Методические рекомендации по подготовке доклада

Алгоритм создания доклада:

1 этап – определение темы доклада

2 этап – определение цели доклада

3 этап − подробное раскрытие информации

4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.

 

Методические рекомендации по подготовке к сдаче зачета

Основным источником подготовки к зачету является рекомендуемая литература и конспекты лекций. Следует точно запоминать термины и категории, поскольку в их определениях содержатся признаки, позволяющие уяснить их сущность и отличить эти понятия от других.

Зачет проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Содержание билетов охватывает весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель, принимающий зачет, может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.

При подготовке к ответу на зачете студенту рекомендуется составить план ответа на каждый вопрос. Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней

 

II. Планы практических занятий

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита (2 часа)

План

1. Литосферные опасности.

2. Гидросферные опасности.

3. Атмосферные опасности.

4. Космические опасности.

Литература: [2, с. 129-170]; [3, с. 92-114].

      

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение ЧС природного характера.

2. Отметьте общие закономерности природных опасностей

3. Что относят к природным опасностям.

4. Меры защиты от ЧС природного характера.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. ЧС геофизического, характера (землетрясения, извержения вулканов).

2. ЧС геологического характера (сели, оползни, обвалы, ла­вины и т.д.).

3. ЧС метеорологического и агрометеорологического ха­рактера (ураганы, бури, смерчи, сильные морозы, жара, дожди и т.д.).

4. ЧС морского гидрологического характера (цунами, циклоны и т.д.).

5. ЧС гидрологического характера (наводнения, половодья, зато­ры, зажоры и т.д.);

 

Тема 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий (2 часа)

План

1. Понятие о техносфере. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их поражающих факторов.

2. Аварии на авиационном, водном, железнодорожном, городском транспорте.

3. Аварии с выбросом химически опасных веществ.

4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

5. Аварии на гидротехнических сооружениях.

Литература: [2, с. 192-276]; [3, с. 114-134].

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их поражающих факторов.

2. Изложите правила поведения пассажиров на транспорте.

3. Классификация АХОВ по степени опасности.

4. Классификация ХОО по степени воздействия на организм.

5. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

6. Дозиметрические величины и единицы их измерения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Лазерное излучение. Какие бывают лазеры по характеру излучения.

2. Энергетическая освещенность и энергетическая экспозиция лазерного излучения.

3. Инфракрасное излучение.

4. Ультрафиолетовое излучение.

5. Ионизирующее излучение.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий

План

1. Сущность, содержание классификация чрезвычайных ситуаций социального характера.

2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера.

3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения.

Литература: [2, с. 119-129]; [3, с. 82-86].

Вопросы для самоконтроля:

1. Классификация социальных опасностей. Приведите примеры социальных опасностей.

2. Укажите виды социальных опасностей, связанные с психическим воздействием и с физическим насилием.

3. Факторы риска, механизм их действия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Причины деструктивного поведения.

2. Безработица. Политика государства в сфере занятости населения.

3. Экономическая и психологическая защита.

Тема 5. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации

План

1. Национальная безопасность, ее сущность, содержание, современные проблемы.

2. Локальные войны и региональные вооруженные конфликты.

3. Экстремизм, терроризм, массовые беспорядки.

4. Этнополитические процессы.

5. Религиозные аспекты безопасности.

Литература: [3, с. 20-33].

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое конфликт и вооруженный конфликт.

2. Предпосылки региональных вооруженных конфликтов.

3. Разновидности экстремизма

4. Подростковые протестные движения и их характеристика.

5. Чем объясняется политическая обусловленность современного терроризма.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить Концепцию национальной безопасности Российской Федерации.

Тема 6. Террорология

План

1. Современный терроризм: истоки и характерные черты.

2. Особенности терроризма в России.

3. Психологические портреты террориста и его жертвы.

4. Социально-психологическая защита от терроризма.

 

Литература: [3, с. 5-18].

Вопросы для самоконтроля:

1. Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами.

2. Политические, экономические, социокультурные и психологические истоки и корни терроризма.

Задания для самостоятельной работы:

1. Основные национальные и международные законодательные акты по борьбе с терроризмом.

2. Анализ специфики национально-этнического и религиозного аспектов противодействия терроризму.  

Тема 7. Гражданская оборона и ее задачи

План

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта.

3. Мероприятия по гражданской обороне

 

Литература: [2, с. 392-415]; [3, с. 60-66].

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные принципы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

2. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

3. Основные способы и средства защиты населения в ЧС.

4. Оповещение населения.

5. Использование средств индивидуальной защиты.

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

2. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвы­чайных ситуаций.

3. Социальная защита пострадавших в чрезвы­чайных ситуациях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: