Художественный образ. Художественное время и пространство

Определения

» Художественный образ – форма отражения действительности в искусстве;  любое явление, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении

» Система персонажей – это способ выражения идейного и художественного замысла автора.

» Художественное время – время, изображённое автором в литературном произведении; одна из форм бытия и мышления

» Художественное пространство – пространство, изображенное автором в литературном произведении; одна из форм бытия и мышления; топос (место). В котором размещаются персонажи и происходит действие.

» Пространство художественного произведения –это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие.

» Хронотоп – единство художественного времени и пространства.

Объяснения и примеры

Художественный образ

 

Приёмы создания художественного образа человека

Приёмы создания портрета персонажа:

Приём Пример
Портрет-описание (внешние черты) Ленский в “Евгении Онегине”
Портрет-сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) Татьяна и Ольга в “Евгении Онегине”
Портрет лаконичный, краткий Феб в “Соборе парижской богоматери”
Портрет подробный и детализированный Дон-Кихот и Санчо Панса
Портрет психологический Печорин в “Герое нашего времени”
Портрет стический – без развития и изменений, с постоянными, статичными деталями Портреты помещиков в “Мёртвых душах”
Портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем Образ Наташи Ростовой

Виды образов – персонажей:

Вид Пояснение
Образ – персонаж или действующее лицо Эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас
Литературный характер Это совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека, собранных в одном образе личности в литературном произведении.
Тип, или типический характер Это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.
Герой Это только положительный типический характер

Особенности системы персонажей в разных творческих методах:

Метод Пояснение
Классицизм Распределял героев на положительных и отрицательных, почти схематичных и однозначных
Романтизм Отражал глубоко и полнокровно только главных, необыкновенных персонажей в необыкновенных обстоятельствах. А все остальные персонажи были второстепенными, они служили раскрытию главных персонажей.
Реализм Создал сложную систему взаимоотношений разных равнозначных образов персонажей, скрещение седеб, их противопоставление, антогонизм, параллелизм, наличие персонажей-двойников и т.п.

Способы создания образов-персонажей:

∆ Исторический прототип (Очерк Горького “Ленин”)

∆ Автор-прототип (Островский, “Как закалялась сталь”)

∆ Синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте (“Женитьба” Гоголя)

∆ “Первый встречный” как прототип (Тургенев видел свои образы, но без лиц, пока не встретил “лицо”)

Художественное время

Автор может “расстягивать”, “замедлять” время, “свернуть” его до ремарки (например, “прошлого года”) или вовсе “остановить” (для лирических отступлений)

Пример

Временная организация в произведении несёт определённую смысловую нагрузку. Например, нарушение хронологии в “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в “Записках сумашедшего” Н.В. Гоголя служат определённым художественным целям (постепенное раскрытие характера главного героя, создание стереоскопического образа в первом случае и имитация автором речи и мышления душевнобольного человека во втором).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: