Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно-рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств.
В то же время слово обладает обобщающей функцией.
Пример:
так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
|
|
Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.
Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.
Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники и культуры.
Способностью к обучению речи человек наделён от рождения. Ребёнок обучается говорить с 5–7 месяца первого года жизни до 5–6 лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок, зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребёнок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.
Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
Эмоции
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
|
|
Эмоции бывают положительными и отрицательными.
Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование).
Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).
Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.
· Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности.
· Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье спёрло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т. е. управляет ими.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент
1.Просмотреть урок
youtube.com