Возбудители бактериальных респираторных инфекций: менингококки, возбудители дифтерии и коклюша

Менингококки относятся к семейству Neisseriaceae, роду Neisseria, патогенным представителем является N. meningitidis.

Менингококки – мелкие диплококки,   неподвижны, спор не образуют, грамотрицательны, капсула непостоянна, имеют пили.

По капсульным антигенам менингококки делятся на основные серогруппы А, В, С, D и дополнительные X, Y, Z,W-135,29Е, а по антигенам клеточной стенки - на серовары (1, 2, 3 и т.д.).  В носоглотке бактерии могут длительно существовать, не вызывая воспаления (носительство), но иногда становятся причиной назофарингита. Из носоглотки они могут попасть в кровяное русло (менингококкемия). Наиболее частым осложнением менингококкемии является менингит или менингоэнцефалит.  

  Возбудитель дифтерии – C. diphtheriae относится к роду Corynebacterium.        

Располагаются дифтерийная палочка нередко под углом друг к другу. Они не образуют спор, не имеют жгутиков, у многих штаммов выявляют микрокапсулу. Характерной особенностью С. diphtheriae является наличие на концах палочки зерен волютина.  С. diphtheriae – факультативный анаэроб. Растет на на элективной среде – свернутой сыворотке; на среде Клауберга. В зависимости от культуральных и ферментативных свойств различают 3 биологических варианта С. diphtheriae: gravis, mitis и intermedius.  

Возбудитель коклюша относится к роду Bordetella. В. pertussis – мелкая овоидная грамотрицательная палочка с закругленными концами. Спор и жгутиков не имеет, образует микрокапсулу.

 В. pertussis – строгий аэроб, оптимальная температура для роста 37ºС,  очень требовательна к питательным средам, растет на среде Борде.Жангу и казеиново-угольном агаре (КУА), образуя серовато-кремовые колонии.

Бордетеллы имеют О-антиген, состоящий из 14 компонентов (факторов). Фактор 1 является видоспецифическим для В.pertussis,  а фактор 7 является общим для всех бордетелл.

 

Задача №1. В клинику поступили двое больных с подозрением на менингит. При спинномозговой пункции у одного из них была получена мутная жидкость, а у другого – прозрачная.

1) У кого из больных предполагается менингококковый менингит?

2) Как это подтвердить?

Задача №2. В больницу поступил больной с высокой температурой и симптомами менингита. В мазке со слизистой зева микроскопически были обнаружены грамотрицательные диплококки. Врач поставил диагноз «Эпидемический цереброспинальный менингит».

1) Согласны ли вы с диагнозом?

2) Почему?

3) Как подтвердить диагноз?

Задача №3. Бактериолог, обнаружив на чашке с ристомициновым сывороточным агаром характерные для менингококков колонии, отсеял одну из них на сывороточный скошенный агар. Пробирки с ним, заготовленные впрок, хранились в теч. недели. Однако, после выдерживания в термостате при 370С, роста на скошенном агаре не оказалось. Почему?

Задача №4. Из зева больного подозрением на эпидемический менингит была выделена культура грамотрицательных диплококков, выросшая на сывороточном агаре при 370, на бессывороточном агаре при 370 и на сывороточном агаре при комнатной температуре / 220 /.

1)Патогенный менингококк ли это?

2)О каких микробах следует подумать в этом случае?

3)Что предпринять?

Задача №5. В одном из классов средней школы зарегистрированы заболевания дифтерией.

1)Как проверить наличие иммунитета к дифтерии у контактных школьников?

2)Как установить источник инфекции?

3)Какие препараты применяют для специфической профилактики дифтерии?

Задача №6. Больной поступил в стационар с предположительным диагнозом дифтерии зева.

1)Какой материал подлежит исследованию?

2)Какие экспресс-методы диагностики необходимо применить для решения вопроса о диагнозе?

3)Какой метод специфической терапии применить при подтверждении диагноза?

Задача №7. У больного ребенка в мазке из зева были обнаружены бактерии, напоминающие дифтерийные палочки.

1)Можно ли на основании этих данных поставить диагноз «дифтерия»?

2)Какие необходимо провести дополнительные исследования для проверки диагноза?

3)Какие препараты следует назначить для лечения больного?

Задача №8. В материале, полученном от больного, обнаружили грамположительные, расположенные под углом друг к другу, палочковидные бактерии с утолщенными концами.

1)Для каких патогенных микроорганизмов характерна подобная морфология?

2)Какие дополнительные методы окрашивания можно предложить для уточнения морфологических особенностей возбудителя?

3)Необходимо ли проведение дальнейшего исследования?

Задача №9. В больницу поступил мальчик 15 лет, в тяжелом состоянии, с диагнозом «дифтерия». Вместе с больным приехала его мать и 7-летняя сестра. Мать обеспокоена, т.к. ей в поликлинике сказали, что может заболеть и дочь, которую нужно срочно ревакцинировать.

1)Какой специфический препарат ввести больному?

2)С помощью какого метода исследования можно определить наличие иммунитета девочки к дифтерии?

3)Чем ревакцинировать девочку в случае необходимости?

Задача №10. При обследовании на дифтерийное носительство из зева воспитательницы детского сада выделили микроб, обладающий следующими свойствами: зерна волютина обнаруживаются у отдельных особей; сахарозу, глюкозу, крахмал не расщепляет; пробы на цистиназу и уреазу отрицательны. Назовите вид микроба.

Задача №11. В бактериологическую лабораторию поступил мазок с задней стенки глотки ребенка с подозрением на коклюш. После посева материала через24часа обнаружили средних размеров бесцветные (на МПА), серовато-кремовые (на КУА) и похожие на капельки ртути с небольшой зоной гемолиза (на среде Борде-Жангу) колонии. Среда КУА приобрела буро-коричневую окраску.

1)Какой микроорганизм вызвал заболевание?

2)Какие методы исследования следует провести, чтобы поставить окончательный диагноз?

Задача №12. При серологическом исследовании сыворотки крови больного ребенка с кашлем и насморком были обнаружены антитела к бактериям коклюша.

1)Можно ли на этом основании поставить диагноз «коклюш»?

2)Какие необходимо провести дополнительные исследования для подтверждения или отклонения этого диагноза?

Задача №13. При бактериоскопическом исследовании окрашенных по Граму мазков слизи из носоглотки больного морфологически специфичных микроорганизмов не было обнаружено. Так как состояние больного ухудшилось, повторно взятую мокроту засеяли на среду Борде-Жангу. На среде Борде-Жангу через 36 часов мелкие колонии с ртутным блеском.

1)Какие микроорганизмы являются вероятными возбудителями заболевания?

2)Какова дальнейшая тактика врача-бактериолога?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: