Теоретическая модель как понятийное построение, отображающее явления психики

Тема5. Структура и форма психологического знания

1. Структура научного знания.

2. Мнение как результат интуитивного порождения знаний о психике.

3. Теоретическая модель как понятийное построение, отображающее явления психики.

4. Теория – логически связанная система теоретических моделей, относимая к определенной области психики.

1. Структура научного знания

  Научное познание опирается на непосредственно чувственные данные восприятия исследуемых явлений и на рациональные формы фиксирования объектов и явлений с их последующим объяснением. Рациональные знания фиксируются с помощью языка и различных символьно-знаковых систем. Вследствие этого научные знания приобретают общественный, обобщенный и конвенциальный характер. В качестве результатов научного познания выступают:

- факты как результат эмпирического научного познания;

- теории – результаты построения научных объяснений.

  Научные факты представляют собой область описательных научных знаний, они непосредственно наблюдаются и регистрируются с помощью специальных средств. Научный факт является элементом логической структуры конкретной системы научного знания и несет в себе теоретическую нагрузку, обладая относительной самостоятельностью и выполняя функцию подтверждения теории.

  Научная теория – это наиболее обобщенная форма научного знания, внутренне непротиворечивая, логически связанная. Теории можно различать в зависимости от способа построения. В этом случае выделяют: аксиоматические теории (построены на ряде не требующих доказательств аксиом, например, в математике); индуктивные теории (строятся на эмпирических обобщениях и абстракциях, между которыми устанавливаются определенные связи); гипотетико-дедуктивные (строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объяснения фактов и явлений).

  Следует отметить, что переход от сбора и систематизации фактов к их теоретическому обобщению и объяснению – процесс достаточно длительный и сложный. Чтобы описать и понять его, необходимо рассмотреть целый ряд элементов, входящих в систему научного знания.

Мнение как результат интуитивного порождения знаний о психике

  Исследовательский поиск относится к разряду явлений, обозначаемых в психологии как «поведение, направленное на решение проблемы». Одни психологи полагали, что решение достигается путем «проб и ошибок и случайного успеха», другие – мгновенной перестройкой «поля восприятия» (так называемый инсайт), третьи – неожиданной догадкой в виде «ага-переживаний», четвертые – скрытой работой подсознания (особенно во сне), пятые – «боковым зрением» и т.д. В любом случае результатом поиска выступает психологическое знание, которое как и всякое научное знание имеет различные уровни и масштабы оформления. Формы мышления – способы отражения действительности: понятия, суждения, умозаключения, категории. На их основе строятся более сложные формы рационального познания – проблемы, гипотезы, теории.

  Одной из форм является мнение, которое рассматривается как результат суждения и умозаключения. Мнение – это описание проблем или явлений, предложенное как возможное, причем его доказательность для других в рамках принятых норм отсутствует или не считается исчерпывающим.

  Близким научным понятием является концепция (от лат. conceptio — понимание, система) -  определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

   Большую популярность приобрело представление об интуиции как особом познавательном акте, получаемом из недр психики субъекта. Интуиция – это мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.

  По мере осуществления познавательной деятельности, данный процесс проходит ряд этапов: возникновение проблемы (проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком); выдвижение гипотез (гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов и нуждается в доказательстве); определение предмета исследования; постановка цели и задач исследования.

 

Теоретическая модель как понятийное построение, отображающее явления психики

   В процессе познания исследователь на основе мысленного эксперимента оперирует моделями. Модель – это мысленно представляемая или материально реализуемая система переменных, которая отображает исследуемую реальность и способна замещать ее так, что ее изучение дает новую информацию об изучаемых зависимостях. Идеалная модель по сути является знаковой и называется таковой, т.к. ее компоненты связаны с элементами оригинала только формально, не находясь с ними в отношении подобия.

  Любая модель в психологии замещает психическую реальность в упрощенной, схематичной форме (модель принятия решений, модель мотивации, модель психического реагирования) и выстраивается на основе принципа редукционизма. Результатом теоретического моделирования выступает идеальная модель – абстракция, при помощи которой выделяются существенные стороны моделируемого объекта и отбрасываются несущественные. Мысленное моделирование может как предварять, так и завершать сбор эмпирических данных.

  Итак, при традиционном понимании модель рассматривается как воспроизводящая те или иные свойства психологической реальности в упрощенной, схематичной форме. Обычно такое понимание модели у теорий «среднего уровня», которые претендуют на формализацию представлений об исследуемых психологических зависимостях. Например, модели селективного внимания Д.Бродбента или А.Трейсман, модель мотивационной регуляции выбора целей Дж. Аткоинсона, модели принятия решений А.Тверского-Д.Канемана и т.д. Научная теория при этом выполняет аналитическую функцию прояснения структурно функциональных связей между переменными, учтенными в модели. Экспериментальная проверка следствий из этих моделей строится посредством выдвижения казуальных гипотез о том, что какая-то переменная может рассматриваться как причинно-действующая (в рамках заданной экспериментальной модели).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: