Тема: Глагол как часть речи. Спряжение глагола

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Курс: Первый

Группа:

1В-2

Номер урока

(пара)

№ 71
Специальность-квалификация:

1513000 Ветеринария

Наименование модуля:

Русский язык и литература

Тема урока:

Глагол как часть речи. Спряжение глагола.

 

Дата:

«14» апреля 20 20 г.

Продолжительность:

2 часа (90 мин)

Место проведения:

Кабинет № 414

Цель урока:

 Изучить основные сведения о глаголе как о части речи;

Задачи урока:

 Образовательная:  познакомить с морфологическими признаками глагола; систематизировать знания о правописании глаголов; формировать представление о роли и употреблении глаголов в речи.

Развивающая:    Развивать умение работать со словом.

Воспитательная:  Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности.

Ожидаемые результаты:

Расширение представления обучающихся о частях речи. Уметь находить глаголы; определять их грамматические признаки.

Тип урока:

комбинированный

Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:

исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Необходимое оборудование и приборы:

Компьютер, сеть интернет.

Дополнительные источники (литература)

. И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г

, https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki

Контактная информация преподавателя:

Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна

 

Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai

                 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
1 2 3 4 5
1. Организационный этап 3 мин Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания 20 мин Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Местоимение. Разряды местоимений. Проверяют домашнее задание. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 5мин. Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. тетради. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
4. Формирование новых знаний и способов деятельности 30 мин Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Глагол как часть речи. Спражение глагола. Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
5. Первичная проверка понимания изученного материала 10 мин Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления.  Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 15 мин Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
7. Применение знаний и способов деятельности В течение урока. Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
8. Обобщение и систематизация знаний 10 мин Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности 5 мин Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовые работы.
10. Коррекция знаний и способов деятельности 5 мин Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовят дополнительные сведения по теме.
11. Информирование о домашнем задании 3 мин. Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. Записывают домашнее задание. доклады, сообщения.   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
12. Подведение итогов занятия и рефлексия 2 мин Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. Рефлексия   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,

 

Сабақ барысы

ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Ак туализация знаний учащихся.

Тест по теме "Правописание местоимений"

 

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

 

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала Глагол как часть речи. Спряжение глаголов.

Прочитайте притчу: Спросили как-то мудреца, какой миг самый прекрасный, какой человек самый близкий и что в жизни самое ценное?

- А вы как думаете?

     Мудрец, долго не думая ответил: «Самое прекрасное – это настоящее, потому что прошлое уже не вернуть, а будущее еще не наступило. Самый близкий – это тот, кто находится рядом, а самое ценное в жизни – это отдавать, потому что только это делает тебя счастливым»

 

I.Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Начальная форма глаголаинфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?

Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти     (не являются основой слова).

У глаголов, оканчивающихся на –чь,  - чь входит в состав корня.

Кроме суффиксов – ть, - ти, в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-,-е-,-ова-,

-ну- и др.

II. Признаки глагола:

1) Общее грамматическое значение глагола – это действие.

2) Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

3) Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Частица не пишется с глаголами раздельно: не шуметь, не читал, не поеду.

Не пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без не: ненавидеть, (мне) нездоровится.

III. Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): сказать. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить.

IV. Времена глагола.

Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): лете л и. Изменяется по родам и числам.

Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса – л-: пе-ть – пе-л.

 Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса – л- (нести - нёс).

Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида: вез-у,пил-ю.

Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): вернусь. Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочита-ю.

Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать – буду читать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам – спрягаются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: