ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | ||||||||||
Курс: | Первый | Группа: | 1В-2 | Номер урока (пара) | № 71 | |||||
Специальность-квалификация: | 1513000 Ветеринария | |||||||||
Наименование модуля: | Русский язык и литература | |||||||||
Тема урока: | Глагол как часть речи. Спряжение глагола.
| |||||||||
Дата: | «14» апреля 20 20 г. | Продолжительность: | 2 часа (90 мин) | |||||||
Место проведения: | Кабинет № 414 | |||||||||
Цель урока: | Изучить основные сведения о глаголе как о части речи; | |||||||||
Задачи урока: | Образовательная: познакомить с морфологическими признаками глагола; систематизировать знания о правописании глаголов; формировать представление о роли и употреблении глаголов в речи. Развивающая: Развивать умение работать со словом. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности. | |||||||||
Ожидаемые результаты: | Расширение представления обучающихся о частях речи. Уметь находить глаголы; определять их грамматические признаки. | |||||||||
Тип урока: | комбинированный | |||||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
| ||||||||||
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. | ||||||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Компьютер, сеть интернет. | |||||||||
Дополнительные источники (литература) | . И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г , https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki | |||||||||
Контактная информация преподавателя: | ||||||||||
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна
| Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai | |||||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационный этап | 3 мин | Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. | Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | 20 мин | Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Местоимение. Разряды местоимений. | Проверяют домашнее задание. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 5мин. | Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. | Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. | тетради. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | 30 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Глагол как часть речи. Спражение глагола. | Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | 10 мин | Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. | Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | 15 мин | Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. | Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
7. Применение знаний и способов деятельности | В течение урока. | Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. | Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
8. Обобщение и систематизация знаний | 10 мин | Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. | Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности | 5 мин | Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовые работы. |
10. Коррекция знаний и способов деятельности | 5 мин | Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовят дополнительные сведения по теме. |
11. Информирование о домашнем задании | 3 мин. | Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. | Записывают домашнее задание. доклады, сообщения. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
12. Подведение итогов занятия и рефлексия | 2 мин | Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. | Рефлексия | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
|
|
Сабақ барысы
ход урока.
1.Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент
2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі
Ак туализация знаний учащихся.
Тест по теме "Правописание местоимений"
1. В каком варианте пишется буква Е?
1) н... кто не знает
2) н.. за что на свете
3) н... чего раздумывать
4) н.. до чего нет дела
2. В каком варианте пишется буква И?
1) н... кому остаться дома
2) н... за что не скажу
3) н... у кого попросить денег
4) н...которые люди
3. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) (не)сколько книг
2) не(с)кем посоветоваться
3) ни(у)кого не спросил
4) ни(о)чем не думай
4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
1) (ни)чего не осталось
2) (ни)чем не интересовался
3) (не)чем заняться
4) (не)о(чем) переживать
5. В каком варианте может быть вариативное написание?
|
|
1) (не/ни)какой
2) (не/ни)кто
3) (не/ни)чей
4) (не/ни)который
3. Жаңа материалды зердеу.
Изучение нового материала Глагол как часть речи. Спряжение глаголов.
Прочитайте притчу: Спросили как-то мудреца, какой миг самый прекрасный, какой человек самый близкий и что в жизни самое ценное?
- А вы как думаете?
Мудрец, долго не думая ответил: «Самое прекрасное – это настоящее, потому что прошлое уже не вернуть, а будущее еще не наступило. Самый близкий – это тот, кто находится рядом, а самое ценное в жизни – это отдавать, потому что только это делает тебя счастливым»
I.Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.
Начальная форма глагола – инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.
Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти (не являются основой слова).
У глаголов, оканчивающихся на –чь, - чь входит в состав корня.
Кроме суффиксов – ть, - ти, в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-,-е-,-ова-,
-ну- и др.
II. Признаки глагола:
1) Общее грамматическое значение глагола – это действие.
2) Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.
3) Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.
Частица не пишется с глаголами раздельно: не шуметь, не читал, не поеду.
Не пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без не: ненавидеть, (мне) нездоровится.
III. Виды глагола.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): сказать. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить.
|
|
IV. Времена глагола.
Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): лете л и. Изменяется по родам и числам.
Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса – л-: пе-ть – пе-л.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса – л- (нести - нёс).
Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида: вез-у,пил-ю.
Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): вернусь. Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочита-ю.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать – буду читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам – спрягаются.