Стафилококки, срептококки, пневмококки

Стафилококки относятся к семейству Micrococcaceae, роду Staphylococcus,который включает три вида: S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus. Подавляющее большинство патогенных стафилококков принадлежит к виду S.aureus.  

Стафилококки обладают многообразными факторами патогенности,   которые способствуют проникновению, распространению в организме, противодействуют защитным реакциям и повреждают ткани организма

Для идентификации патогенных штаммов стафилококков от сапрофитических чаще всего определяют их способность образовывать плазмокоагулазу, вызывать гемолиз, ферментировать маннит в анаэробных условиях и вызывать некроз на коже кролика при дермонекротической пробе.  

Патогенные стрептококки – S. pyogenes и S. pneumoniae относятся к семейству Streptococcaceae, роду Streptococcus.  

Окончательную идентификацию S. pyogenes проводят по биохимическим и антигенным свойствам.

S.pneumonia устанавливают выявлением капсулы (реакция набухания капсулы по Найфельду, биопроба). Пневмококки в отличие от стрептококков ферментируют инулин, высокосувствительны к действию раствора желчи и оптохина.

Задача №1. У больного с обширной инфицированной раной для анализа было взято раневое отделяемое. Исследуемый материал засеяли на элективные плотные и жидкие среды. Через сутки в посеве на плотную среду обнаружили среднего размера желтоватые выпуклые колонии с ровными краями и блестящей поверхностью. В пробирках с бульоном образовалась равномерная муть. В окрашенных по Граму мазках из колоний обнаружили небольшие (по 2-3бактерии) группы шаровидных бактерий, окрасившихся в сине-фиолетовый цвет.

1)Какой метод диагностики был применен?

2)Какие элективные среды использовали?

3)К какой группе может быть отнесен выделенный возбудитель?

Задача №2. У больного, поступившего в урологическое отделение с высокой температурой, была взята для исследования моча, засеянная на кровяной агар и в сахарный бульон. Через сутки в посевах на плотную среду выявили небольшие выпуклые колонии с зоной гемолиза, в бульоне появился рост в виде скудного хлопьевидного осадка. Врач-бактериолог сделал вывод о стрептококковой инфекции.

1)Обоснованно ли такое заключение?

2)Какие методы нужно дополнительно использовать?

Задача №3. Вследствие небольшой травмы у больного на ноге возникло рожистое воспаление. Из анамнеза выяснилось, что он болен хроническим тонзилитом.

1)На основании каких микробиологических данных можно установить связь между рожистым воспалением и носительством стрептококка в зеве?

2)Какие исследования необходимо провести для решения этого вопроса?

3)Какие химиопрепараты необходимо назначить для лечения?

Задача №4. В родильном доме у новорожденных появились случаи пиодермии.

1)Каковы возможные причины этих заболеваний?

2)Какие материалы подлежать микробиологическому исследованию?

3)На основании каких данных могут быть проведены профилактические мероприятия и в чем они заключаются?

 

Задача №5. При бактериологическом исследовании мазков из мокроты больного с клиническим диагнозом пневмонии обнаружены грамположительные кокки.

1)Можно ли утверждать, что это возбудитель или необходимо провести дополнительные исследования?
      2)Какой метод нужно применить для окончательного решения вопроса о пневмококковой этиологии пневмонии, по каким признакам необходимо идентифицировать культуру?

Задача №6. У больного, обратившегося к врачу, множественные фурункулы в подмышечной впадине, высокая температура и явления общей интоксикации.

1)Какие микроорганизмы могут вызывать подобный процесс?

2)Какие микробиологические исследования необходимо провести?

3)Какой материал для исследования нужно взять?

4)Какие иммунобиологические препараты можно назначить для лечения?

Задача №7. У новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, держится упорная диарея. Из анамнеза известно, что мать страдает маститом, а брат болен скарлатиной.

1) Какова возможная причина этого расстройства?

2) Какой материал подлежит микробиологическому исследованию?

3) Какие микроорганизмы могут быть выделены?

4) Тактика врача.

Задача №8. Больной с первичной атакой ревматизма госпитализирован для обследования с целью выявления первичного очага стрептококковой инфекции организма.

1)Какой материал нужно подвергнуть исследованию и каким методом?

2)Каким методом можно оценить степень специфического проти-вострептококкового иммунитета?

Задача №9. Больной обратился к врачу с жалобами на внезапный подъем температуры, озноб, головную боль. До этого у него был панариций, который он лечил домашними средствами.

1) Какие микробиологические исследования следует провести для по­становки диагноза?

2) Какие лечебные препараты необходимо назначить больному?

Задача №10. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые его беспокоят периодически на протяжении нескольких лет. Врач обнаружил в зеве больного признаки хронического воспалительного процесса.

1)Как можно выделить возбудителя заболевания?

2)Какие бактерии могли вызвать такой процесс?

3)Какие химиотерапевтические препараты можно назначить больному? 

Задача №11. Больной с хронической стафилококковой инфекцией, которая осложнилась стафилококковым сепсисом, долго и безуспешно лечился различными антибиотиками и сульфаниламидами.

1)Почему данное лечение оказалось неэффективным?

2)Какими исследованиями можно проверить причину неэффективного лечения?

3)Какие специфические препараты можно рекомендовать для лечения больного в подобной ситуации?

Задача №12. У больного после чистой плановой операции из отделяемого послеоперационной раны выделена культура стафилококка.

1)Можно ли считать этот микроорганизм возбудителем нагноения осложнившего заживление раны?

2)Как это проверить?

3)Какие препараты нужно использовать для лечения?

Задача №13. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в кисти, увеличение подмышечных лимфоузлов. При осмотре обнаружен панариций дистальной фаланги II пальца левой руки.

1)Назовите предполагаемых возбудителей данного заболевания.

2)Какой материал для исследования нужно взять, как установить этиологию болезни?

3)Какие препараты нужно назначить?

Задача №14. В детском отделении родильного дома выявлены случаи гнойничковых поражений кожи у новорожденных.

1)Среди кого нужно искать источник инфекции?

2)Какие методы обследования применить?

3)Как установить идентичность культур стафилококка, выделенных из разных источников?

Задача №15. У больного, ослабленного ранее перенесенными заболеваниями, возникла вялотекущая форма фурункулеза.

1)Какова возможная причина этого заболевания?

2)Как установить идентичность культур стафилококка, выделенных из разных источников?

Задача№16. У пожилого пациента на фоне рецидивирующего фурункулеза наблюдается резкий подъем температуры до 38,6°С, озноб, тахикардия 100 ударов в минуту, лейкоцитоз 12*109/л, сдвиг лейкоцитарной формулы влево.

1)Поставить предварительный диагноз.

2)Какие лабораторные исследования нужно провести?

 

Задача №17. Пищевое отравление у группы рабочих было связано с употреблением в пищу булочек с кремом, купленных в буфете предприятия.

1)Какой материал подлежит исследованию?

2)Каков ход данного исследования? 

Задача №18. В одной из групп детского сада зарегистрирована вспышка скарлатины.

1)Как проверить наличие иммунитета к скарлатине у контактных детей?

2)Как установить источник инфекции?

3)Какие препараты следует назначить для лечения и профилактики скарлатины?

Задача №19. В одной группе детсада зарегистрирована вспышка скарлатины.

1)Как лабораторным путем доказать, что у детей скарлатина?

2)Какие методы проводятся для профилактики скарлатины?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: