Развитие художественных промыслов и ремесел

Ручные ремесла и художественные промыслы — самостоятельная отрасль декоративно-прикладного искусства

Ремесло — вид профессиональных занятий, при котором основным содержанием деятельности является изготовление изделий ручным кустарным способом. Работа ремесленника может и не содержать творческого компонента, если технология отработана, освоена, он может работать стереотипно, по шаблону.

Промысел —мелкое ремесленное производство, специализирующееся на отдельных видах занятий. В зависимости от художественного уровня выпускаемых видов продукции промыслы бывают:

- кустарные (изготовление бытовых предметов широкого назначения, занятие хозяйственной деятельностью);

- художественные (выпуск сувенирной продукции, уникальных предметов декоративно-прикладного искусства).

Первым этапом развития ручных ремесел на территории Беларуси было искусство каменного века, то есть того периода, когда человечество пользовалось каменными орудиями труда. Искусство палеолита в верховьях Днепра и его притоков представлено главным образом поделками из костей мамонта и мягких пород камня (изображения людей, животных, различные украшения). Эти экспонаты были найдены при раскопках на стоянках Елисеевичи, Мезин, Пушкари. Изучение памятников искусства палеолита дает основание сделать вывод о зарождении в период палеолита трех основных видов изобразительного искусства — скульптуры, графики, живописи, а также простейших ручных ремесел. Базой возникновения, существования и развития ремесел явилось домашнее производство, удовлетворявшее в условиях натурального хозяйства нужды населения. Художественные промыслы возникли с развитием товарно-денежных отношений, преимущественно там, где малоземелье и расслоение крестьянства приводили к поискам дополнительных заработков. Сельские и городские ремесленники занимались изготовлением художественных изделий, которые сбывались через скупщиков или посредников. Народное искусство того времени носило прикладной характер. Оно не знало таких изделий, которые служили бы только эстетическим целям.

Зарождение классового феодального общества во второй половине 1 века н.э. характеризовалось тем, что единое народное искусство расщепилось на искусство, бытовавшее среди крестьян и ремесленников, и искусство, призванное удовлетворять запросы господствующих классов.

В 11-13 веках наметилось деление искусства на профессиональное и народное. Поскольку усложнялись ремесла для того, чтобы заниматься архитектурой, живописью, художественной отделкой материалов необходимо было овладеть мастерством, освоить ту систему знаний, тот опыт, которые накопились за тысячелетия развития этих видов искусства. Постичь их опытным путем было невозможно, поэтому требовалась систематическая, углубленная подготовка — то, что называется профессиональным образованием.

В 14-16 веках ремесленное художественное производство развивалось на основе достижений искусства Киевской Руси. — это проявлялось в том, что существовали одни и те же виды ремесел, приемы и техника работы (скульптурная резьба по камню, художественная обработка дерева, кости, ювелирное искусство).

Бурный расцвет ремесел отмечается с 16 века. Растут города, где скапливается много купцов и ремесленников, растущий спрос на изделия активизирует производство и обмен. Относительная самостоятельность городов способствует быстрому росту в них ремесел и торговли. В Минске в то время насчитывалось примерно 36 видов ремесел. При этом улучшалось и качество предметов ремесленного производства, ремесла расщеплялись на более узкие ветви, удалось наладить регулярное производство необходимых изделий не только для местного рынка, но и для вывоза за пределы городов и государства.

Увеличение числа ремесленников вызвало потребность в специализированных профессиональных объединениях. Уже в 15 веке в Беларуси возникают первые такие объединения — цехи со своими уставами и привилегиями. Развитие цехов способствовало совершенствованию ремесленного производства. В 17 веке в Могилеве цеховые организации насчитывали более 80 ремесел и специальностей. Широко развивалось мануфактурное производство (стекольные мануфактуры в Налибоках и Уречье). Возникает производство гобеленов, поясов, сукна, изделий из фаянса, кожи.

Но с развитием промышленности при все еще значительном объеме кустарные промыслы деградировали и гибли под натиском фабричных товаров широкого потребления. В 19 веке промыслы переходят на выпуск дешевой продукции, так как рынок был насыщен фабричными товарами. Народное искусство в целом становилось более декоративным. Многие предметы народного быта, утрачивая с течением времени практическое назначение, продолжали жить уже в другом качестве — как произведения декоративного искусства, хранящие национальные традиции своего народа.

Активизации ремесленного производства, улучшению качества выпускаемых изделий способствовала выставочная деятельность. Лучшие произведения ремесленного прикладного и декоративного искусства демонстрировались на выставках внутри республики и за ее пределами. Так в 1919 году в Бобруйске проходила Государственная выставка ремесленников и художников, на которой были широко представлены изделия народных промыслов и ремесел. На Международной выставке в Париже в 1923 году работы народных мастеров (роспись, ковры, кружева) заняли достойное место и были высоко оценены гостями выставки. В 1925 году прошла Всебелорусская художественная выставка, где широко было представлено творчество народных мастеров по всем направлениям.

Существенным фактором развития художественных промыслов явился экспорт кустарных изделий за границу, начавшийся с 1920 года. В это время сбыт внутри страны был невелик из-за внутренних войн и разрухи, а экспорт изделий за границу давал работу. обеспечивал заработок, сохранял традиции народных промыслов. Однако работа художников на экспорт имела свою специфику — в изделиях терялись народные традиции, зато ярче проявлялись индивидуальный художественный почерк и особенности личности автора.

Развитию и охране народного искусства содействовало открытие Домов народного творчества. В 1938 году организован Белхудпромсоюз, который объединил работу всех народных художественных промыслов республики.

Расширение экспорта, потребность в кадрах привели к широкому развитию профтехобразования. Стали открываться училища народного декоративно-прикладного искусства

В настоящее время основной целью народных промыслов является сохранение и развитие художественных традиций определенных регионов, создание произведений, соответствующих высоким требований. Сегодня промыслы существуют как Ассоциация фабрик художественных изделий, где практикуют две формы сотрудничества: надомничество и работа в цехах. В рамках художественных промыслов традиционное народное искусство получает дальнейшее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: