Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.62 – «Психология», подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология центральной нервной системы».
Программа разработана в соответствии с:
· Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;
· Образовательной программой 030300.62 «Психология».
· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» являются:
а) образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний;
|
|
б) практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний;
в) воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· теории происхождения и эволюции нервной системы;
· основные методы и подходы к изучению анатомии и физиологии нервной системы;
· принципы эмбрионального развития и строения нервной системы человека;
· организацию нервной ткани и отличительные принципы строения нейронов;
· принципы рефлекторной деятельности;
· основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы);
· строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов;
· свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
|
|
· основные группы соединений с нейротропной активностью (транквилизаторы, анксиолитики, антидепрессанты и др.), механизмы их влияния на работу мозга;
· основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
· роль нейроэндокринной регуляции в физиологии человека и животных;
· механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения.
уметь:
· связывать физиологические процессы организма с организацией его нервной системы;
· определять пораженные зоны мозга человека при ознакомлении с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;
· определять формы изменения метаболизма мозга при знакомстве с конкретными случаями заболеваний центральной нервной системы;
· индивидуализировать особенности анатомии и физиологии центральной нервной системы человека;
· квалифицировать уровень психической организации животного в зависимости от организации его головного мозга.
иметь навыки:
· нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии и физиологии нервной системы.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной | СК-Б1 | Воспроизводит полученные знания, распознает анатомические и физиологические термины в смежных областях знания, оценивает адекватность представленной информации | Лекции, семинарские занятия |
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода) | СК-Б6 | Использует знания о способах поиска научной информации и работы с ней для подготовки научной работы, Демонстрирует знания, Владеет навыками поиска научной информации | Лекции, семинарские занятия, домашняя работа |
Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации. | ИК-2 | Использует ИКТ для поиска необходимой информации, распознает искомую информацию, правильно интерпретирует и оценивает полученную информацию | Лекции, семинарские занятия, домашняя работа |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на комплексе биологических знаний в пределах школьной программы по биологии. В первую очередь студенту необходимы знания по анатомии и физиологии человека и по цитологии.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психофизиология», «Педагогика», «Общая психология», «Психология развития», «Клиническая психология».
Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
1 | Раздел 1. Функциональная анатомия ЦНС | 107 | 24 | 24 | - | 59 |
Тема 1. Предмет и задачи курса. | 6 | 2 | 2 | - | 2 | |
Тема 2. Строение нервной ткани | 17 | 3 | 4 | - | 10 | |
Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека | 8 | 2 | 2 | - | 4 | |
Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы | 6 | 1 | 1 | - | 4 | |
Тема 5. Общие представления о строении нервной системы | 8 | 2 | 1 | - | 5 | |
Тема 6. Строение и функции спинного мозга, спинномозговые нервы | 18 | 4 | 4 | - | 10 | |
Тема 7. Строение и функции головного мозга человека | 21 | 5 | 6 | - | 10 | |
Тема 8. Автономная нервная система | 7 | 2 | 1 | - | 4 | |
Тема 9. Анализаторы | 16 | 3 | 3 | - | 10 | |
2 | Раздел 2. Физиология нервной системы | 109 | 24 | 24 | - | 61 |
Тема 1. Мембранный потенциал | 13 | 3 | 2 | - | 8 | |
Тема 2. Потенциал действия нейронов | 16 | 3 | 4 | - | 9 | |
Тема 3. Синаптическая передача | 18 | 4 | 4 | - | 10 | |
Тема 4 (4-8). Медиаторные системы мозга | 53 | 12 | 11 | - | 30 | |
Тема 5(9). Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция | 9 | 2 | 3 | - | 4 | |
Итого: | 216 | 48 | 48 | - | 120 |
|
|