Учение прп. Паисия Величковского об умной молитве

Учение прп. Паисия Величковского об Иисусовой молитве тесно связано с учением его наставника и друга – схимонаха Василия, старца Мерлополянского скита. Оба старца пишут на эту тему с определенной ясностью и точностью, т.к. оба проходили святоотеческое учение об Иисусовой молитве и оба приобрели непосредственный личный опыт умного делания.

Старец Василий написал несколько предисловий к книгам об умном делании прп. Григория Синаита, прп. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского. Прп. Паисий Величковский написал свое сочинение для предостережения своей братии от нападок на умную молитву некоего философа-монаха, проживавшего в Мошенских горах Молдавии. Нападки эти совершались ввиду того, что до середины XVIII в. в Молдавии и Валахии «добродетель умной молитвы» была мало известна. И, вводя Иисусову молитву, старец Паисий иногда встречал сопротивление монахов47. Поэтому, когда умное делание подверглось нападкам, он был вынужден написать сочинение в защиту Иисусовой молитвы.

«Свиток», как назвал свое сочинение сам прп. Паисий, начинается следующими словами: «дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания дерзают хулить Божественную приснопамятную и боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву»48. «Свиток» прп. Паисия, помимо введения имеет шесть глав.

В первой главе прп. Паисий излагает, что умная молитва всегда была непрестанным делом древних святых отцов, но диавол начал хулить монашеский чин умного делания, чтобы совершенно истребить с лица земли это душеспасительное дело49. Старец Паисий наставляет, что умная молитва очищает человека от всех страстей и возбуждает к усердному хранению заповедей Божиих, а также хранит от вражиих нападок и прелестей. Невозможно творить эту молитву самочинно, так как это приведет попаданию во вражеские сети.

Во второй главе прп. Паисий указывает, что есть две умные молитвы: одна для новоначальных – деятельная, а другая для совершенных – созерцательная, первая начало, вторая конец. Старец пишет: «когда же кто Божией помощью и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням, в вышесказанные духовные видения, открывая ему по мере его очищения неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это воистину называется истинным духовным видением, которая и есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой – ужас и видение»50.

В третьей главе своего сочинения старец Паисий говорит, что умная молитва есть духовное художество «потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искусного художника, так и этому мысленному деланию молитвы без искусного наставника невозможно навыкнуть»51.

В четвертой главе послания старец Паисий рассказывает о том, какую подготовку должен проходить ревнующий умного делания. Желающий обучаться Иисусовой молитве должен предать себя в послушание опытному наставнику, который сможет показать незаблудный путь ко спасению – путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце52. А если и в том отце, кому предался обучающийся, и не он нашел искусного наставника, а в нынешнее время оскудели опытные наставники умного делания, то не стоит отчаиваться, а необходимо следовать учению преподобных отцов, которые до тонкостей изложили это учение о божественном делании. А благодать Божия по молитвам святых отцов поможет научиться этому божественному делу.

В пятой главе прп. Паисий разъясняет о том, что такое эта священная молитва по своему качеству и действию, приводя слова святых отцов-подвижников, которые «в своих писаниях об этой священной молитве свидетельствуют своим исполненным Божией премудрости учением о ее действии, о происходящей от нее неизреченной пользе и о преуспеянии через нее в божественных дарованиях Святого Духа»53.

В шестой главе послания старец Паисий пишет о некоторых внешних приемах обучения умной молитве для новоначальных. Необходимо, чтобы во время молитвы ум хранил сердце и пребывал бы постоянно внутри его, и из глубины сердца воссылал молитвы к Богу.

На этом кончается послание старца Паисия об умной Иисусовой молитве.

 


К прп. Паисию Величковскому, слава о котором разносилась далеко за пределы Валахии, стекались ревнители монашеского жития, желающие быть в послушании у этого старца, имевшего особый дар духовного окормления. Послушники приходили не только из Молдавии и Валахии, большое количество иноков было из Украины и России. Помимо этого к старцу направлялись выходцы из Греции, Сербии, Болгарии, Польши.

В конце XVIII – начале XIX вв. многие из российских учеников прп. Паисия Величковского возвратились в Россию. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, ужесточилось отношение к русским инокам со стороны турецкого правительства после русско-турецкой войны, при этом одновременно смягчается политика к монашествующим со стороны российского правительства – в 1801 г. Александр I издал манифест, позволивший возвратиться в Россию всем самовольно ушедшим из него. Во- вторых, через два года после смерти старца Паисия в Нямецком монастыре начали изменять общежительный устав и правила, установленные старцем, от чего стали происходить смущения в монастыре среди братии, и около семидесяти русских монахов ушли в Россию54.

Как уже отмечалось выше, российское монашество в конце XVIII в. находилось в упадке – многие монастыри опустели, аскетизм угасал. Но прп. Паисий Величковский создал крайне важную для того времени и для будущего православия школу духовной жизни, он пробудил духовное движение угасавшего православного монашества, во многих иноках возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу.

Под влиянием прп. Паисия было воспитано множество замечательных иноков-подвижников, которые усвоили заветы старца, чтобы позже воплотить их в жизнь. Ученики прп. Паисия, глубоко усвоившие дух старчества, разошлись по всей России, поселяясь в монастырях, скитах и лесах, и возрождая древние традиции монашества. Но часто во многих монастырях они встречали непонимание, и даже гонения, т.к. местные иноки не принимали духовного наследия прп. Паисия и святых отцов, полагаясь в большей степени на внешние подвиги.

Но, несмотря на все трудности, ученики прп. Паисия Величковского внесли в монашескую жизнь огненный дух подвижничества, раскрыли учение о внутреннем делании, – очищении ума и сердца путем непрестанного призывания спасительного имени Христа.

Более ста монастырей, в числе которых такие важнейшие «духовные очаги» как: Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Глинская пустынь, Белобережская обитель, Площанская пустынь и многие другие, получили от прп. Паисия, его учеников и последователей духовное наследие великого старца, откуда оно распространялось далее – на всю Россию.

Тем самым духовные традиции прп. Паисия Величковского, впитавшие аскетический опыт православного Востока: Афона, Греции, Молдавии, России, определили дальнейшую духовную жизнь Русской Православной Церкви и России.

 

Из российских учеников прп. Паисия, пользовавшихся личным примером и учением старца, особенно известны следующие: архимандрит Феодосий (Маслов), иеромонах Клеопа (Покровский), иеросхимонах Клеопа (Антонов), схимонах Феодор (Пользиков), схимонах Афанасий (Захаров), схимонах Афанасий (Охлопов), монах Павел (Симонов монастырь), монах Феофан (Оптина пустынь), монах Феофан Соловецкий, монахи Герасим, Амвросий и Арсений.

 

                                                                                           Артём Лепкин-Лычко Вадимович. TEO172Б.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: