Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
На Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Глава 6
Кор.6:1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
Кор.6:2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Кор.6:3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение.
Кор.6:4. Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах,
В тесных обстоятельствах,
Кор.6:5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
Кор.6:6. в чистоте. в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
Кор.6:7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
Кор.6:8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах, нас почитают обманщиками, но мы верны,
Кор.6:9. мы неизвестны, но нас узнают. Нас почитают умершими, но вот, мы живы,
Нас наказывают, но мы не умираем,
Кор.6:10. нас огорчают, а мы всегда радуемся, мы нищи, но многих обогащаем,
Мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Кор.6:11. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
Кор.6:12. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
Кор.6:13. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.
2Кор.6:14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо:(έτεροζυγοΰντες) с неверными.
Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Кор.6:15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Кор.6:16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго,
Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Кор.6:17. И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас,
Кор.6:18. и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Кор.6:1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
Мы говорит, споспешествуем и вам и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. "Умоляем" вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, дабы вы не вотще приняли благодать Божию. Ибо что пользы – получить свободу от грехов благодатью Божией, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится тщетной. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь.
Кор.6:2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.
Кор.6:3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение.
Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода – не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.
Кор.6:4. Но во всем являем себя, как служители Божии,
Это гораздо выше: не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал: показываем себя, но «являем себя», то есть на деле показываем себя таковыми.
В великом терпении,
Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть чрез терпение, и не просто чрез терпение, но чрез «великое терпение». Ибо недостаточно перенести одну какую-нибудь беду или две, но должно терпеть до конца.
В бедствиях, в нуждах,
Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия.
В тесных обстоятельствах,
Этим словом означается голод или просто искушения.
Кор.6:5. под ударами, в темницах,
И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.
В изгнаниях,
То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.
В трудах, в бдениях, в постах,
Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.
Кор.6:6. в чистоте.
Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь.
В благоразумии,
То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.
В великодушии, в благости,
Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отовсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует.
В Духе Святом,
Показывает, как он сделал все это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святого. Здесь разумеются также и дары духовные, ибо ими доказываем, что мы служители Божии, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания «в Духе Святом», то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им, как должно. Но Павел не таков.
В нелицемерной любви,
Вот источник всех благ, вот причина, посему пребыл в нем Дух.
Кор.6:7. в слове истины,
То есть не извращая слова Божия.
В силе Божией,
Ничего, говорит, нет моего, но все это совершилось в силе Божией, или в знамениях и чудесах и в наказующей и благодеющей силе.
с оружием правды в правой и левой руке,
Оружия правды в левой руке означают все прискорбное, а в правой – все ограждающее и поставляющее нас в безопасность. В левой руке – скорбные, по мнению многих, ибо и Господь повелел молиться и о том, чтобы не впасть в искушение, а в правой – радостные. Итак, Павел в том и в другом показал себя безукоризненным, не падая духом в скорбях, и не превозносясь в радостях, но все это делая оружием правды.