Наиболее сложная и развитая форма научного знания – теория –
дает целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Это целостная развивающаяся система знания, имеющая сложную структуру: исходные основания, идеализированные объекты, правила и способы доказательства, установки и ценностные факторы, совокупность законов и утверждений как результат. Теории бывают разной степени общности.
Основные функции теории:
- синтетическая функция, т.е. объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;
- объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, связей изучаемого явления, его существенных характеристик, законов и т.д.;
- методологическая функция – на базе теории формулируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности;
- прогностическая функция – функция предвидения;
- практическая функция – применение знаний на практике и подтверждение теории.
Психологические теории имеют свою специфическую структуру, которую можно рассматривать в различных аспектах. Так, И. Лакатос выделяет в теориях «жесткое ядро» и «защитный пояс». Такое видение структуры укладывается в естественно-научную парадигму. В гуманитарных науках из-за меньшей степени логической соотнесенности компонентов теории слишком велика размытость границ между центром и периферией. Поэтому ученые высказывают мысль о специфике гуманитарных теорий.
В рамках большинства психологических теорий можно выделить три области: центральную, периферическую и неявную. К центральной относятся: общий образ психической реальности, центральная категория, набор основных понятий, система отношений между ними, базовые утверждения. Так, в бихевиоризме центральная категория – поведение, в когнитивной психологии – образ, в психоанализе – мотив.
В периферической области выделяют эмпирическую и теоретическую составляющую. Теоретический включает вспомогательные утверждения и систему их аргументации. Эмпирический содержит подкрепляющий теорию фактический материал или обыденные наблюдения.
В область неявного знания попадает все то, что относится к личности исследователя: личностное знание ученого, эмоционально-личностный опыт, неформализуемые положения теории. Интуиция, личностные установки. Кроме того, сюда же относится и надличностный компонент: групповое знание, коллективные эмоции, групповые образцы поведения.
Одной из самых сложных задач любой теории является выведение закономерностей или законов.
Закон – это устойчивая связь между явлениями и процессами. Эта связь является:
- объективной;
- существенной;
- необходимой;
- внутренней;
- повторяющейся, устойчивой.
Формулировка законов непосредственно относится к системе теоретических конструктов (абстрактных объектов), т.е. таких, которые в упрощенном виде представляют объективную реальность. В каждой науке идеальные, теоретические модели выступают существенной характеристикой структуры любой теории, ключевым элементом которой является закон.






