Ной литературы.
Пример
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» организован как «рассказ в рассказе».
Этот формальный приём помогает нам увидеть содержание под другим
углом: следя за историей любви Вареньки и Ивана Васильевича, мы всё
время помним, что эту историю Иван Васильевич пронёс через всю
жизнь, а значит, в ней есть нечто очень важное. Когда Иван Васильевич
описывает наказание солдата, в котором участвует отец Вареньки, нам
становится ясно, почему главный герой рассказа на всю жизнь остался
холостым.
Литература и современность. Во все времена художественная литература была тесно связана с жизнью общества, с его актуальными проблемами. Лексика, используемая в литературном произведении, описанные в нём события, типические персонажи, бытовые реалии — всё это является срезом человеческого общества в определённый временной период.
Пример
Трагическая история Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» не только вызывает у нас острые переживания, но и знакомит с общественными реалиями того времени: крепостным строем, положением крепостных, самодурством привилегированного сословия..
|
|
Литература вмещает весь общественно-исторический опыт постижения мира. В процессе знакомства с литературой мы можем не только решить актуальные для нас проблемы, но и почувствовать связь между поколениями: жизнь всех наших предков отражена в литературе.
В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание.
Функции литературы. С уверенностью можно сказать, что литература
лидирует среди прочих видов искусств в плане значимости для человека. И функций у литературы сразу несколько:
• познавательная (изучение окружающего мира);
• эстетическая (развитие чувства прекрасного);
• эвристическая (творческое решение вопросов, поставленных
в художественной литературе);
• коммуникативная (общение читателя с автором посредством
прочтения литературного произведения);
• гедонистическая (получение наслаждения от процесса чтения);
• воспитательная (восприятие идеалов гуманизма и стремление
следовать им).
Таким образом, литература становится одновременно инструментом развития человека и источником его удовольствия.
Фольклор. Жанры фольклора.
Определения
» Фольклор – устное народное творчество.
Объяснения и примеры
Предшественником литературы был фольклор — устное народное творчество. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства.
|
|
Пример
Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.
Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа.
Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих
вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо:все они достойны внимания.
Род | Жанр | Характеристика | Пример | |
Эпический | Былина | Народная эпическая песня о богатырях и народных героях. Повествовалась нараспев Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка. Былинные циклы: новгородский (герои – Садко, Василий Буслаев), киевский (герои – Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец) | 1) Илья Муромец и Соловей-разбойник 2)Вольга и Микула Селянович 3) Садко 4) Алёша Попович и Тугарин Змей | |
Историческая песня | Небольшое лиро-эпическое произведение, посвященное историческому событию. Похоже на были- ну, но меньше по объему и более правдиво. | 1) Авдотья Рязаночка 2) Взятие Казани 3) Казань стрельцов | ||
Сказка | Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел | |||
Волшебные | Очевидно наличие чуда, волшебства – волшебных персонажей и предметов | 1) Царевна-лягушка 2) Василиса Премудрая | ||
О животных | Присутствует борьба зверей между собой или человека со зверем, при этом конфликты отображают реальные жизненные отношения. | 1) Мужик и медведь 2) Коза-дереза 3) Петушок-золотой гребешок | ||
Бытовые | Повествуют о событиях повседневной жизни. Фантастических образов в них нет, действуют реальные герои: солдат, купец… | 1) Чего на свете не бывает… 2) «Дочь-семилетка | ||
Предание | Эпический рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях прошлого. Основывается на рассказах очевидцев, сближается со сказкой и легендой. | 1) Предания о Петре Первом 2)Повести временных лет | ||
Легенда | Устный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ (отличие от предания), воспринимаемый как достоверный. Совмещает эле- менты сказки и мифа. Тематические группы: Ø Мифологические Ø Исторические Ø Апокрифические (церковно-религиозного содержания) | 1) Илья-пророк и Никола 2) О Ное Праведном | ||
Сказ | Повествование о со- временных или недавних событиях от лица рассказчика. | 1) Еремеево слово 2) Артёмов ключ | ||
Пословица | Малая форма народного поэтического творчества, представляет собой сжатое, образное изречение с поучи- тельным смыслом, выражающее обобщённую мысль. | 1)Лес рубят – щепки летят. 2)Не в свои сани не садись | ||
Поговорка | Малая форма народного поэтического творчества. Краткое выражение, дающее эмоционально-экспрессивную оценку событию, поступку, человеку. | 1)Надоел как горькая редька 2)Свалился как снег на голову |
Лирический | Обрядовая поэзия | Поэзия, сопровождающая определенный обряд. | |||
Семейные | Сопровождает знаменательные моменты в жизни человека: рождение, крещение, свадьбу, похороны. Одним из жанров обрядового семейного фольклора являются причитания
| ||||
Календарные | Песни, которые исполнялись во время календарных праздников: Ø Колядки Ø Подблюдные песни Ø Веснянки Ø Купальские Ø Жнивые | 1)Завью венки (песня для «зелёных святок») | |||
Причитания | Песни о горе, вызванном разлукой с родным человеком или его смертью | 1)Плачь невесты 2)Причитание по отцу | |||
Семейные песни | Грустные песни о сложностях в семейной жизни (герои – муж, жена, свекровь…) | 1)На улице воробушек 2)Лучинушка | |||
Любовные песни | Песни о влюбленных | 1)Миленький ты мой… | |||
Частушки | Короткие смешные песенки, исполняющиеся в учащенном ритме | 1)Ой, маменька, тошно… | |||
Малые фольклорные жанры | Детский фольклор | Материнский – созданный для детей: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки | Баю-баюшки-баю, не ложися на краю… | ||
Детский – созданный детьми Ø Игровой (считалки, молчанки) Ø Неигровой (Дразнилки, мирилки) Ø Детская мифология (Страшилки) | |||||
Бытовой Фольклор | Ø Заклички – обращения к явлениям природы Ø Приговорки – обращения к живым существам | ||||
Потешный фольклор | Ø Поддевки – забавы, основанные на игре слов Ø Скороговорки – фразы для разработки речевого аппарата Ø Загадки – иносказательное описание предмета, название которого надо угадать |
Драматический | Народный театр | Раёк | Потешная панорама, зрелищное действо. Раёк – небольшой ящик с отверстиями в передней стенке, через которые показывались картинки преимущественно религиозного характера | |||
Вертеп | Народный кукольный рождественский театр. В переносном двухэтажном ящике («вертепе») разыгрывались сюжеты рождения Иисуса Христа. | |||||
Театр Петрушки | Шутовское кукольное представление с Петрушкой. Петрушка – шут, остряк в красном кофтане и колпаке. Театр состоял из складной лёгкой ширмы, набора кукол, шарманки и скрипки. | |||||
Народная драма | Произведения со сценическими элементами. | 1)Царь Максимильян | ||||
Живого актера | ||||||
Игры |
| |||||
Обряды |
| |||||
|