар с опорой на работу с фрагмен­тами текстов и обобщением в виде контрольного Определение видов тропов и стилистических фигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности.   Фрагменты произведений русских классиков 19в.
31   Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-прак­тикум на основе анализа поэтического текста.     - формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения; Коллективное обсуждение.
32   Зачет «Интерпретация лирического или прозаического произведения» (на выбор)   Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса Эпос, драма, лирика: отличительные черты. Промежуточные формы.   И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи выли розы...»
33   Зачет «Интерпретация лирического или прозаического произведения» (на выбор)   Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса     Проверка работ учителем
34   Итоги курса   План анализа идейно-художественного своеобразия произведения   И.С.Тургенев «Насекомое» И.А.Бунин «Холодная осень» О.Э.Мандельштам «Отчего душа так певуча...»

ИТОГО ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ:

ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ:

ИТОГО ЗА ГОД:

ИЗ НИХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ:

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: