Тематический план учебной дисциплины

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.62 – «Психология», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология центральной нервной системы».

Программа разработана в соответствии с:

· Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;

· Образовательной программой 030300.62 «Психология».

· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» являются:

а) образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний;

б) практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний;

в) воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

· теории происхождения и эволюции нервной системы;

· основные методы и подходы к изучению анатомии и физиологии нервной системы;

· принципы эмбрионального развития и строения нервной системы человека;

· организацию нервной ткани и отличительные принципы строения нейронов;

· принципы рефлекторной деятельности;

· основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);

· строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов;

· свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);

· основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;

· основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;

· роль нейроэндокринной регуляции в физиологии человека и животных;

· механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.

уметь:

· связывать физиологические процессы организма с организацией его нервной системы;

· определять пораженные зоны мозга человека при ознакомлении с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;

· определять формы изменения метаболизма мозга при знакомстве с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;

· индивидуализировать особенности анатомии и физиологии центральной нервной системы человека;

· квалифицировать уровень психической организации животного в зависимости от организации его головного мозга.

иметь навыки:

· нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии и физиологии нервной системы.

 

 

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

 

Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной СК-Б1 Воспроизводит полученные знания, распознает анатомические и физиологические термины в смежных областях знания, оценивает адекватность представленной информации Лекции, семинарские занятия
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода) СК-Б6 Использует знания о способах поиска научной информации и работы с ней для подготовки научной работы, Демонстрирует знания, Владеет навыками поиска научной информации   Лекции, семинарские занятия, домашняя работа
Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации. ИК-2 Использует ИКТ для поиска необходимой информации, распознает искомую информацию, правильно интерпретирует и оценивает полученную информацию Лекции, семинарские занятия, домашняя работа

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на комплексе биологических знаний в пределах школьной программы по биологии. В первую очередь студенту необходимы знания по анатомии и физиологии человека и по цитологии.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психофизиология», «Педагогика», «Общая психология», «Психология развития», «Клиническая психология».

 

Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции Семинары Практические занятия
1 Раздел 1. Функциональная анатомия ЦНС 107 24 24 - 59
  Тема 1. Предмет и задачи курса. 6 2 2 - 2
  Тема 2. Строение нервной ткани 17 3 4 - 10
  Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека 8 2 2 - 4
  Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы 6 1 1 - 4
  Тема 5. Общие представления о строении нервной системы 8 2 1 - 5
  Тема 6. Строение и функции спинного мозга, спинномозговые нервы 18 4 4 - 10
  Тема 7. Строение и функции головного мозга человека 21 5 6 - 10
  Тема 8. Автономная нервная система 7 2 1 - 4
  Тема 9. Анализаторы 16 3 3 - 10
2 Раздел 2. Физиология нервной системы 109 24 24 - 61
  Тема 1. Мембранный потенциал 13 3 2 - 8
  Тема 2. Потенциал действия нейронов 16 3 4 - 9
  Тема 3. Синаптическая передача   18   4   4   -   10
  Тема 4 (4-8). Медиаторные системы мозга   53   12   11   -   30
  Тема 5(9). Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция   9   2   3   -   4
  Итого: 216 48 48 - 120

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: