Таблица (для упрощения обработки)

1 балл

Цвет Позиция
Фиолетовый 2
Чёрный 3
Серый 3
Коричневый 3
Красный 6
Желтый 6
Зеленый 6

 

2 балла

Цвет Позиция
Фиолетовый 1
Чёрный 2
Серый 2
Коричневый 2
Красный 7
Желтый 7
Зеленый 7
Синий 8

 

3 балла

Цвет Позиция
Чёрный 1
Серый 1
Коричневый 1
Синий 7
Красный 8
Желтый 8
Зеленый 8

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

· менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;

· 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

· при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени;

· больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Взять стимульный материал к методике Паровозик (в формате pdf).

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

 

Проективная методика «Барашек в бутылке»

Блоги / Прочее

Детско-родительским отношениям отводится особая роль в развитии ребенка, становлении эмоциональной и личностной сферы. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители обучают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные способы взаимоотношений другими людьми. Очень значимыми становятся такие компоненты как самооценка, отношение к себе. Все это формируется в ребенке благодаря восприятию и отношению родителей к ребенку. Ребенок вырастает, а сформированные у него родителями качества личности, духовно – нравственные ценности, нормы и морали останутся и будут основополагающими личностными качествами. Именно ими впоследствии будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, осуществляя порой нелегкий выбор. Сегодня для процесса диагностирования детско-родительских проблем используется большое количество методик, к примеру такие как: «Цветовая социометрия», «Рисунок семьи», методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столина, методика «Барашек в бутылке». Эти методики используют в своей практике психологи и арт-терапевты, педагоги, классные руководители. Данная статья предполагает анализ одной из представленных методик. Это проективная методика «Барашек в бутылке». Основной целью которой является диагностика психологического самоощущения человека, в собственной родительской семьи. Эта техника позволяет работать со всеми клиентскими группами, начиная с детей 6-7 лет, подростками и взрослыми. Проводить ее рекомендуется не чаще чем один раз в полгода. Число участников от 1 до 15. Материалы: 1) 2 листа бумаги А4 2) Простой карандаш Инструкция испытуемому формируется следующим образом. Нарисуйте барашка в бутылке, после того, как будет выполнен рисунок, испытуемому предлагается на втором листе предлагается записать ответы на следующие вопросы: 1) Как чувствует себя барашек? 2) Как чувствует себя бутылка? 3) О чем мечтает барашек? 4) О чем мечтает бутылка? 5) Чего тревожит барашка? 6) Что может тревожить бутылку? На рисование отводится 5-7 минут плюс 5-7 минут на ответы на вопросы. После чего работы собираются и анализируются психологом самостоятельно или в индивидуальной беседе с испытуемым. Интерпретация результатов диагностики Барашек – символизирует автора работы. Насколько ярко, четко, пушисто прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно человек ощущает себя в родительской семье и наоборот. Наличие хорошо прорисованных рожек и ног – это знак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможность наличия сопротивления ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются в работах подростков, когда происходит процесс психологического и эмоционального отделения от родительской семьи. Если автор изображает барашка в негативном образе, это трактуется как непринятие себя. Пример № 1   Бутылка – символ родительской семьи. Очертания бутылки имеют свое значения. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – может трактоваться как близость автора работы к маме, и символизирует потребность в ее внимании и ее заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы бутылки – в характере автора работы преобладают отцовское начало, отцовские черты характера. Пример № 2 Большое значение придается положению барашка в бутылке. Если барашек твердо стоит на ногах на дне бутылки это означает, что автор работы находится в семье, в которой испытывает стабильность, устойчивость. Бутылка в может быть изображена как в горизонтальном так и в вертикальном положении. Направленность барашка к горлышку бутылки, может трактоваться, как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Возможен вариант: когда барашек находится в положении противоположном – спиной к горлышку бутылки и лицом к донышку, это трактуется, как не желание испытуемого покидать родительскую семью, наличие, наличие опасений связанных с самостоятельностью Следует обратить особое внимание на горлышко, сопоставить с размерами барашка. Соответствуют ли размеры барашка величине горлышка бутылки? Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или может барашек крупнее горлышка? А может ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки? Встречаются работы, в которых горлышко закрыто пробкой, это может трактоваться как проявление гиперопеки, автор работы ощущает себя под контролем со стороны родителей, все решения принимаются за него, и он явно не скоро будет готов к самостоятельности и отделению от родительской семьи. Когда внутреннее пространство бутылки украшается элементами интерьера, создается замкнутый уютный микроклимат, это свидетельствует о чрезмерной родительской опеки, и о том, что автор работы воспринимает такую опеку положительно. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают ребенка права на принятие самостоятельных решений и возможности представления жизни за пределами семьи, это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка. Когда бутылка надбита или разбита это может трактоваться как наличие психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье. Часто подростки рисуют бутылку и подписывают её названием алкогольного напитка, это может говорить о том что в данный момент подростка интересуют спиртные напитки, пребывает в состоянии построения своего отношения к алкоголю. В этот момент педагогам и психологам важно не упустить и провести необходимые воспитательные и коррекционные мероприятия. 1) Как чувствует себя барашек? Ответ: Ему нравится, что он в бутылке 2) Как чувствует себя бутылка? Ответ: Бутылка чувствует себя вполне комфортно 3) О чем мечтает барашек? Ответ: Что бы ему в бутылку кинули еще пару барашков, и ему тогда не будет одному скучно 4) О чем мечтает бутылка? Ответ: О том, что б ее открыли 5) Что тревожит барашка? Ответ: Ничего не тревожит 6) Что может тревожить бутылку? Ответ: Боится что ее откроют На рисунке изображен большой, роскошный барашек, упитанный, счастливый, довольный, что и характеризует самоощущение автора в окружении родительской семьи. Отсутствуют рожки, копыта – это может трактоваться как мягкость, послушание автора в отношениях с родителями, способность договариваться. Можно предположить, что в семье автора есть все самое необходимое ему для жизни в родительской семье. По ответам можно понять, что ему для полного счастья не хватает лишь компании, друзей, возможно брата или сестры. Барашка направлен к горлышку бутылки, к выходу, но размеры горлышка и пробка мешают ему. Наличие пробки трактуется как нежелание родителей, что бы ребенок отделился от семьи, также показатель чрезмерной опеки над ребенком. Еда и вода – это созданные родителями условия для комфортного пребывания в семье, и проявленное желание о том чтобы ребенок как можно дольше оставался в семье. Плавные формы бутылки могут говорить об близости к матери. Ответы на вопросы соответствуют диагностической информации согласно рисунку. Подростку и родительской семье удобно в таких условиях, всех устраивает положение взаимной привязанности, близости. Методика «Барашек в бутылке» является как проективной методикой так и арт - терапевтической. Цель методики: психотерапевтическая, диагностическая, коммуникативная; Диагностический материал, средства: рисунок, пострисуночный опрос, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация; Тема задания: ограниченна; Интерпретация результатов: интерпретация образов в строгом смысле не применяется Данная методика мне очень помогла как классному руководителю и педагогу. С ее помощью я смогла диагностировать и очень быстро составить психологическую характеристику группы, и сразу начать работу над существующими у каждого подростка проблемами. Методику эффективно проводить как с детьми, подростками, взрослыми, беременными. Всегда методика дает интересные и удивительные результаты, после которых не хочется останавливаться, ахочется оттачивать мастерство в понимании человеческих отношений и дальше.

Источник: интернет

Разместила: Чернявская Оксана Николаевна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)

Опубликовано на сайте: 20 ноября 2016, 1613 просмотров

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: